назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [ 174 ] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313]


174

му, причем правительства новых независимых государств, возникших на месте британских колоний, также сохранили эту систему и ее государственный статус, взяв ее под свой контроль.

Официально главной причиной сохранения Великобританией государственной монополии на закупки сельскохозяйственной продукции в колониях бьша необходимость стабилизации доходов производителей, т.е. их защиты от отрицательных последствий краткосрочных колебаний цен. Среди других причин называли также полезность сохранения структур, созданных во время войны, и их адаптации к задачам мирного времени, а также невозможность вернуть многим тысячам нигде не учтенных мелких производителей значительные товарные излишки, которые управления по торговле уже успели к тому времени накопить. Последние две причины были просто плохо прикрытыми попытками самих управлений доказать свою нужность и выжить несмотря ни на что, пусть даже в преобразованном виде. В частности, если накопленные управлениями за время войны излишки нельзя вернуть производителям, чье производство и принесло эти излишки, то же самое можно будет сказать и о накоплениях тех организаций, которые станут преемниками управлений военного времени.

Согласно правительственной Белой книге, посвященной организации закупок западно-африканского какао (Statement on the Future Marketing of West African Cocoa, Cmnd. 6950, 1946), управления no закупкам какао должны были ежегодно устанавливать для производителей фиксированные сезонные цены, разрывая тем самым всякую связь между колебанием мировых рыночных цен и ценами местных производителей. При высоких мировых ценах управление должно было получать прибыль и за счет этой прибыли поддерживать цены производителей в периоды низких цен, в результате чего цены, по которым реализуют свою продукцию производители, оставались бы стабильными. В упомянутой Белой книге специально подчеркивалось, что управление по торговле какао не должно использовать свои полномочия для систематической недоплаты производителям и постоянного наращивания резервов. Управления должны бьши действовать в и?пересах производителей, как бы по доверенности управляя их накоплениями, и ни в коем случае не должны были заниматься поборами в свою пользу или в пользу стоящего за их спиной государства, превращаясь в своего рода налоговую службу. Аналогичные обещания давались и применительно к управлениям по торговле другими контролируемыми продуктами.

Но все эти громкие обещания и клятвы скоро были нарушены. С самого начала своего сушествования торговые управления расплачивались с производителям по ценам много ниже рьшочных. Уровень налогового бремени, возникавшего в результате проводимой этими управлениями политики, в разное время и для разных культур бьш разным, но для большинства культур он был крайне высоким. Управления фактически удерживали значительные суммы, причитавшиеся производителям. По некоторым расчетам (см.: Killick, 1966), получается, что с 1939 по 1961 г. (когда управления по закупкам какао в Гане прекратили публиковать свои годовые отчеты) из чистых доходов от экспорта, соста-



вивших 805 млн ф. ст., примерно 357 млн (44%) было удержано у производителей. По всем закупочным управлениям Нигерии соответствующие цифры с 1939 по 1962 г. составили порядка 1096 млн и 301 млн ф. ст. соответственно, т.е. удержанная у производителей сумма составила порядка 27% от чистой прибыли (Helleiner, 1964). За более поздние годы достоверных данных нет, но практика недоплаты производителям продолжалась, и самые крупные суммы недоплаты были на счету управления в Гане. (В оценку получаемой управлениями сверхприбыли в этих расчетах совершенно справедливо были включены местные налоги и экспортные пошлины, с помощью которых часть этой сверхприбыли откачивалась в государственный бюджет). В течение многих лет производители, имевшие очень низкие годовые доходы, платили управлениям дань по такой ставке, которая в Великобритании применялась только к лицам с самыми высокими доходами. С другой стороны, люди, чьи доходы намного превышали доходы производителей, прямых налогов часто не платили вообще или платили, но по очень низким ставкам и часто фактически напрямую субсидировались за счет средств торговых управлений.

