назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [ 206 ] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313]


206

студентов, профессоров и пр. Однако наряду с этим существует множество других отношений идентичности: «то же издательство», «та же классификация по каталогу библиотеки Конгресса»», «обложка того же цвета» и т.д. Принимая во внимание множество «измерений» каждой из книг, находящихся в фондах библиотеки, возможности нахождения отношений идентичности, которые на деле представляют собой альтернативные подходы к «описанию» фондов библиотеки, являются практически неограниченными.

Теперь рассмотрим изменения, происходящие в такой библиотеке в течение года - скажем, в промежутке между регулярными инвентаризациями, происходящими по окончании учебного года, когда вьща-ча книг прекращается, а все книги, подлежащие возврату, действительно возвращаются в хранилище. С точки зрения гипотетического всеобъемлющего описания фондов библиотеки (которое, к примеру, принимает во внимание все сделанные читателями выделения в тексте и проставленные на полях вопросительные знаки) объем изменений является огромным - в том смысле, что его описание потребует очень много битов информации. Более практичный подход к описанию изменений заключается в том, чтобы вьщелить одно или несколько существенных отношений идентичности и подсчитать для двух моментов времени число объектов, принадлежащих к одному и тому же типу. К примеру, в момент времени / можно подсчитать число объектов, идентичных по критерию «заглавие и автор», а полученный результат сравнить с результатом, полученным для того же круга объектов в момент времени / + 1. И в то время как библиотекарь может быть заинтересован главным образом в оценке разности между полученными цифрами, теоретик-эволюционист, скорее всего, разделит второй результат на первый и назовет частное (наблюдаемой) степенью «приспособленности» (fitness) данной книги данного автора. (Разумеется, эта процедура имеет смысл только в том случае, если делитель не равен нулю.)

Рассуждая подобным образом, представляется возможным обсуждать проблему о том, каким образом фонды библиотеки претерпевают «естественный отбор» (по признаку «заглавие и автор»). Этот термин описывает действие сложного набора процессов, которые приводят к появлению в библиотеке новых книг и исчезновению старых. Слово «естественный» отражает точку зрения, что эти процессы нельзя полностью объяснить намерениями некоего индивидуального действующего лица, контролирующего ситуацию в целом, - например, заведующего библиотекой. Там, где эта точка зрения не обоснована, эволюционный подход к изучению фондов библиотеки может бьпь отвергнут и заменен изучением намерений агента, контролирующего ситуацию.

Эволюционный подход к изучению фондов библиотеки в том виде, в каком он изложен выше, может служить полезной аналитической структурой, но он не является теорией. В частности, понятие «приспособленность» дает лишь чисто тавтологическое «объяснение» изменений, происходящих в фондах библиотеки с течением времени. (Кроме того, это лишь частичное объяснение: во-первых, потому, что существу-



ет проблема новых приобретений - в этом случае делитель будет равен нулю, и, во-вторых - что гораздо важнее, - потому, что он рассматривает достаточно простую структуру отношений идентичности и не претендует на всеобъемлющее описание объектов.) Превращение данной аналитической структуры в теорию не представляет сложности: достаточно предположить, к примеру, что степень приспособленности по признаку «заглавие и автор» постоянна во времени. Такая теория имеет богатое эмпирическое содержание, но, к сожалению, она является ложной. С ее «слабой версией», опирающейся на предположение о «приблизительном постоянстве» степени приспособленности, дела обстоят ненамного лучше. Сложность состоит в создании в рамках эволюционного подхода успешньгх теорий, имеющих эмпирическое содержание. Говоря более конкретно, необходимо получить нетавтологичные утверждения относительно теоретической приспособленности, которые подтверждались бы путем наблюдений за фактической степенью приспособленности. Будет ли поиск таких утверждений успешным, зависит от того, какие отношения идентичности подвергаются изучению.

