иллюстрации три примера. Первый и простейший из них касается случая возрастающей отдачи от масштабов производства. Классический случай - производство продукта при определенных начальных затратах и постоянных предельных издержках. (В более общем случае мы можем рассматривать невыпуклый набор производственных возможностей.) Если фирма, функционирующая в такой отрасли, првдерживает-ся конкурентного поведения, а цена превышает предельные издержки, то объем производства данной фирмы будет бесконечно большим. Если же предельные издержки равны цене или превышают ее, объем производства будет нулевым. Если при цене, равной предельным издержкам, потребители готовы купить некоторое конечное количество товара, то цены, уравновешивающей спрос и предложение, вообще не существует. Равновесие не может быть достигнуто. Реально такая ситуация проявляется не в том, что спрос на рынке не равен предложению или сделки полностью отсутствуют, а в том, что имеет место естественная монополия. В данной отрасли может эффективно функционировать лишь одна фирма. И вновь мы ввдим, что в конечном счете нарушается условие конкурентного поведения.
Второй пример, рассмотренный в работе Д.Старретга (Stanett, 1972), связан с отрицательными внешними эффектами. Предположим, что некая фирма загрязняет реку, а другая фирма, расположенная ниже по течению, нуждается в чистой воде для осуществления своего производственного процесса. Легко показать, что в данном случае, если вторая фирма имеет возможность не функционировать вообще (т.е. не использовать воду, не производить продукцию и не нести издержки), то совокупный набор производственных возможностей в экономике не может быть выпуклым. (Формальное доказательство этого утверждения см. в работе: Ledyard, 1976.) Если же набор производственных юзможностей в экономике не является выпуклым, то, как и в предыдущем примере, конкурентное равновесие может не существовать. Увеличение числа рынков с целью устранить неэффективность, вызванную отрицательными внешними эффектами, может привести к ситуации, когда конкурентное равновесие отсутствует.
Последний пример, на который впервые бьшо обращено внимание в работах Дж. Грина (Green, 1977) и Д. Крепса (Kreps, 1977), характерен для ситуаций с асимметричной информацией. Вспомним один из предыдущих примеров, где первый субъект обладает полной информацией о реальном состоянии мира, а второй рассматривает каждое из двух возможных состояний как одинаково вероятное. Предположим, что предпочтения субъектов и объем имеющихся у них ресурсов при каждом состоянии мира таковы, что, если бы оба они знали реальное состояние мира в данный конкретный момент времени, равновесные цены, соответствующие каждому из состояний, бьши бы одинаковы. Допустим далее, что если неинформированный субъект не делает никаких выводов о реальном состоянии мира на основании наблюдений за поведением информированного субъекта, то уровни цен при каждом из состояний будут разными. При описанных условиях равновесие (основанное на рациональных ожиданиях) будет отсутствовать. Если информирован-
ный субъект предпримет попытку делать выводы на основании сложившихся цен, они ничего не скажут ему; если же неинформированный субъект не будет пытаться делать выюды на основании сложившихся цен, они дадут ему ценную информацию. Достаточно несложно показать далее, что при создании рынка информации (если абстрагироваться от стимулов к ее сокрытию) итоговый набор произюдственных возможностей в общем случае окажется невыпуклым. При всех перечисленных вариантах равновесие будет отсутствовать.
Как представляется, большинство примеров отсутствия равновесия в конечном счете ведут к ситуации неконкурентного поведения. В примере, когда причиной отсутствия равновесия является асимметрия информации, естественной формой поведения информированного субъекта является монополистическое поведение в информационной сфере. В примере с отрицательным внешним эффектом возникновение рьшочных отношений между расположенными на реке фирмами привело бы к тому, что каждая из них заняла бы монопольное положение. Если имеется только одна фирма, загрязняющая реку, и много фирм, страдающих от такого загрязнения, то фирма-загрязнитель заняла бы позицию, сходную с позицией монопсониста. Проблема отсутствия равновесия, обусловленная невыпуклостью набора производственных возможностей (которая, в свою очередь, вызвана использованием рыночного механизма для устранения отрицательного внешнего эффекта), в случае принятия одной или несколькими сторонами неконкурентной линии поведения приобретает лишь более утонченный характер. Искомый результат достигается, однако он не является конкурентным, а следовательно, и эффективным.