Бремя этого налогообложения практически целиком ложилось на производителей. Экспорт растительного масла, семян масличных культур и хлопка из Западной Африки составляет очень незначительную часть мировой торговли этой продукцией, поэтому на мировых ценах деятельность торговых управлений не отражается. Но если мы посмотрим на экспорт какао из Нигерии и Золотого Берега (Ганы), то в конце 1930-х годов он составлял около 50-60% мирового экспорта, а к началу 1980-х годов в результате сокращения экспорта из Ганы и расширения поставок из других регионов он сократился до 25-30%. Нет никакого сомнения, что одной из причин сокращения экспорта какао из Ганы, фактического прекращения новых посадок какао и снижения экспорта пальмовой продукции из Нигерии была именно систематическая недоплата производителям. Какао из Ганы пытались контрабандой вывозить в соседние страны, где цены были выше, но из-за отдаленности ряда основных производящих районов от границ, вооруженной охраны границы и объемности самой культуры больших масштабов это явление не приобрело. Дороговизна потребительских товаров в какаопроизводящих районах в последние десятилетия также дает основания предполагать, что контрабанда имела довольно ограниченный характер. А из Нигерии контрабанда пальмового масла и пальмовых ядер была просто бесперспективной. Сокращение экспорта явилось результатом действия ряда факторов, самым важным из которых почти наверняка была недоплата производителям.

Превращение торговых управлений в органы налогообложения объясняется двумя группами причин. К первой относится неодинаковая политическая сила управлений и фермеров. Управлениями руководили сначала английские чиновники, а после обретения этими странами независимости - представители африканских политических кругов и администрации. Эти группы были намного влиятельнее и образованнее, чем фермеры, к тому же недоплата производителям от-



вечала их политическим и личным интересам. В колониальные времена для английских чиновников было престижно отчитаться перед метрополией о получении большой прибыли. После обретения колониями независимости резервы и доходы торговых управлений превратились в источники финансовой моши африканских политиков. Действуя через управления, они собирают налоги с производителей и тем самым определяют их уровень жизни. Кроме того, именно они решают, кому выдать лицензии на переработку сельскохозяйственной продукции и на ее закупку, а кому - нет. Эти полномочия стали важным фактором политизации жизни и обострения политических конфликтов в тех странах, где действовали закупочные монопсонии.

Деятельность торговых управлений служит ярким примером той пропасти, которая разделяет городские политические элиты и неорганизованное, малообразованное сельское население. Первые, по сушест-ву, контролируют все политические и административные структуры, средства массовой информации и обычно также все ключевые позиции в вооруженных силах. Наличие подобной пропасти вообше характерно для слаборазвитых стран, но в Африке она особенно заметна. В Западной Африке, в частности в Гане и Южной Нигерии, позиции городских политических элит и их ставленников в вооруженных силах, в правительственных кругах, среди представителей средств массовой информации и бизнеса особенно укрепились в конце колониального правления, когда традиционные племенные вожди лишились всякой власти и влияния.

Вторая причина подобной трансформации управлений по торговле экспортными сельскохозяйственными продуктами заключалась в нечеткости самого понятия стабилизации доходов и господстве крайне упрошенных взглядов на эту проблему.

Деятельность закупочных управлений в Западной Африке послужила поводом для развернутой научной дискуссии по вопросам стабилизации цен и доходов первичных производителей. Начало этой дискуссии положили Бауэр и Пэйш (Bauer and Paish, 1952), а итог подвел Хеллайнер (Helleiner, 1964). Чтобы стабилизация цен не преврашалась в скрытые поборы, Бауэр и Пэйш предложили, чтобы управления устанавливали цены производителей по формуле, которая позволяла бы сглаживать колебания, но не давала бы расчетным ценам слишком далеко отклоняться от основного тренда в динамике рыночных цен, проводя тем самым четкое различие между сглаживанием колебаний и другими целями экономической политики. На эту статью бьшо много критических откликов, самым серьезным из которых был отклик Фридмена (Friedman, 1954). Он утверждал, что принудительное сглаживание, даже при наличии четкой и ясной формулы, которая не позволяет отклоняться от тренда, не оправдано, поскольку производители всегда могут сами отложить часть своих доходов, полученных в урожайные годы, на черный день. В этой статье Фридмен едва ли не впервые применил свою гипотезу постоянного дохода. Он обратил также внимание на ряд других отрицательных моментов, с которыми связана система принудительного выравнивания.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [ 174 ] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313]