назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [ 197 ] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313]


197

сильное устойчивое влияние макроэкономических шоков на экономическую деятельность.

Школа рациональных ожиданий добавила новый аспект к аргументам в пользу правил. Ее сторонники считают, что активные регулирующие меры сделают кредитно-денежную политику проинфляционной, поскольку центральные банки время от времени сталкиваются с непреодолимым искушением отложить заявленные долгосрочные планы поддержания устойчивости цен, стремясь к краткосрочным целям в области производства и занятости. Если население скорректировало свои ценовые ожидания в соответствии с заявлениями центрального банка о стремлении поддерживать устойчивость цен, то временное ускорение роста денежной массы будет неожиданным и вызовет желательное, хотя и непродолжительное повышение выпуска и занятости, хотя и с небольшими издержками в ввде инфляции. Но согласно гипотезе рациональных ожиданий население должно разгадать эту ловушку и ожидать подобных мер политики. Накануне денежного стимулирования должны возникать инфляционные ожидания, в результате чего данная политика приведет только к увеличению цен, но не к росту выпуска. Если же центральный банк в конце концов все-таки не предпримет ожидаемых стимулирующих мер, то выпуск, наоборот, временно сократится. Столкнувшись с этой дилеммой, центральные банки в конечном счете прибегнут к денежным стимулам, даже если это только усиливает текущую инфляцию и не оказывает влияния на выпуск.

Следуя неизменным правилам денежной политики, можно избежать этой проблемы, убедив население, что антиинфляционная политика будет проводиться последовательно. Тогда население будет ожвдать только тех мер политики, которые согласуются с устойчивостью цен. Школа рациональных ожиданий поддерживает правило, состоящее в сохранении фиксированного прироста денежной массы или уровня цен.

В то время как взгляды монетаристов воздействовали на практику центральных банков в последние десятилетия, что подтверждается расширением ее опоры на денежные афегаты в течение 1970-х годов, центральные банки отказались от принятия фиксированных правил в пользу гибкой политики. Абстрактная, даже гипотетическая природа аргументации теории рациональных ожиданий офаничила ее влияние. Существенное снижение темпов инфляции во всем мире в начале и середине 1980-х годов, несмотря на непрерывный быстрый рост денежных афегатов, ослабило, как представляется, влияние обеих школ на выработку правил денежной политики.

СОГЛАСОВАНИЕ С ДРУГИМИ ВИДАМИ ВНУТРЕННЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ И С ПОЛИТИКОЙ ДРУГИХ СТРАН. Поскольку на макроэкономическую ситуацию внутри страны оказывают воздействие внутренняя фискальная политика, а также фискальная и денежная политика других стран, то встает вопрос об их согласовании с внутренней денежной политикой. Например, стимулирующая фискальная политика внутри страны, включающая расширение госу-



дарственных расходов или уменьшение налогов, может потребовать уравновешиваюших действий, которые сделали бы денежную политику более офаничительной. Даже если бы сочетание мер политики изменилось таким образом, что общая занятость, обьем производства и цены остались бы на прежнем уровне, номинальные и реальные величины рыночных ставок процента и валютных курсов должны будут измениться, как и сфуктура совокупного выпуска - доля реального пофебления, инвестиций и чистого экспорта.

Традиционный взгляд состоял в том, что после некоторой точки сдвиг по направлению к более стимулирующей фискальной политике и более Офаничительной денежной политике становится нежелательным, поскольку инвестиции и чистый экспорт при более высоких реальных ставках процента и более высоком валютном курсе будут «вытесняться» большими государственными расходами или частным потреблением. Сокращение темпов инвестирования задержит накопление капитала и офаничит потенциал экономики в более длительной перспективе, тогда как уменьшение чистого экспорта нанесет ущерб экспортной и импортозамещающей промышленности. Возрастающий дефицит государственного бюджета будет сопровождаться большим дефицитом платежного баланса, вызывая более бысфое увеличение как государственного, так и внешнего долга. Выплаты по обоим видам долга через некоторое время становятся более обременительными для населения, фебуя отказа от все большего объема будущего пофебления. Если приток капитала извне вкладывается эффективно, он может обеспечить ресурсы для будущих выплат по обслуживанию долга, но если эти средства просто используются для финансирования государственного бюджетного дефицита, то они не могут поддерживать частное накопление капитала.

