назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [ 233 ] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313]


233

Министерством сельского хозяйства), которая отражает преоблацающие в данной стране стандарты уровня жизни. Можно утверждать, что озабоченность проблемой бедности в развитых странах, в то время как развивающиеся переживают настоящую катастрофу, не является оправданной, и потому нецелесообразно употреблять в данном случае сам термин «бедность». Борьбу с бедностью в развитых странах можно было бы сравнить с перестановкой скамей на палубе идущего ко дну «Титаника», хотя данное сравнение не выглядит вполне адекватным. Более точным, пожалуй, является сравнение с кораблями, спещащими на помощь терпящему бедствие судну. Понятно, что их основная цель - оказаться рядом с тонущими как можно быстрее, но при этом они должны обеспечить безопасность и своих собственных пассажиров. Борьба с голодом и перераспределение доходов в целях облегчения положения бедных в мировом масштабе должны быть приоритетными вопросами, но бедность в развитых странах, определенная в соответствии с их стандартами, также должна быть включена в список проблем человечества.

Поскольку термин «бедность» используется в нескольких значениях, необходимо прояснить, в каком смысле мы его употребляем. К настоящему времени дискуссия по этому поводу затронула несколько аспектов, на которых следует остановиться. После небольшого исторического обзора исследований проблемы бедности в разделе 1 мы рассмотрим некоторые ключевые концептуальные вопросы. Какие показатели должны использоваться для измерения масштабов бедности? В чем суть концепции бедности и как она связана с неравенством? Эти вопросы рассматриваются в разделе 2. Чрезвычайно важным моментом является определение стандарта бедности, и здесь нужно рассмотреть подходы, базирующиеся на «абсолютных» (необходимый рацион) и «относительных» показателях. Важно также проанализировать методы работы с семьями, потребности которьк различаются. Об этом говорится в разделе 3. Как только масштаб бедности измерен, на первый план выходят ее причины. В первую очередь мы должны выяснить, кто же такие «бедные», чему посвящен раздел 4. Насколько бедность характерна для отдельных классов и фупп общества? Для разных возрастных фупп? Состав населения, пребывающего в бедности, в свою очередь, служит точкой отсчета для исследования причин бедности и анализа методов борьбы с ней. Об этом говорится в разделе 5.

1. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР ИССЛЕДОВАНИЙ ПРОБЛЕМЫ БЕДНОСТИ. Началом научного анализа проблемы бедности в англосаксонском мире обычно считаются исследования Бута и Раунтри в конце XIX в. Конечно, и раньше в Британии Кинг и другие давали оценки численности нищих, а в работе Идена «Положение бедных» (Eden, 1797) приводились данные обследования более чем ста церковных приходов, включающие информацию о семейных бюджетах. Энгельс и Мэйхью рассматривали положение бедных в городах Англии. Однако анализ ситуации в Лондоне, содержащийся в работе Бута «Жизнь и труд» (Booth, 1892-1897), сочетал в себе элементы первич-



ного наблюдения, которое началось в Ист-Энде в 1880-х годах, с систематическими попытками количественно оценить масштабы проблемы. Взяв улицу за единицу анализа, Бут построил в итоге свою знаменитую карту бедности в Лондоне.

Задачей работы Раунтри (Rowntree, 1901) было сопоставление ситуации в Йорке как типичном провинциальном городе с результатами Бута. Однако с точки зрения методов анализа Раунтри пошел дальше - он рассмотрел доходы отдельных семей и разработал так называемый стандарт бедности, основанный на оценках потребностей в продуктах питания и других необходимых благах. Методика обследования домохозяйств была в дальнейшем развита Боули (Bowley, 1912-1913), который впервые использовал выборочный анализ для своей случайной выборки /го части семей рабочих в Рединге. В дальнейшем было проведено большое количество исследований на местном уровне, включая обследование пяти городов, начатое Боули в 1915 г. и повторенное в 1920 г., а также новое обследование условий жизни и труда в Лондоне, результаты которого увидели свет в начале 1930-х годов. Сам Раунтри повторил свое обследование ситуации в Йорке в 1936 и 1950 гг. Последнее обследование использовалось как стандартный источник информации относительно эффективности послевоенной системы социальной защиты, причем большинство аналитиков пришли к выводу, что Великобритания решила проблему бедности, эффективно сочетая полную занятость с новой системой пособий. Сомнения в этом появились в результате социологических эмпирических исследований и оказались в центре внимания с публикацией в 1965 г. работы «Бедные и беднейшие» (Abel-Smith and Townsend, 1965), которая с помощью анализа данных национального обследования показала, что в 1960 г. около 2 млн человек находились ниже черты бедности, несмотря на систему социальной защиты. Данный вывод подтвердился и в официальных оценках, которые Департамент здравоохранения и социальной защиты начал публиковать в 1970-х годах, а также в собственном обследовании Таунсенда (Townsend, 1979).