В примере с библиотекой выбор отношения идентичности «заглавие и автор» является мастерским ходом творческого мьшшения (или бьш бы таковым, если бы не бьш столь очевиден). Путем использования признаков «заглавие» и «автор» в качестве таксономических критериев в краткой форме суммируется значительный объем детальной информации об отдельных книгах. Кроме того, на точность механизма «наследственности» в данной эволюционной системе оказывают влияние типографии и издатели (а также законы об авторских правах на воспроизведение печатной продукции). Механизм отбора имеет также устойчивые характеристики, отражающие существование и неизменность академических кафедр, профессорских должностей, поточных курсов, списков рекомендуемой литературы и размеров бюджета библиотеки.

Для ученого-эволюциониста, занимающегося изучением фондов библиотеки, могут представлять интерес детальные знания о реальных системах, которые управляют наследственностью и отбором, но такие знания не являются для него настоятельно необходимыми. Единожды обратившись к идее о том, что использование критерия «заглавие и автор» находится в важной связи с более широким комплексом факторов, определяющих эволюцию фондов библиотеки, исследователь может добиться значительного прогресса, не располагая ответами на многие вопросы о причинах плодотворности этой идеи.

С точки зрения формальной, тавтологической структуры эволюционного подхода исследователь может с тем же успехом выделять типы книг по таким отношениям идентичности, как «одно и то же первое слово на пятнадцатой странице». Он может подсчитать число книг, относящихся к выделенным типам, и измерить степень их приспособленности по соответствующему признаку. При этом (ех post) может оказаться верным утверждение, что в библиотеке наблюдается доминирование «наиболее приспособленных» книг - или,



точнее, что для долгосрочного сосуществования книг в библиотечном фонде необходимо, чтобы они имели приблизительно равную степень приспособленности. Тем не менее, было бы удивительно, если бы такого рода исследование выявило интересные эмпирические закономерности.

Если рассматривать предшествующее обсуждение эволюции фондов библиотеки, обслуживающей студентов начальных курсов, как попытку проведения аналогии с биологической сферой, то теперь пришло время остановиться на соответствиях, которые до сих пор не бьши артикулированы. Типы книг, вьщеленные по признаку «заглавие и автор», соответствуют видам. Различные издания данной книги соответствуют генотипам, поскольку между ними существуют систематические различия, которые, однако, являются незначительными по сравнению с различиями между собственно типами книг. Подчеркнутые и вьщеленные читателями фразы, разорванные страницы и т.п. являются примерами фенотипических вариаций, связанных с различными ситуациями, в которые попадала конкретная книга в течение своего жизненного цикла. Библиотека Конфесса представляет собой готовую таксономическую сфуктуру для обсуждения эволюции, протекающей на надвидовом уровне. Очевидно, что журналы выступают совершенно специфической формой литературы, поскольку фадиционная четкая зависимость между названием и автором для них не является доминирующей.

Однако с равным успехом можно отталкиваться от «эволюционной библиографии» как от прототипа эволюционной науки и описывать биологические процессы в терминах библиофафических аналогий (разумеется, абстрагируясь от фактов реальной истории и глубоких различий в степени разработанности двух этих сфер исследования). В этом контексте ключевая идея, на которой основывается сила эволюционного подхода, - это идея о типах, в рамках которых отдельные объекты (особи) являются, с точки зрения наблюдателя, близкими «копиями» друг друга. Значение слова «близкие» в данном случае подразумевает контраст между небольшими различиями внуфи типа и значительными различиями между типами. С этой идеей связаны идея подсчета - или измерения каким-либо иным способом - общего числа объектов, относящихся к одним и тем же типам в разные моменты времени, а также представление о том, что с течением времени в рамках существовавшего прежде типа появляются новые особи, - при этом подразумевается, что существует некоторая возможность «производства» новых «копий» объектов.

Биологические виды, размножающиеся половым путем, представляют собой сложный вариант этой базовой эволюционной парадигмы. Процесс производства наиболее точных копий - репликация хромосом в ходе гаметогенеза - связан отчасти с передачей информации, которая не является полным генетическим описанием ни родительской, ни дочерней особи. Концепция генетически идентичных особей - особей, сходных между собой, как отдельные книги одного и того же тиража - занимает место в теоретических моделях, однако в связи со

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [ 206 ] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313]