В недавнее время распросфанились взгляды «экономики предложения», представители которой считали, что значительное уменьшение предельных налоговых ставок способствует частным сбережениям, инвестициям, трудовым усилиям и предпринимательству. В этом случае потенциал роста экономики значительно увеличится и не пофебу-ется более ограничительная кредитно-денежная политика, даже если государственный бюджетный дефицит вначале существенно вырос. Тем не менее, опыт Соединенных Штатов, где бьшо осуществлено значительное снижение предельных налоговых ставок в начале 1980-х годов, показал, что результирующие стимулирующие воздействия на потенциальные темпы экономического роста сравнительно незначительны.

На практике фискальная политика в отличие от денежной не зарекомендовала себя гибким средством макроэкономического регулирования для каких-либо общественных целей помимо антициклического воздействия. Кроме того, законодательные задержки не дают возможности бысфо скорректировать профаммы государственных расходов и налоговое законодательство в ответ на общие экономические тенденции. В этой ситуации денежная политика вьвдвигается на первый план политики макроэкономической стабилизации. Меры денежной политики становятся наиболее чувствительными к политике при проведе-



НИИ стимулирующей фискальной политики, когда рост частных расходов, заработной платы и цен приводит к перефеву экономики. Необходимый поворот к более офаничительной денежной политике вызывает протест против повыщения процентных ставок, особенно со стороны тех секторов, где занятость и производство сильно страдают от повыщения процентных ставок и валютного курса. Следует избегать возлагать на денежную политику слишком большую антициклическую нафузку, частично поскольку центральный банк практически не может вынести политического давления, а частично поскольку экономические дисбалансы между секторами становятся в это время более заметными.

Трудности правильного сочетания денежной и финансовой политики обостряются, если их рассмотреть в межстрановом контексте. Международное согласование политики - это не просто вопрос правильной структуры кредитно-денежной политики в целом. Оно включает также область возможных взаимодействий между сфанами. Более высокая степень согласования политики, очевидно, становится необходимой при режиме фиксированных валютных курсов или зон свободной торговли, а также в той степени, в какой различные страны преследуют общие цели в области регулирования валютных курсов. Но даже в случае отсутствия явных целевых уровней валютных курсов некоторое международное согласование политики может все же приносить выгоды в результате переноса воздействий мер экономической политики. Общий сдвиг к Офаничительной фискальной политике за рубежом, например, уменьшит зарубежные расходы на приобретение отечественного экспорта. Аналогично падение процентных ставок за рубежом может повысить готовность международных инвесторов держать отечественные финансовые активы; это увеличение спроса на активы отразится в установлении внутренних процентных ставок на более низком уровне, чем они бьши бы в противном случае, но поднимет валютный курс, ухудшая в конечном счете отечественный торговый баланс. Могут даже возникнуть самоподдерживающиеся циклы: стимулирующая фискальная политика за фаницей, сопровождающаяся повышением там ставок процента, вызовет снижение обменного курса отечественной валюты. В свою очередь более низкая стоимость отечественной валюты затем ведет к росту внутренней инфляции и инфляционных ожиданий, что может содействовать дальнейшему обесценению валюты в зависимости от того, какие будут приняты ответные меры внутренней денежной политики.

Процесс международного согласования экономической политики соответствует интересам взаимосвязанных стран. Более тесная координация может в принципе обеспечить большую устойчивость на валютных рынках, поскольку одновременно сохраняются некоторые особенности системы плавающих валютных курсов, которая приводит к смягчению международных нарушений равновесия и ослаблению офаничений на меры политики, вызванных автоматическими потоками международных резервов при системе фиксированных обменных курсов. Тем не менее, интересы независимых государств и ситуации в них

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [ 197 ] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313]