Как и во многих других сферах, американцы стали разрабатывать эту проблему позже и продвинулись дальше. Попытка дать определение черты бедности была предпринята Хантером (Hunter, 1904), концепция которого формировалась в ходе серии исследований нью-йоркских семей, включившей так называемое исследование «бюджета минимального комфорта». В 1949 г. вышел доклад о положении семей с низкими доходами, представленный Совместным комитетом по подготовке экономического доклада Президента США. Однако вплоть до 1960-х годов проблема бедности не исследовалась систематически, за исключением нескольких заслуживающих внимания примеров, таких, как работа Лэмпмэна (Lampman, 1959). Позже «Другая Америка» Хар-ринггона (Harrington, 1962) и «Общество изобилия» Гэлбрейта (Galbraith, 1958) привлекли к ней внимание широкой общественности, политиков и ученых. Доклад Совета экономических консультантов за 1964 г., основываясь главным образом на исследованиях Оршански (Orshansky, 1965), оценил черту бедности в 3000 дол. годового дохода;



в дальнейшем методика расчета бьша доработана и была утверждена официальная черта бедности, применяемая по настоящее время (с некоторыми модификациями, например добавлением альтернативных показателей, включая трансферты в натуральной форме).

Подобного типа исследования проводились и во множестве других стран, в результате чего у ученых возник интерес к межстрановым сопоставлениям. ОЭСР осуществила одну из первых попыток таких сопоставлений, а более широкое исследование было проведено в рамках Люксембургского исследования доходов. Любая оценка бедности в глобальном масштабе зависит от наличия информации по распределению жизненных условий в отдельных странах, и в данном вопросе существенную роль сыграли Всемирный банк и Международная организация труда (МОТ). В некоторых небогатых странах также проводились интенсивные исследования проблемы бедности. Примером может служить Индия с ее многочисленными дискуссиями по поводу того, увеличиваются или уменьшаются размеры бедности с течением времени. МОТ и Всемирный банк также оказывали влияние на распространение интереса к данной проблематике, что отражено в докладе Брандта (Brandt, 1980), в котором вьщвинута концепция «основных потребностей» (basic needs), включающая минимальный набор отдельных благ и необходимое состояние окружающей среды.

2. БЕДНОСТЬ, УРОВЕНЬ ЖИЗНИ И ПРАВА. Озабоченность проблемой бедности может быть направлена на удовлетворение основных потребностей в пище, жилье и одежде. В этом случае необходимо четко определить, потребление каких именно товаров нас интересует. Подобный подход ведет к многокомпонентной оценке масштабов бедности, когда семья может быть лишена одних благ, но обладать другими, а действительно серьезной следует считать ситуацию, в которой отсутствует значительная их часть. Ее нередко называют «множественной» депривацией (multiple deprivation).

Данный подход позволяет фиксировать специфические виды де-привации, но можно использовать и агрегированные индикаторы. Например, можно использовать показатель общих расходов и принять, что бедной является семья, общие расходы которой не превосходят некоторого определенного уровня. Однако исследователи в больщинстве развитых стран предпочитают отказаться от этого подхода и оценивают бедность по уровню доходов. В принципе показатель доходов может занижать реальный уровень жизни. Семья может брать в долг или жить частично за счет сбережений. В этом случае ее реальный уровень жизни не ограничивается текущим доходом, а более подходящим для оценки является показатель расходов. (В короткий промежуток времени, однако, может наблюдаться расхождение между объемами расходов и потреблением, поскольку домохозяйства используют запасы продуктов и т.п.) Уровень жизни также оказывается выше, чем можно судить на основании уровня дохода, если члены семьи могут участвовать в процессе потребления благ другими семьями. Например, престарелые родители, живущие с детьми, могут частично увеличивать свое потреб-

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [ 233 ] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313]