назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [ 23 ] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313]


23

рым в 1930-х и 1940-х годах, особенно в работах Генри Саймонса (Reder, 1982, р. 389).

Если круг объектов, которые могут перераспределяться, включает законодательные меры и другие политические переменные, то, по теореме Коуза, те же силы децентрализованного принятия решений, которые регулируют производство и обмен, определяют также и изменения в законодательстве и политических институтах. Таким образом, вера в теорему Коуза ведет - или, во всяком случае, должна вести - к политической пассивности. Однако отнюдь не все чикагские экономисты политически пассивны. Подавляющее большинство из них придерживаются консервативных взглядов, хотя наблюдается большая неоднородность в том, что касается оттенков и силы убеждений, а также склонности к участию в политической полемике. Вполне юзможно, что эти различия объясняются разной степенью веры в то, что политическое поведение имеет экономическую подогшеку. Наверное, самая типичная для всех экономистов Чикагской школы черта заключается в недоверии к государству. Это недоверие да еще уверенность в том, что добровольный обмен, если ему не мешать, со временем обязательно приведет к истинно желательным результатам, действуют как мощный тормоз на пути отдельных импульсивных порывов совершенствовать общество посредством политических мер.

Сага о Чикагской школе - это одновременно история эволюции некоторого комплекса идей (парадигмы) и конкретного учебного заведения, с которым связаны главные авторы этих идей. В данном обзоре мы остановились на основных теоретических идеях и исторических событиях и для подробного рассказа о достижениях в прикладной области и их авторах просто не осталось места. Однако именно тот факт, что эти основные идеи ассоциируются с ярким коллективом ученых, объединяющим в своих рядах представителей нескольких поколений и связанным с определенным учебным заведением, оправдывает заглавие статьи. Многие из главных действующих лиц этой истории - Директор, Фридмен, Стиглер, Уоллис - и по сей день здравствуют*, активно занимаются наукой и поддерживают тесные контакты со своими преемниками из университета. Эта преемственность поколений и идей является отличительной чертой интеллектуальной трациции, именуемой Чикагской школой.

Сегодня, в середине 80-х годов, угроза жизнеспособности этой традиции исходит скорее от все более широкого признания ее идей, чем от непризнания. Четверть века тому назад отличительной чертой экономистов Чикагской школы служило то, что они придавали исключительную важность конкуренции и предложению денег.

Сегодня, в 1985 г., похоже, что эти взгляды стали частью основного течения (main stream) экономической мысли, история Чикагской школы завершается. А впрочем, поживем - увидим.

Джордж Стиглер умер в 1991 т. - Примеч. научн. ред.



БИБЛИОГРАФИЯ

Коуз Р. Проблема социальных издержек Коуз Р. Фирма, рынок и право. М.:

Дело, 1999. С. 87-141. Фридмен М. Методология позитивной экономической науки / Thesis. Вып. 4.

1994. С. 20-52.

Becker, G.S. 1957. The Economics of Discrimination. Chicago: University of Chicago Press.

Becker, G.S. 1965. A theory of the allocation of time. Economic Joumal 75, September, 493-517.

Becker, G.S. 1976. The Economic Approach to Human Behavior. Chicago: University of Chicago Press.

Coase, R.H. The problem of social cost. Journal of Law and Economics 3( 1), October, 1-44.

Coase, R.H. 1981. How should economists choose? Washington, DC: American Enterprise Institute for Public Policy Research.



ТЕОРЕМА КОУЗА

Роберт Д. Кутер

Coase Theorem

Robert D. Cooler

Те, кому доводилось рассказывать теорему Коуза новичкам, видели, какой интерес и восхищение она вызывает. Однако Коуз так и не дал формулировки этой теоремы, а когда это пытаются делать другие, она, видимо, превращается либо в ложное высказывание, либо в тавтологию. Положение или положения, называемые теоремой Коуза, были первоначально разработаны в виде серии примеров (Coase, 1960). Коуз, подобно судье, упорно отказывался делать широкие обобщения в своей работе. И так же, как мнение судьи, любая интерпретация его работы имеет достаточно правдоподобную альтернативу. Вместо того чтобы пытаться дать однозначное толкование, мы рассмотрим несколько распространенных итггерпретаций теоремы Коуза и проиллюстрируем их одним из его примеров. Теперь, после более чем 20 лет дискуссий, представляется, что распространенные интерпретации исчерпывают смысл данной теоремы.

Центральная идея микроэкономики заключается в том, что при свободном обмене ресурсы перемещаются туда, где их использование является наиболее ценным. В этом случае говорят, что аллокация ресурсов является эффективной по Парето. Помимо права собственности на ресурсы имеется много других прав, как, например, право на использование определенным образом находящейся во владении земли, право быть защищенным от помех и неудобств при пользовании недвижимостью, право на компенсацию за нанесенный ущерб, право требовать поведения в соответствии с контрактом. Можно сказать, что Коуз распространил положения об обмене ресурсами на обмен правами. В этой интерпретации теорема Коуза гласит, что с точки зрения эффективности не имеет значения, как первоначально распределяются права, при условии, что можно свободно обмениваться ими. Другими словами, неоптимальное распределение прав будет исправлено в процессе свободного обмена.

Такая интерпретация предполагает, что, для того чтобы обеспечить эффективность права, следует устранить препятствия для свободного обмена правами. Законные права зачастую страдают нечеткостью, что усложняет определение их ценности. К тому же суды не всегда склонны принуждать к исполнению контрактов по продаже законных прав. Следовательно, при интерпретации «в аспекте свободного обмена» эффективность права должна обеспечиваться четким определением прав,

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [ 23 ] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313]