назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [ 184 ] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313]


184

МЕРКАНТИЛИЗМ

Уильям Р. Аллен

Mercantilism

William R. Allen

В соответствии с традиционными представлениями термин «меркантилизм» характеризует длительный период гармонии между европейской экономической мыслью и национальной экономической политикой, продолжавшийся примерно с 1500 по 1800 г. Люди, пропагандировавшие и реализовывавшие на практике его идеи, жили в разное время и в разных странах, однако его сущность неизменно заключалась в содействии производственной и торговой деятельности частных предпринимателей, которые были заинтересованы в консолидации, процветании и могуществе национальных государств, и сами, в свою очередь, вносили вклад в достижение этих целей; наиболее важной стратегической сферой при этом была внешняя торговля.

К числу авторов-меркантилистов, занимавшихся написанием памфлетов и пропагандой своих взглядов, принадлежали преимущественно англичане - представители деловых кругов и свободных профессий; были в числе этих авторов и государственные чиновники стран континентальной Европы. Все они были «деловыми людьми», заинтересованными в проведении выгодной им политики, а не беспристрастными учеными, объединенными общими представлениями, склонностями и взглядами на цели экономической деятельности и экономическую практику. Прагматическая, ориентированная на получение выгоды «приземленность» резко отличала их от предшественников - ученых-схоластов Средневековья; их твердая приверженность альянсу между деловым сообществом и регулирующе-субсидирующим государством была той чертой, которая противопоставляла их более поздним исследователям-классикам, стоявшим на позициях индивидуализма.

Эту традиционную картину следует признать скорее правильной, чем неправильной. Однако для современных исследователей она представляется достаточно проблематичной. В самом деле, на протяжении двух столетий она создавала такое количестю проблем для комментаторов, что некоторые из них ныне считают использование термина «меркантилизм» в истории интеллектуальных течений или экономической мысли нецелесообразным. Если и можно вьщелить зцесь особое меркантилистское направление, оно было достаточно разнородным и в нем едва ли можно найти единство. И сколь бы естественным ни было юзник-новение этого направления в определенном историческом контексте, оно внесло достаточно скромный вклад в развитие экономической теории.



I. Обзор и оценка меркантилистских произведений, написанных многочисленными авторами, жившими в разное время и в разных странах, существенно облегчаются возможностью рассмотрения английской литературы XVII в. в качестве наиболее репрезентативной. Англия наряду с Францией была одной из двух наиболее мощных держав своего времени; в Англии увидели свет наиболее важные экономические произведения рассматриваемого периода; она была основной базой последующего развития классической экономической мысли, в особенности в сфере международной торговли. XVII столетие, примечательное возникновением династического национального государства и расцветом политической мысли (а также науки и искусства), также является адекватным объектом внимания. На протяжении предьщущего столетия еще сохранялась зависимость от средневековых традиций, в следующем же столетии бьши заложены прочные основы современной экономической науки.

Итак, имеем ли мы объект для обсуждения? У Э. Хекшера «не вызывал сомнения» тот факт, что «допустимо говорить о меркантилизме как о политике и как о теории, находящихся во внутренней гармонии» (Coleman, 1969, р. 33). Д. Коулмен (Ibid., р. 117) отчасти соглашается с этим утверждением в отношении теории, но отрицает его справедливость в отношении политики, а ведь именно политика, а не общее теоретизирование интересовала меркантилистов. Напротив, Джаджес не допускает возможности рассмотрения меркантилизма в качестве «единой доктрины»: поскольку в меркантилизме на протяжении его истории не сложилось ни «символа веры», ни «духовенства», он представляет собой «воображаемую систему, созданную экономистами для целей теоретического описания и некорректно использовавшуюся историками для выражения своих политических идей» (Ibid., р. 35, 58-59).

