назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [ 191 ] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313]


191

спосабливаются к увеличениям спроса и цен, которые ожидаются. Соответственно, единственным путем поддержания нормы безработицы ниже ее естественного значения является поддержание более быстрого увеличения совокупного спроса по сравнению с ожидаемым темпом инфляции. Такой «принцип ускорения» предполагает, что не существует постоянного выбора между инфляцией и безработицей. Существование естественной нормы безработицы также предполагает, что стабильность цен не ведет к более высокому уровню безработицы в долгосрочной перспективе.

Монетаризм придает основное значение долгосрочным последствиям политики. Он отвергает попьггки уменьшить краткосрочные колебания процентных ставок и экономической активности, поскольку обычно они находятся за пределами возможностей денежной политики и, как правило, мешают достичь в принципе достижимых целей долгосрочной стабгшьности цен и максимального экономического роста. Монетаристы верят в то, что экономическая активность, если избавить ее от денежных нарушений, является сама по себе стабгшьной. Большинство их расхождений с кейнсианцами может быть отнесено именно к этому вопросу.

РАЦИОНАЛЬНЫЕ ОЖИДАНИЯ. Одна из версий теории рациональных ожиданий идет дальше монетаризма, провозглашая, что выбор между инфляцией и безработицей, предполагаемый кривой Филлипса, весьма невелик или не существует вообще, даже в краткосрочной перспективе, так как рынки в состоянии предсказать любую систематическую противоциклическую политику, направленную на стабилизацию экономики. Только неожиданный отход от такой политики воздействует на производство, ожидаемые же монетарные изменения полностью поглощаются изменениями цен. Так как несистематическая политика будет иметь небольшую противоциклическую эффективность, то нагшучшей политикой будет минимизация неопределенности с помощью предсказуемого роста количества денег.

Эта теория разделяет монетаристскую точку зрения, согласно которой непредсказуемые колебания денежной массы являются нежелательным источником неопределенности. Однако эти два подхода расходятся по вопросу о скорости адаптации цен к предсказуемым мерам денежной политики и по вопросу о сопутствующих воздействиях на экономическую активность. Монетаристы не утверждают того, что противо-циклическая политика не оказывает реального воздействия, но они скептически относятся к нашим возможностям использовать ее эффективно. Неправильно выбранное время для мер противоциклической политики в результате меняющихся лагов монетарного эффекта лежит в основе предпочтения, которое монетаристы отдают постоянному росту денежной массы для избежания неопределенности и инфляции.

ИНТЕРЕС К ЧАСТНОМУ ПРЕДЛОЖЕНИЮ ДЕНЕГ. Монетаризм является первоисточником возобновившегося интереса к предмету, заброшенному во время кейнсианской революции, а именно к про-



ектированию денежной системы, которая поддерживает стабильность уровня цен. Скептическое отношение к возможности достичь стабильности уровня цен при постоянном росте количества денег, как бы его ни определять, или денежной базы привело к предложениям об использовании строгого золотого стандарта или денежной системы, в которой деньги поставляются частным сектором в условиях конкуренции, что позволяет поддерживать их стабильную стоимость. Хотя монетаристы симпатизируют предложениям об устранении дискреционной денежной политики, они считают такие альтернативные системы непрактичными и полагают, что недискреционная государственная политика постоянного темпа денежной массы является наилучшей.

ДРУГИЕ ВЗГЛЯДЫ МОНЕТАРИСТСКОЙ ШКОЛЫ. Монетаризм обычно ассоциируется с определенным отношением к государству. Монетаристы делят со сторонниками laissez faire веру в долгосрочные преимущества конкурентной рыночной системы и ограничение государственного вмешательства в экономику. Они отвергают ограничения свободного движения кредитных средств и движения процентных ставок, такие, например, как потолки процентных ставок по депозитам в США (устранены к середине 1980-х годов, за исключением депозитов до востребования). Разрушительный потенциал таких ограничений стал очевидным в 1970-х годах, когда финансовые инновации, частично предпринятые для обхода этих ограничений, привели к переходным изменениям в традиционной функции спроса на деньги, что создало трудности в проведении денежной политики. Однако контроль правительства над количеством денег рассматривается монетаристами как обоснованное исключение из принципов laissez faire, предпринимаемое для обеспечения стабильной стоимости денег.

