назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [ 177 ] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313]


177

к сокращению, обычно наполовину, продолжительности торговой недели; Фрёлих же предполагал нечто прямо противоположное: он считал, что смена существующих рынков новыми происходит путем удлинения торгового цикла. Больщинство авторов считают, что торговая неделя (длина которой в разных регионах обычно составляет 3, 4, 5, 6, 7, 8 или 10 дней подряд, хотя бывают и рынки, работающие через день) определяется скорее экономическими, нежели календарными факторами, но дальще этого объяснение обычно не идет. Сохранение во многих районах Западной Африки несемидневной недели, несмотря на значительное распространение европейской семидневки, на которую давно перешли все коммерческие и учебные заведения, представляется весьма любопытным явлением.

Отношение государства к периодическим рынкам в разных странах разное. Так, в Мехико-Сити такие рынки считаются важным компонентом структуры розничной торговли, несмотря на попытки властей ликвидировать их. В Папуа - Новой Гвинее, наоборот, правительство еще только стремится их внедрить. В Индии органы городского планирования придают большое значение развитию городских регулируемых рынков и пренебрежительно относятся к стихийно возникшим сельским базарам, хотя такое отношение им вскоре придется изменить. Кения и Танзания, по-видимому, даже как-то стьщятся, что до XX в. у них почти не бьшо рьшков, если не считать прибрежных. Скиннер рассказывает (Skinner, 1965, р. 371) о том, как китайские власти пытались покончить с рынками в конце 1950-х годов, и о том, какие катастрофические последствия это имело, хотя уничтожить рынки так и не удалось. Что же касается городских рынков, их, пожалуй, везде ругают за отсутствие складских помещений и антисанитарию.

Любые попытки построить какую-то общую теорию, связывающую торговлю на местных рынках с межрегиональной торговлей (не обязательно караванной) обречены на неудачу. В некоторых регионах караваны кочуют от рьшка к рынку, связывая их между собой, в других - стараются обходить рынки стороной, хотя бы потому, что вьючные животные требуют пастбищ, к тому же караваны сами являются мобильными рынками со своими устоявшимися маршрутами. Что касается «челноков» на грузовиках, многие из них вообще никогда на рынках не бывают, потому что покупают они свой товар - бананы или ямс - крупными партиями прямо в деревнях, а продают его в городах, там, где разрешена торговля с колес, в том числе - на специальных стоянках для грузовиков. Не учитьшая таких моментов, географы создали офубленные, ложные представления об отношениях между городом и деревней.

В более ранние времена, когда первую скрипку в изучении местных рьшков ифали не геофафы, а антропологи, основной упор в их исследованиях делался не на экономические функции рьшков, а на их роль в местной политической и религиозной жизни, в проведении досуга и формировании социума. Но и с точки зрения неэкономических функций рынков в разных регионах дела обстоят по-разному. Где-то рынок - это идеальное место для свиданий юношей и девушек: там ни-



кто никого не знает, там нет поблизости родственников и никому ни до кого нет дела, а ислам, наоборот, запрещает девушкам брачного возраста показываться на рынках.

Для географов самое важное - это место и время, а на людей (покупателей, продавцов, зевак, из которых многие - дети) они не обращают внимания, а ведь именно люди делают рынок живым организмом. Их предшественники, антропологи, красочно описывали людей и товары, но лишь немногие из них видели в торговцах экономических субъектов. Пожалуй, самым примечательным исключением был СУ. Минц, написавший множество работ о торговцах Карибских островов и Латинской Америки. Общепризнанно, что продавцы любых товаров - а в целом ряде важных регионов торгуют в основном женщины - обычно на рынках держатся группами и пытаются (в основном - безуспешно) «застолбить» цены на свои товары на каждый день. Хотя конкуренция, как правило, бывает настолько острой, что искусственно завысить цену практически невозможно, само существование практики особых отношений продавцов с «постоянными покупателями» говорит о том, что конкуренция эта, по-видимому, несовершенна. Кроме того, стандартные меры, которыми пользуются продавцы (взвешивание встречается достаточно редко), как правило, все с «подвохом» - например, на многих рынках на юге Ганы для отмеривания кукурузного зерна используются жестяные банки из-под керосина, и во все эти банки для уменьшения объема вставлено двойное дно; вставить фальшивое дно можно тут же на рынке - умельцы работают ни от кого не таясь.

Очень интересно организованы рынки, где торгуют крупным рогатым скотом, особенно в Западной Африке; именно в Западной Африке лучше всего изучать традиционные системы такой торговли, включающие землевладельцев и посредников, которые снабжают торговцев товаром и для ускорения оборота предоставляют им кредиты (см.: НШ, 1985).

Один из сторонников Поланьи утверждал, что «на протяжении большей части истории» человека окружали рынки с фиксированными ценами, базары, не формировавшие единых цен, и экономические системы, основные законы которых не соответствуют ортодоксальной экономической теории. Что ж, может быть... только период этот был каменным веком исследований рынков как мест торговли.

БИБЛИОГРАФИЯ

FroMich, W. 1940. Das afrikanische Marktwesen. Zeitschrift fur Ethologie. (An English translation was published in 1982 by the Intemational Geographical Union).

Hill, P. 1966. Notes on traditional market authority and market periodicity in West Africa. Joumal of African History 7(2), 295-311.

Hill, P. 1985. Indigenous Trade and Market Places in Ghana 1962-4. Jos Oral History and Literature Texts, University of Jos, Nigeria.



International Geographical Union. 1977,1979,1985. Periodic Markets, Daily Markets and Fairs: a Bibliography, 1st 2 issues ed. R.J. Bromley, University College of Swansea: last issue ed. W. McKim, Towson State University, Maryland.

Meillassoux, C. (ed.) 1971. The Development of Indigenous Trade and Markets in West Africa. International African Institute, London; Oxford University Press.

Skinner, G.W. 1964, 1965. Marketing and social structure in rural China. Journal of Asian Studies, Part 1,24(1), November 1964, 3-43; Part II, 24(2), February 1965, 195-228; Part III, 24(3), May 1965, 363-99.

Skinner, G.W. (ed.) 1977. The City in Late Imperial China. Stanford: Stanford University Press.

Smith, R.H.T.(ed.) 1978. Periodic Markets, Hawkers and Traders in Africa, Asia and Latin America. Vancouver: Centre for Transportation Studies, University of British Columbia.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [ 177 ] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313]