назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [ 193 ] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313]


193

Независимо от того, хранятся ли наличные внутри банковской системы и средства на депозитах в центральном банке на обязательной или добровольной основе, общие резервы плюс наличные за пределами банков представляют собой совокупную денежную базу страны. Этот агрегат также потенциально контролируется центральным банком. Тем не менее, поскольку наличные деньги по традиции удовлетворяют спрос населения, на практике центральные банки находят более предпочтительным осуществление прямого контроля над резервами, а не над денежной базой.

Изменения в предложении резервов относительно спроса на них, непосредственно влияющие на издержки хранения резервов, на прочие процентные ставки и денежную массу, служат теми первичными каналами, через которые больщинство центральных банков развитых капиталистических стран воздействуют на макроэкономические процессы. Некоторые страны с менее развитыми рынками ценных бумаг больще доверяют политике, контролирующей кредитную деятельность банков, включая в некоторых случаях прямое управление банковским кредитом через «потолки» или требования обязательных резервов относительно банковских активов. Деятельность этих центральных банков по контролю совокупного кредита и его аллокации в принципе не относится к денежной политике как таковой и не рассматривается в данной статье.

РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКОЙ, УПРАВЛЕНИЕМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ И ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКОЙ. Денежную политику можно отделить от управления государственным долгом и фискальной политики. Управление долгом и денежная политика аналогичны только в ограниченном смысле, поскольку в обоих случаях изменяется структура финансовых активов населения и состояние его ликвидности из-за изменения соотнощения между краткосрочными и долгосрочными активами. Больщая ликвидность обеспечивается в том случае, если правительство сокращает средний срок погащения своего долга. Аналогично, если центральный банк приобретает государственные долговые обязательства у отдельных лиц, ликвидность растет, поскольку эти лица продали менее ликвидные ценные бумаги в обмен на более ликвидные депозиты. В то же время приобретение центральным банком государственных ценных бумаг на открытом рынке сокращает долг, заменяя ценные бумаги в руках банков или населения на банковские резервы и связанные с ними вклады населения, на которые приходится нулевой (или ниже рыночного) процентный доход. Впрыскивание центральным банком этого вида резервных обязательств в частную экономику приводит к значительным корректировкам портфеля активов, снижающим рыночные ставки процента как один из аспектов расщирения денежной массы. Операции по управлению долгом федерального правительства, напротив, просто заменяют одни ценные бумаги в руках населения другими, влияя на структуру срока погащения основного долга и, возможно, на временную структуру, но не на общий уровень процентных ставок.



Денежная политика, несомненно, отличается от фискальной, поскольку каждая из них влияет на экономику своим путем. Фискальная политика непосредственно влияет на расходы через государственные расходы, а на частные доходы - через налоговые ставки.

Фискальная политика имеет и финансовый аспект, поскольку бюджетные дефициты или профициты приводят к изменениям государственного долга, что, очевидно, влияет на общий спрос на кредиты и на ставки процента. (С другой стороны, в той степени, в которой население рассматривает государственный долг как причину роста последующих налоговых обязательств - эта степень является спорной, - большой дефицит государственного бюджета косвенно должен способствовать равному компенсирующему увеличению частных сбережений для финансирования будущих налоговых платежей и, следовательно, сокращению частных расходов.) В отличие от прямого воздействия фискальной политики на расходы и доходы влияние денежной политики всецело косвенное и зависит от реакции расходов и заимствований частного сектора на изменения в денежных и финансовых условиях, определяемые политическими мерами.

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ И ЦЕЛИ ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ. Сегодня обязанности центральных банков в области денежной политики далеко выходят за первоначальные рамки, которые включали гарантирование устойчивости банковской системы и конвертируемости вкладов, особенно во время финансовых паник. В начале своей истории центральные банки играли роль «кредитора последней инстанции», что означало, что они должны быть источником средств для испытывающих финансовые проблемы банков, чтобы предотвратить кризисы ликвидности. Последующий опыт показал, что центральным банкам необходимо смягчать сезонные колебания спроса на резервы. Делая это, центральные банки помогают избежать периодической нехватки резервов, которая отрицательно влияла на состояние финансовых рынков и иногда подрывала доверие вкладчиков, вызывая их «набеги» на банки. Для обеспечения стабильности банковской системы были также введены страхование депозитов, контроль над банками, включая мониторинг на местах и банковское регулирование - от ограничения определенных рискованных видов деятельности до установления минимальных размеров банковского капитала или определенных статей банковских активов или обязательств. Правда, в некоторых странах ответственность за многие из этих функций возложена на другие государственные органы.

Ведущая роль центральных банков в поддержании надежности и стабильности финансовой системы сохраняется и по сей день, хотя в нынешнем столетии к ней присоединилась ответственность за общую макроэкономическую стабилизацию. Макроэкономическая стабильность предполагает надежную финансовую систему; слабая финансовая система не способна противостоять экзогенным шокам или выдержать воздействие необходимых ограничительных мер кредитно-денежной политики.



Доминирующее влияние денежной политики на уровень цен традиционно выдвигало долгосрочную устойчивость цен на первое место среди макроэкономических целей центральных банков. В условиях золотого стандарта мировые запасы золота исторически служили долгосрочным якорем для среднемирового уровня цен. При этом обязательство центральных банков покупать и продавать золото по фиксированной цене в национальной валюте автоматически вызывало значительный приток или утечку золота из отдельных стран в процессе международной адаптации. Значительные воздействия этих процессов на внутреннюю экономическую деятельность и уровень цен вели к циклической нестабильности и затяжным инфляционным или дефляционным процессам. Отмена золотого стандарта ослабила ограничения, в рамках которых центральные банки могли осуществлять краткосрочную стабилизационную политику внутри страны, но при этом было утрачено дисциплинирующее влияние золотого запаса на долгосрочную динамику мировых цен. В наще время на центральные банки возложена задача осуществлеть самодисциплину, стремясь к цели долгосрочной стабильности цен. Одновременно щироко признаваемое краткосрочное влияние денежной политики на экономическую активность и занятость способствовало возрастающему вниманию и к ее антициклическим целям.

В течение длительных периодов денежная политика оказывает влияние почти исключительно на номинальные величины, т.е. те, которые измеряются в денежных единицах. Как отмечалось, центральные банки могут управлять номинальной величиной банковских резервов и посредством этого - денежной массой. Тенденции изменения среднего уровня цен формируются в результате взаимодействия во времени номинального количества денег и спроса частного сектора на реальные денежные остатки, т.е. реальной ценности денег после корректировки на влияние инфляции или дефляции. Таким образом, денежная политика оказывает значительное влияние на средний уровень цен в долгосрочном периоде. Кроме того, в определении общего уровня цен также играют роль те факторы, которые влияют на спрос на реальные денежные остатки, как, например, финансовые инновации и, в более общем плане, те факторы, которые влияют на совокупный спрос или на совокупное предложение (выпуск).

Совокупное предложение (выпуск) в долгосрочном периоде определяется главным образом реальными факторами, такими, как, например, прирост населения, доля в нем рабочей силы, накопление капитала и тенденции изменения производительности. Реальные величины заработной платы, ставок процента и валютных курсов также реагируют в течение длительных периодов на основные реальные факторы. Влияние денежной политики на уровень и тенденции изменения номинального уровня цен опосредованно сказывается на номинальных значениях упомянутых переменных, но не влияет на их реальные значения. Реальные величины заработной платы, ставок процента и валютных курсов, порождаемые рыночной экономикой, взаимодействуют во времени с движением номинального уровня цен. В результате опреде-

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [ 193 ] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313]