назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [ 173 ] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313]


173

«ТОРГОВЫЕ УПРАВЛЕНИЯ»

Питер Барр

Marketing Boards

Peter Bauer

За незначительными исключениями, все государственные организации, занимающиеся торговлей сельскохозяйственной продукцией, относятся к одному из двух классов: одни из них наделены государстюм монопольными правами в области продаж контролируемой продукции, вторые Наделены монопольными правами в области закупок контролируемой продукции. Организации первого типа действуют в основном в развитых странах, организации второго типа - в некоторых развивающихся странах.

I. Установление монопольного режима продаж сельскохозяйственной продукции в конкретной стране неюзможно без государственной поддержки и правовой защиты, поскольку производителей стандартной сельскохозяйственной продукции всегда много, и к тому же есть юзможность импорта. Не будь такой поддержки, функционирование рынков сельскохозяйственной продукции скорее напоминало бы модель соверщенной конкуренции, как ее описывают в учебниках.

Попытки сельскохозяйственных производителей добиться повыщения цен на свою продукцию без помощи государства, просто путем сгоюра между собой, довольно часто предпринимались в период между двумя мировыми войнами и даже ранее, но все они бьши безуспешными, так как контроль над рынком бьш неполным. В начале 1930-х годов цены на сельскохозяйственную продукцию резко упали, что отчасти объяснялось возросшей производительностью, но отчасти было также следствием экономической депрессии. Под влиянием политического давления и по соображениям социального характера многие государства стали применять специальные меры, чтобы сдержать падение цен на сельскохозяйственную продукцию и не допустить падения доходов фермеров. При этом прямое субсидирование фермеров по фискальным соображениям часто считалось нежелательным. Что же касается квотирования или даже полного запрещения импорта, то оно было бесполезным для производителей некоторых важных видов сельскохозяйственной продукции, не подлежащих длительному хранению, например молока или картофеля. Создание государственных или поддерживаемых государством монополий, получивших в Англии название «торговых управлений» («marketing boards*), стало одной из мер, направленных на поддержание или повышение цен на сельскохозяйственную продукцию и фермерских доходов административно приемлемым и



политически безболезненным путем. Такие организации, созданные в Англии в соответствии с законами о торговле сельскохозяйственной продукцией 1931 и 1933 гг., - это пример торговых монополий, контролируемых производителями (Astor and Rowntree, 1938; Bauer, 1948; Wariey, 1967).

Для повышения рентабельности сельскохозяйственного производства торговые управления могут использовать следующие методы: ограничение плошади под культурой (этот метод применялся, например, в отношении хмеля и картофеля); прямое и косвенное ограничение объема продукции, который производители имеют право продавать (этот метод применялся в отношении картофеля); установление дискриминационных монопольных цен - более высоких для защишенных рынков и более низких для рынков, доступных для проникновения импорта (если взять молоко и молочные продукты, то примером продукции, реализуемой на зашищенном рынке, может служить скоропортящееся свежее молоко, а молочные продукты - примером продукции, реализуемой на незащищенном рынке).

Основной целью и результатом функционирования подобных монопольных структур является повышение цен на сельскохозяйственную продукцию и доходов фермеров. Существуют, однако, некоторые другие стороны этих организаций и их деятельности, которые могут представлять куда больший интерес, чем банальный эффект монопольного роста цен. (1) Введение ограничений на площади, отведенные под картофель и хмель, принесли их производителям неожиданные прибыли (windfall profits). (2) Торговые управления поощряли и поддерживали создание картелей по переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции, а также заботились о поддержании минимального уровня перепродажных и розничных цен на контролируемые товары. Подобная политика, лишний раз подтверждая, что монополия плодит монополии, на первый взгляд, могла показаться странной, поскольку она сокращала долю фермеров в уплачиваемой потребителями цене. Возможно, что причиной ее проведения было желание успокоить оптовиков и переработчиков сельскохозяйственной продукции, а может быть, и желание подыграть тем производителям, которые одновременно занимались и розничной продажей (впрочем, таких было меньшинство). Во всяком случае, есть основания предполагать, что некоторые управления, в частности управления по молоку и картофелю, просто следовали примеру производителей фирменных товаров, которые стремятся поддерживать цены перепродажи на определенном уровне, хотя в данном случае такая аналогия была совершенно неуместна. (3) Торговые управления, созданные для оказания помощи фермерам во время резкого падения цен и доходов, продолжали действовать и после войны (более того, к ним даже добавились новые), хотя условия к тому времени коренным образом изменились, это наглядный пример действия закона самосохранения государственных организаций. (4) Система принятия решений была двухуровневой, она состояла из уровня управлений и уровня самих производителей. Управления сталкивались с наклонными кривыми спроса, а производители - с горизонтальными. В отсут-



ствие квот на производство и сбыт кривая спроса у производителей имела вид бесконечной горизонтальной прямой, а если квоты устанавливаются, то кривая спроса у производителей идет горизонтально вплоть до предписанной квоты, а затем становится вертикальной (или почти вертикальной).

II. Торговые управления второго типа пользуются исключительными правами на закупку продукции, идущей на экспорт. Во время Второй мировой войны такие управления были созданы в бывших британских колониях в Запацной Африке для закупок какао, пальмового масла, пальмовых ядер, арахиса, а впоследствии и хлопка. Закупки для управлений делались заготовителями из числа местных торговцев, которые действовали как агенты этих управлений. Во время войны и в первые послевоенные годы они закупали контролируемую экспортную продукцию в пределах официальных квот, установленных для них управлениями, причем квоты эти определялись в зависимости от предвоенного оборота агентов. Агенты, превысившие свои квоты, обязаны были платить крупные штрафы, которые управления перераспределяли в пользу тех, кто свои квоты недобрал. Официальной целью введения подобных мероприятий бьшо не допустить резкого пацения местных цен на какао (которое могло произойти из-за нехватки морского транспорта и потери некоторых основных рынков сбыта, в частности Германии) и способствовать росту экспорта других культур (необходимость в котором возникла из-за прекращения поставок с Дальнего Востока).

Все эти меры создавали ненормальную ситуацию. Британское правительство вознамерилось скупить весь урожай экспортных культур в своих колониях по фиксированным сезонным ценам, так что для мест-ньк производителей спрос на их продукцию по этим ценам оказался ничем не ограничен. На самом деле ни монополии на экспорт, ни закупочных квот для поддержания местной цены на какао не требовалось, и меры эти только сдерживали производство и экспорт других культур. Идея установить монопсонию и систему квот была предложена в 1939 г. ассоциацией крупнейших западно-африканских торговцев. Система квот обеспечила реальную нормативную защиту достигнутых между ними еще до войны соглашений о разделе рынков, которые прежде не имели особого успеха, - они постоянно нарушались, к тому же на рынок все время проникали новые конкуренты. Зато теперь система заработала на полную мощность, поскольку там, где официальный покупатель только один и где этот покупатель строго штрафует за нарушение закупочной дисциплины, обеспечить соблюдение квот гораздо легче. К тому же управления не допускали на рынок новых закупочных агентов.

В первые послевоенные годы систему квот пришлось отменить ввиду ее непопулярности у представителей влиятельных местных групп и давления со стороны конкурентов. Однако государственная монополия на закупку экспортной продукции не только сохранилась, но и распространилась на другие британские колонии в Африке, а также на Бир-

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [ 173 ] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313]