БИБЛИОГРАФИЯ

Andersen, L.C. and Jordon, J.L. 1968. Monetary and fiscal actions: a test of their

relative importance in economic stabilization. Federal Reserve Bank of St Louis

Review 50, November, 11-24. Angell, J. 1933. Monetary control and general business stabilization. In Economic

Essays in Honour of Gustav Cassel, London: Alien and Unwin. Baumol, W.J. 1952. The transactions demand for cash: an inventory theoretic approach.

Quarterly Joumal of Economics 66, November, 545-56. Brunner, K. 1968. The role of money and monetary policy. Federal Reserve Bank of

St Louis Review 50, July. 8-24. Brutmer, K. and Meltzer, A. 1964a. The federal reserves attachment to the free reserve

concept, US Congress House Committee on Banking and Currency, Subcommittee

on Domestic Finance, April. Brarmer, K. and Meltzer, A. 1964b. Some further investigations of demand and supply

functions for money. Joumal of Finance 19, May, 240-83. Branner, K. and Meltzer, A. 1976. An aggregative theory for a closed economy. In

Studies in Monetarism, ed. J. Stei, Amsterdam: North-Holland.



Cagan, P. 1965. Determinants and Effects of Changes in the Stock of Money 1875-1960. New York: Columbia University Press for the National Bureau of Economic Research.

Frenkel, J.A. and Johnson, H.G. (eds) 1976. The Monetan/Approach to the Balance

of Payments. Toronto: University of Toronto Press. Friedman, M. 1948. A monetary and fiscal framework for economic stability. American

Economic Review 38, June, 256-64. Friedman, M. 1960. A Program for Monetary Stability. New York: Fordham University

Press.

Friedman, M. 1968. The role of monetary policy. American Economic Review 58, March, 1-17.

Friedman, M. and Meiselman, D. 1963. The relative stability of monetary velocity and the investment multiplier in the United States, 1897-1958. In Commission on Money and Credit, Stabilization Policies, Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall.

Friedman, M. and Schwartz, A.J. 1963a. Money and business cycles. Review of Economics and Statistics 45(1), Part 2, Supplement, February, 32-64.

Friedman, M. and Schwartz, A. 1963b. A Monetary History ofthe United States 1867-1960. Princeton: Princeton University Press for National Bureau of Economic Research.

Friedman, M. and Schwartz, A. 1970. Monetary Statistics of the United States

Estimates, Sources, Methods. New York: National Bureau of Economics Research. Friedman, M. and Schwartz, A. 1982. Monetary Trends in the United States and the

United Kingdom: Their Relation to Income, Prices and Interest Rates, 1867-1975,

Chicago: University of Chicago Press. Judd, J.P. and Scadding, J.L. 1982. The search for a stable money demand function:

a survey of the post-1973 literature. Journal of Economic Literature 20, September,

993-1023.

Laider, D. 1978. Mayer on monetarism: comments from a British point of view. In The Structure of Monetarism, ed. T. Mayer, New York: W.W. Norton & Co.

Mayer, T. (ed.) 1978. The Structure of Monetarism. New York: W.W. Norton & Co.

Mints, L.W. 1950. Monetary Policy for a Competitive Society. New York: McGraw-Hill.

Simons, H. 1936. Rules versus authorities in monetary policy. Journal of Political

Economy 44, February, 1-30. Tobin, J. 1956. The interest elasticity of transactions demand for cash. Review of

Economics and Statistics 38, August, 241-7. Warburton, C. 1946. The misplaced emphasis in contemporary business-fluctuation

theory. Journal of Business, October.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [ 191 ] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313]