назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [ 225 ] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313]


225

Исполнительские искусства

Уильям Дж. Баумоль

Performing Arts

William J. Baumol

За последние двадцать лет в мировой литературе накопилось много работ но экономике искусства. Помимо важности культурного вклада, производимого искусством, интерес к данному предмету среди экономистов вызывался некоторыми специфическими чертами экономики искусств, которые оказались интересными с аналитической точки зрения и анализ которых имеет важные применения вне данной сферы. Примечательна ссылка на «болезнь издержек в исполнительских искусствах», которая вьщвигалась в качестве объяснения того факта, что, за исключением периодов быстрой инфляции, издержки на деятельность в сфере искусств практически везде повышаются быстрее, чем любой индекс общего уровня цен. Другой серьезный теоретический вопрос, которому посвящена литература, - причины, но которым можно оправдать финансирование искусства государственным сектором.

ОРГАНИЗАЦИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЕ. Структура индустрии исполнительских искусств сходна во многих развитых странах. Крупнейшее предприятие в смысле бюджета и кадров - опера, за ней следуют в порядке убывания оркестр, театр и танцевальное шоу. Театры - это единственная фуппа, которая включает существенный сектор, стремящийся к получению прибыли. Все остальные, а также многие театры получают серьезную долю своих доходов от государства и частных филантропов. Соединенные Штаты с их политикой освобождений от уплаты налогов - это, вероятно, единственная страна, в которой велика доля частной благотворительности, и здесь она намного превышает размеры правительственного финансирования. Во многих странах большая часть такого финансирования предоставляется единственным агентством, тогда как в США организация, занимающаяся искусством, при получении отказа от одного источника финансирования может обычно обратиться к друтим.

Доступные статистические данные демонстрируют, что сирое на посещение зрелищ эластичен но доходу, но совершенно неэластичен но цене - но крайней мере, в долгосрочной перспективе. Это говорит о том, что широко поддерживаемая государством цель обеспечивать разнообразие аудитории не дает ценам на билеты подниматься выше их настоящего уровня, хотя несомненно, что также свою роль ифает сфах перед тем, что такое повышение вызовет временное, но серьез-



ное снижение доходов и сократит филантропическую или правительственную помощь.

Во всех странах, в которых проводились регулярные изучения аудитории, было показано, что аудитория представляет собой очень узкую Фуппу. Она гораздо лучше образована, чем население в среднем, ее средний доход гораздо выше среднего, она несколько старше и включает удивительно малую долю работников физического труда. Даже бесплатные и обширно субсидируемые представления влияют на эти тенденции в очень малой степени.

Хотя общие расходы на покупку билетов, конечно, с течением времени выросли, данная тенденция серьезно изменяется, если сделать поправки на изменения численности населения, уровня цен и реальных доходов. Так, в СП1А доля располагаемого дохода, вьщеленная на посещение художественных представлений, сократилась с примерно 0,15 дол. с каждых 100 дол. в 1929 г. до примерно 0,05 дол. в 1982 г. Последнее число практически не изменилось за весь период со Второй мировой войны.

БОЛЕЗНЬ ИЗДЕРЖЕК В ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ ИСКУССТВАХ. Одна из характерных особенностей экономики исполнительских искусств, которая, как представляется, влияет на структуру издержек, - это их «болезнь издержек». В соответствии с ней издержки на живые представления упорно повышаются с большей скоростью, чем издержки производства обычных продуктов обрабатывающей промышленности. Иллюстрация, сравнивающая издержки производства часов и музыкальных представлений на протяжении веков, показывает справедливость этого тезиса. В производстве часов имел место значительный и постоянный технический професс, тогда как в офасли живых представлений не было никаких нововведений, позволяющих сократить численность рабочей силы, они продолжают выполняться старым способом. В конце XVII в. швейцарский мастер мог производить примерно 12 часов в год. Тремя столетиями позже та же единица рабочей силы производит более 1200 (некварцевых) часов. Однако музыкальное произведение, написанное фи века назад Перселлом или Скарлатти, для своего исполнения требует точно столько же человеко-часов сегодня, сколько фебовалось в 1685 г. при использовании того же оборудования.

Эти цифры означают: для того чтобы оплатить билет в оперу, человек должен работать сегодня примерно столько же, сколько на аналогичной работе нужно было работать 300 лет назад, в то время как издержки по производству часов и других товаров обрабатывающей промышленности резко сократились, если измерить их в часах рабочего времени, которые следует за них заплатить. Другими словами, поскольку производимые товары подвергаются технологическим усовершенствованиям из года в год, а живые представления - нет, то почти каждый год билеты в теаф и на концерты становятся все более дорогими по сравнению с ценой часов. Данный феномен называется «болезнью издержек живых представлений».



Чтобы облегчить сравнение с дискуссией о структуре издержек средств массовой информации, которая идет далее, будет полезно описать болезнь издержек формально. Пусть:

- объем производства продукта / в период Г,

X/j, - количество ресурса к, использованного нри производстве /;

ACjj - средние издержки на / в период t,

w, - (реальная) цена к в период t,

л,.=yjWiiPCii, - совокупная производительность факторов производства в производстве /;

* - темп прироста для любой функции, );

г = т-

Тогда мы имеем: Утверждение 1.

Пусть у,, и - два объема производства фирм, производящих один вид продукции. Тогда, если я,,* < л, < < я2,*, так что объем производства 1 может называться относительно «застойным» (а объем производства 2 - относительно «растущим»), отношение средних издержек производства 1 к средним издержкам производства 2, ACJ АС, будет расти без Офаничений.

Доказательство: по определению,

ЛС„/С2, = л2,/л„, так что

(ACJAC)* = я*2, - я*„ /2 - г, (что и требовалось доказать).

Здесь, конечно, может толковаться как обьем производства зрелищ и У2 - как обьем производства продуктов обрабатывающей промышленности. Следует ожидать, что цены производимых продуктов будут расти менее быстро, чем цены билетов на концерты, балеты и театральные представления. Цены на билеты должны, следовательно, расти быстрее общего темна инфляции в экономике, поскольку темп инфляции в экономике - это среднее значение увеличения цен на все товары в экономике.

Иногда утверждается, что средства массовой информации: кино, радио, телевидение и звуко- и видеозапись - могут излечить от болезни издержек, однако недавний анализ показывает, что, несмотря на их сложную технологию, многие из этих СМИ в долгосрочном плане подвержены, по сути, той же проблеме. Фактически, данные показывают, что цены билетов в кино и цены часа передач в прайм-тайм по телевидению росли по крайней мере так же быстро, как и цены на билеты в коммерческие театры. Объяснение, по-видимому, заключается в структуре производства СМИ, которая состоит из двух базовых компонентов, которые очень различаются технологически. Первый включает подготовку материала и действительный показ перед камерами, тогда как второй - это трансляция или запись на пленку.

Показ по телевизору нового материала требует этих двух элементов в относительно фиксированных физических пропорциях - один час съемки нрофаммы (с некоторой гибкостью во время репетиций) должен сопровождаться одним часом трансляции. Однако, поскольку пер-

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [ 225 ] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313]