В любом случае представление о четко определенной эре «меркантилизма» использовалось - хотя и не всегда удачно - с достаточно давних пор. А большинство тех, кто использовал его «для целей теоретического описания», инкорпорировали в него некоторые элементы, по которым можно судить об исторической роли, теоретических принципах и политической стратегии меркантилизма.

Рецепты и предписания меркантилизма представляли собой экономический компонент стратегии создания национальных государств, обосновьгеая национальную унификацию и предлагая некоторые процедуры ее достижения; особенно это проявилось в Англии, Франции и Испании. Торговцы и промьппленники, рассматривали государственный протекционизм и создаваемый им порядок (а также монопольное субсидирование их предприятий из казны) в качестве необходимых условий дальнейшего развития своего бизнеса. Правители искали материальные средства для приобретения и консолидации власти внутри страны и военной мощи, необходимой для зарубежных военных походов и колонизации. Национальная унификация должна бьша бьггь достигнута - это происходило не без трудностей и отнюдь не быстро - в противодействии универсализму средневековой мысли и мировосприятия (вогшощенным в Римско-католической церкви и Священной



Римской империи) и одновременно в противодействии средневековому партикуляризму, проявлявшемуся в существовании небольших, по преимуществу самодостаточных политических и экономических единиц. Унификация была предпосылкой накопления мощи в международном масштабе и богатства внутри страны, причем богатство должно было концентрироваться главным образом в казне и в руках торговой элиты, а не доставаться широким слоям населения.

Экономическое благосостояние и его рост определялись и измерялись отнюдь не с точки зрения удовлетворения выявленных предпочтений общества. Равным образом в XVII в. не придавалось приоритетного значения производству, за исключением случая, когда оно обеспечивало превышение экспорта над импортом и компенсирующий приток в страну драгоценных металлов. Однако накопление богатства было ключевым фактором приобретения мощи (точно так же, как и его следствием). В свою очередь, богатство прочно ассоциировалось с металлическими деньгами. Лучшие авторы-меркантилисты в своих лучших работах прямо не отождествляли богатство с металлическими деньгами. Однако богатство и металлические деньги четко ассоциировались друг с другом; накопление золота и серебра рассматривалось если не в качестве источника прироста богатства, то в качестве отражения этого прироста. В эпоху, предшествующую появлению центральных банков и эффективной системы налогообложения, увеличение количества драгоценных металлов могло обеспечить удобные государственные резервы («деньги - это мускулы войны»); кроме того, в эпоху, восхвалявшую бережливость, оно обеспечивало возможность осуществления частных сбережений. В то же время чрезмерная концентрация денег в руках правительства или фаждан могла привести к снижению цен и сокращению занятости. Более поздние авторы во все большей степени переносили акценты с накопления денежных запасов на денежное обращение. Увеличение количества драгоценных металлов и их расходование должны были ослабить осознававшуюся всеми проблему «редкости денег» и служить «ускорению торговли». Непрерывно увеличивающаяся и беспрепятственно циркулирующая денежная масса каким-то образом должна была способствовать процветанию, облегчать обмен и стимулировать занятость. Меркантилисты признавали, что приток драгоценных металлов отражает превышение экспорта товаров и услуг над их импортом, - о том, что активное торговое сальдо может быть профинансировано оттоком капитала, не бьшо и мысли; казалось очевидным, что для нации, так же, как для индивида или фирмы, процветание связано скорее с доходами (экспортом), чем с расходами (импортом). Авторы довольствовались рассмотрением торгового баланса страны в целом, не требуя, чтобы превышение экспорта над импортом достигалось в каждой из двусторонних торговых операций.

Ничто не может быть лучше золота. Однако в Англии отсутствовали месторождения золота, а пиратские рейды к берегам испанских колоний в духе таких героев XVI в., как Джон Хокинс, Фрэнсис Дрейк и Уолтер Рэли, представляли собой ненадежный источник драгоценных металлов. Отсюда - решающая роль положительного («благоприятно-

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [ 184 ] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313]