назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [ 20 ] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313]


20

Дугласом и Шульцем тоже вполне могли сыграть свою роль. Найт же занимался чисто теоретическими исследованиями, связанными с теорией капитала, риском, неопределенностью, общественными издержками и т.д., которые не требовали ни эмпирической проверки, ни знакомства с работами, в которых бы предлагались методы ее проведения. В результате между Найтом и Дугласом с Шульцем постоянно возникали конфликты, а отголоски их научных разногласий с Вайнером нередко доносились и до студентов, когда то один, то другой вставляли в адрес друг друга какие-нибудь колкости на лекциях. Отношения между Найтом и Вайнером бьши вполне корректными, но не более того (Reder, 1982, р. 365).

Общим для Найта и Вайнера бьша их непоколебимая верность основным принципам неоклассической теории цены и неприятие таких теоретических новинок 30-х годов, как теория монополистической конкуренции и «Общая теория» Кейнса. Подобная теоретическая непоколебимость отличала и их неприятие идей государственного вмешательства в программе Нового курса и кейнсианской политики полной занятости, относящейся к более позднему периоду. Впрочем, Вайнер, активно консультировавший в то время правительство, к Новому курсу относился не настолько отрицательно, как Найт и его ученики. И все же между взглядами Найта и Вайнера, с одной стороны, и такими горячими сторонниками Нового курса, как Дуглас, Шульц и некоторые из институционалистов, сущестювали принципиальные различия.

Благодаря тому что на факультете сосуществовали столь различные точки зрения на методологию экономической теории и экономическую политику государства, студентам удавалось услышать разные мнения и избежать конформизма. Но, несмотря на все эти разногласия, большинство преподавательского состава все же сумело выработать единый набор требований, предъявляемых к соискателям докторской степени, в котором главное внимание уделялось умению правильно применять теорию цены. Эти требования для 30-х годов бьши совершенно необычны, и стремление соответствовать им в немалой степени способстю-вало формированию у студентов стойкого убеждения, что главное в их предмете - это теория цены.

Самое важное из требований заключалось в том, что все без исключения соискатели докторской степени должны были сдать предварительные экзамены по теории цены и по теории денег. Экзамены эти бьши чрезвычайно трудны, и многие с первого раза их не сдавали. Даже при второй и третьей попытке вероятность «срезаться» бьша довольно высока и некоторые студенты не смогли (и до сих пор не могут) преодолеть этот рубеж на пути к заветной степени. Для большинства аспирантов единственной надеждой успешно сдать экзамен бьшо вызубрить от корки до корки весь материал, читавшийся на лекциях, особенно по основному курсу теории цены (номер в расписании - 301), и ответы на билеты проишых лет.

Вот уже более полувека необходимость готовиться к сессиям и докторским экзаменам, особенно к экзаменам по теории цены, формирует дисциплинарно-культурные штампы и стереотипы поведения выпуск-



НИКОВ Чикагского университета. ЭкзаменацШнные вопросы служат примерами научных npo&icM, а пятерка за ответ - образцом научного успеха. Студенты приучаются к тому, что для научного успеха необходимо выявить все элементы проблемы, выяснить, о каких количествах, ценах и функциональных связях между ними идет речь, а успешное решение задачи равнозначно применению теории на практике.

Хотя конкретное содержание экзаменационных билетов менялось вместе с развитием науки, базовая парадигма оставалась, по существу, прежней: экономические явления следует рассматривать в первую очередь как результат решений о тех или иных количествах, принимаемых стремящимися к оптимуму индивидами на основании данных рыночных цен. Эти решения (о количествах) координируются через рынки, цены на которых устанавливаются таким образом, чтобы величины спроса равнялись величинам предложения.

Конечно, студенты были в разной мере способны воспринять идеи теории цены, и сопротивление этим идеям в 30-е годы бьшо, вероятно, сильнее, чем в более поздние времена. Тем не менее, все студенты факультета независимо от их конкретной специальности обязаны бьши усвоить и научиться практически применять довольно большие объемы экономической теории. В 80-х годах подобное умение никого уже не удивляет, но в 30-е годы оно бьшо редкостью, и именно по этому признаку отличали выпускников Чикагского университета - особенно в прикладных областях - от всех прочих экономистов.

