назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [ 189 ] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313]


189

ход более возрастает от выпуска в обращение доллара денег, чем доллара стоимости облигаций.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ СЛЕДСТВИЯ ИЗ МОНЕТАРИЗМА. Так как временные лаги, по прошествии которых сказывается воздействие денежной массы на экономическую активность, варьируют от одного до нескольких и более кварталов, достаточно трудно правильно выбрать время для мер контрциклической денежной политики. Фридмен, Брун-нер и Мелтцер утверждали, что активная денежная политика в отсутствие недостижимого идеального прогноза скорее усилит, чем ослабит экономические колебания. На их взгляд, стабильный темп роста количества денег позволит избежать монетарных причин экономических нарушений и достичь относительно стабильного уровня цен в долгосрочном периоде. Остающаяся нестабильность экономической активности будет несущественной и, во всяком случае, не может быть предотвращена средствами экономической политики. Провозглашенная приверженность денежных властей политике стабильного роста количества денег также поможет устранить постоянное политическое давление в пользу краткосрочного монетарного стимулирования экономики и поможет устранить неуверенность инвесторов, связанную с непредсказуемыми результатами дискреционной денежной политики.

Политике постоянного темпа роста денежной массы можно противопоставить практику центрального банка, направленную на процик-лические вариации предложения денег. Обычно центральные банки свободно ссужают средства коммерческим банкам во времена увеличивающегося спроса на кредит с целью избежать увеличения процентных ставок. И хотя такое таргетирование процентной ставки помогает стабилизировать финансовые рынки, оно часто не обеспечивает изменений ставок, достаточных для того, чтобы компенсировать колебания спроса на кредит. Например, предотвращая рост процентных ставок при росте спроса на кредит, эта политика приводит к монетарной экспансии, которая порождает более высокие расходы и инфляционное давление. Такие ошибки политики таргетирования процентных ставок были ясно продемонстрированы в 1970-х годах, когда на некоторое время увеличение номинальных процентных ставок отставало от увеличения темпов инфляции, а результирующие низкие ставки реального процента (т.е. с учетом инфляции) слишком сильно стимулировали инвестиции и совокупный спрос.

Аналогичное регулирование рыночного спроса на банковский кредит достигается путем практики таргетирования объема заимствований у центрального банка. Попытки держать этот объем на некотором желательном уровне требуют от центрального банка предложения резервов посредством операций на открытом рынке в качестве альтернативы займов коммерческим банкам в то время, когда увеличивающийся рыночный спрос на кредит усиливает давление на резервы банка. В обратной ситуации резервы изымаются. Результирующего проциклического предложения денег можно избежать посредством операций, направленных на поддержание постоянного темпа роста денежной массы.



Бруннер и Мелтцер (Brunner and Meltzer, 1964а) разработали аналитическую схему, описывающую то, как денежная политика должна ориентироваться на достижение некоторых промежуточных целей, для того чтобы в конечном счете повлиять на совокупные расходы. Промежуточными целями являются такие переменные, как предложение денег или процентные ставки. (Так как Федеральная резервная система прямо не контролирует долгосрочные процентные ставки или количество денег, она действует посредством таких инструментальных переменных, как банковские резервы или ставка на рынке «федеральных фондов», на которые она может влиять непосредственно). Вопрос об адекватных промежуточных целях денежной политики вскоре стал наиболее обсуждаемым вопросом в данной области.

Признавая недостатки политики таргетирования процентной ставки, в 1970-х годах некоторые страны обратились к модифицированному монетарному таргетированию, в рамках которого объявлялся и обеспечивался допустимый диапазон темпов роста денежной массы в год, хотя и с частыми исключениями, объяснявщимися нарушениями во внещней торговле и другими причинами. Главными странами, принявшими некоторые формы таргетирования роста денежной массы, являлись Федеральная Республика Германии, Япония и Швейцария. Во всех этих странах инфляция держалась на низком уровне, и, таким образом, они на своем примере демонстрировали антиинфляционные достоинства монетаризма. В США в 1970-х годах Федеральная резервная система также начала таргетировать диапазон темпов роста денежной массы, однако наметки в целом не выполнялись и таргетирование процентных ставок продолжалось. В октябре 1979 года, когда инфляция резко ускорилась. Федеральная резервная система объявила более строгие процедуры таргетирования для сокращения роста денежной массы. Несмотря на то что средний уровень роста денежной массы был сокращен, монетаристы критиковали значительные краткосрочные колебания этого показателя. В конце 1982 г. Федеральная резервная система ослабила свою политику монетарного таргетирования.