Несмотря на общие основы их подготовки, аспиранты, как и в других учебных заведениях, имели склонность примыкать к тому или иному преподавателю, обычно к своему научному руководителю. Таким образом, вокруг каждой из основных фигур на факультете «группировалась» своя группа аспирантов. Одна из таких групп, сложившаяся вокруг Найта в середине 30-х годов, сыграла особо важную роль в истории Чикагской школы. Ключевыми фигурами в этой группе были Мил-тон Фридмен, Джордж Стиглер и У. Аллен Уоллис. Группа поддерживала тесные дружеские отношения с двумя молодыми преподавателями - Генри Саймонсом и Аароном Директором, которые тоже бьши птенцами найтовского гнезда. Членом этой группы была и сестра Директора Роза, которая позже вьшша замуж за Милтона Фридмена.

Именно эта группа навела мосты между поколениями и обеспечила ту преемственность научной традиции, которая и получила название «Чикагская школа». Хотя они любили Найта и бьши преданы ему, научный стиль Фридмена, Стиглера и других очень отличался от научного стиля Найта. Все они были отьявленными эмпириками с явной склонностью к применению количественных методов для проверки теоретических постулатов. Своим эмпирическим уклоном и интересом к проблемам «реальной жизни» они стояли намного ближе к Вайнеру, нежели к Найту, но все равно считали себя приверженцами последнего.

Отчасти из-за той важной роли, которую играл Генри Саймоне в обучении теории студентов и бакалавриата, и магистратуры (причем еще не известно, у кого была хуже подготовка) в 30-х годах и вплоть до своей безвременной кончины в 1946 г., он оказал значительное вли-



яние на выпускников Чикагского университета. Но помнят его в основном как автора очерков по экономической политике (они собраны в Simons, 1948), которые стали своего рода манифестом взглядов Чикагской школы того периода, соответствующих принципам laissez faire.

Взгляды Саймонса имели ярко выраженный популистский оттенок, который у более поздних адептов Чикагской школы уже не встречается. Например, он одобрял вмешателытво государства для сокращения размера крупных предприятий и профсоюзов. В тех случаях, где сокращение размеров грозило падением эффективности - например, в случае «естественных монополий», - Саймоне предлагал такие предприятия передавать непосредственно в государственную собственность. В отличие от более поздних представителей Чикагской школы Саймоне также решительно поддерживал прогрессивное налогообложение, способствующее более уравнительному распределению доходов (Simons, 1938).

Наконец, Саймоне предложил ввести 100-процентную норму резервного покрытия вкладов до востребования и ограничить свободу Федеральной резервной системы в сфере кредитно-денежной политики за счет введения четких правил, направленных на стабилизацию уровня цен (Simons, 1948). В этом он выступил прямым предшественником чикагского монетаризма в том виде, в каком он позже бьш разработан Фридменом и его учениками.

Исторически сложилось так, что Фридмен, Сгиглер и Уоллис оказались не только наследниками научной традиции, но и непосредственными преемниками Найта и Вайнера. Но повесть о Чикагской школе не имела бы того колорита, если бы смена поколении в ней происходила путем передачи эстафеты от старшего поколения к лучшим сю-им ученикам. Не тут-то бьшо! Накануне Второй мировой войны на экономическом факультете и (наверное) у администрации университета возникла серьезная озабоченность по поводу того, что Чикагский университет не может похвастаться ни одним громким именем, связанным с новыми теоретическими разработками того времени, а именно - теорией несовершенной конкуренции и кейнсианской макроэкономической теорией.

Чтобы поправить дело, в 1938 г. на должность старшего преподавателя взяли Оскара Ланге. В то время он бьш известен не только своими работами, развивающими «Общую теорию» Кейнса и в особенности ее возможные связи с теорией общего равновесия. Он был одним из ведущих участников дискуссии о возможностях рыночного социализма и его преимуществах (или недостатках) с точки зрения эффективности по сравнению с капитализмом свободной конкуренции. Кроме того, он был автором целого ряда интересных работ по математической экономике и смог обеспечить поддержку Генри Шульцу как по этой части, так и по части математической статистики.

Поскольку Ланге был социалистом, причем политически активным и никогда не скрывавшим своих взглядов, идеи laissez-faire ему были соверщенно чужды. То, что он мог сохранять дружеские отношения

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [ 20 ] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313]