В середине 1980-х годов США и многочисленные другие страны следовали частичным формам монетарного таргетирования, при котором ставилась задача удержаться в относительно широком диапазоне годовых темпов роста, которые, однако, в случае необходимости могли меняться. Эту политику можно назвать монетаристской только в смысле, что один или несколько денежных агрегатов являются важными индикаторами целей политики; ей, однако, недоставало строгой приверженности устойчивому и уж, конечно, не инфляционному темпу роста денежной массы.

МОНЕТАРИСТСКАЯ ТЕОРИЯ. Монетаристская теория совокупных расходов основана на функции спроса на денежные активы, которая провозглашается стабильной в том смысле, что следующие одна за другой остаточные ошибки в основном погашают друг друга и не накапливаются. Поскольку в современных денежных системах используются деньги, не конвертируемые в благородный металл, то считает-



ся, что количество денег находится под контролем государства. Несмотря на то что в теории делается различие между факторами, определяющими количество наличных денег у домохозяйств и фирм, функция спроса на деньги обычно формулируется для домохозяйств и применяется для всей экономики. В такой формулировке спрос на деньги зависит от объема сделок, доли дохода и богатства, которые население хочет держать в форме денежных остатков, и от альтернативных издержек владения деньгами, а не другими приносящими доход активами (что означает разницу между доходом от денежных и альтернативных активов). Широкая трактовка альтернативных активов включает в них не только финансовые инструменты, но и такие физические активы, как потребительские товары длительного пользования, недвижимость, а также производственные здания и оборудование. Считается, что население реагирует на изменения в предложении денег трансакциями, которые приводят действительные остатки как денежных, так и других активов в соответствие с желаемым уровнем. В результате замещения между деньгами и активами, начиная с близких заменителей денег, изменяется доходность широкого списка активов, включая потребительские товары длительного пользования и капитальные блага. Это расширяет колебания заимствований, инвестиций, потребления и производства во всех секторах экономики.

Конечный результат находит отражение в совокупных расходах и среднем уровне цен. Независимо от монетарного влияния на совокупные расходы и уровень цен процессы, характерные для определенных секторов, определяют распределение расходов между товарами и услугами и относительные цены. Таким образом, монетаристская теория отвергает известную технику прогнозирования совокупного производства посредством сложения прогнозов по отдельным отраслям и объяснения изменений в уровне цен через изменения цен отдельных товаров и услуг.

Монетаристы были первыми критиками когда-то влиятельной кейнсианской теории высокоэластичного спроса на деньги при краткосрочных изменениях процентной ставки на ликвидные краткосрочные активы, что в своей крайней форме становится «ловушкой ликвидности». Эмпирические исследования, напротив, показали, что процентная ставка по сберегательным депозитам и краткосрочным торгуемым ценным бумагам имеет эластичность даже меньшую, чем -/2 которая вытекала из простой теории денежных остатков Баумоля - Тобина (Baumol, 1952; Tobin, 1956).

В эмпирических исследованиях функция спроса на деньги обычно включает одну или две процентные ставки и реальный ВНП в качестве аппроксимации реального дохода. Предполагается постепенное приближение действительных денежных остатков к желаемым - полная адаптация к изменению денежной массы растягивается на несколько кварталов. Запаздывающая адаптация имеет также альтернативную интерпретацию, в которой спрос на деньги отражает «перманентный», а не i текущий уровень дохода и процентных ставок. Эта интерпретация не I считает объем трансакций главным детерминантом спроса на деньги и

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [ 189 ] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313]