Несостоятельность рынка, т.е. неэффективная рыночная аллокация ресурсов может иметь место в том случае, если набор рьшков неполон, поведение субъектов не является конкурентным или отсутствует рыночное равновесие. Многие предлагавшиеся рецепты исправления несостоятельности рынка - такие, как использование налогов и субсидий, перераспределение прав собственности и принятие специальных правил ценообразования, - являются инструментами, направленными на создание прежде отсутствовавших рынков. Если это может быть достигнуто с сохранением вьшуклости набора произюдственных юзможностей и с обеспечением глубины рынков, эти рецегтгы окажутся благотворными, а новая аллокация ресурсов будет оптимальной. С другой стороны, если вследствие создания новых рынков набор произюдственных возможностей теряет сюйстю вьшуклости или же сокращается глубина рьшков, то попьггки преодолеть несостоятельность рынка, вызванную неполнотой рьшков, приведет к несостоятельности, вызванной монополистическим поведением. В последнем случае несостоятельность рынка носит фундаментальный характер. В качестве примеров можно привести случаи естественной монополии, отрицательного внешнего эффекта, общественных благ и монополии на информацию. Чтобы достичь эффективной аллокации ресурсов при наличии этих фундаментальных видов несостоятельности рынка, необходимо смириться с тем, что субъекты рукоюдству-ются собственным интересом, и юспользоваться нерыночными
вариантами решения проблемы. Данное направление исследований, которое иногда называют теорией имплементации, а иногда - теорией механизма стимулирования, опирается на работу Л. Гурвича (Hurwicz, 1972); обзор литературы, посвященной данному направлению, можно найти в работе Т. Гроувса и Дж. Ледьярда (Groves and Ledyard, 1986).
БИБЛИОГРАФИЯ
Коуз Р. Проблема социальных издержек Фирма, рьшок и право. М.: Дело
ЛТД, 1993. С. 87-141. Пигу А.С. Экономическая теория благосостояния. Т. I-II. М.: Прогресс, 1985. Arrow К. An Extension of the Basic Theorems of Classical Welfare Economics. In:
J.Neyman (ed.). Proceedings ofthe Second Berkeley Symposium on Mathematical
Statistics and Probability. Berkeley: University of California Press, 1951. Arrow K. The Organization of Economic Activity: Issues Pertinent to the Choice of
Market versus Non-Market Allocation. In: Joint Economic Committee. The
Analysis and Evaluation of Public Expenditures: The PPB System. Washington,
DC: Government Printing Office, p. 47-64. Bator F. The Anatomy of Market Failure Quarteriy Joumal of Economics, 1958,
p. 351-379.
Debreu G. Theory of Value: An Axiomatic Analysis of Economic Equilibrium. Cowles
Foundation Monograph, no. 17. New York: Wiley, 1959. Foley D. Lindahls Solution and the Core of an Economy with Public Goods
Econometrica, 1970, vol. 38, p. 66-72. Green J. The Nonexistence of Informational Equilibria Review of Economic Studies,
1977, vol. 44, p. 451-463. Groves T. and Ledyard J. Incentive Compatibility Ten Years Later. In: T.Groves,
R.Radner and S.Reiter (ed.). Information, Incentives, and Economic Mechanisms.
Minneapolis: University of Minnesota Press, 1986. Hurwicz L. On Informationally Decentralized Systems. In: CB. McGuire and
R. Radnered (ed.). Decision and Organization. Amsterdam: North-Holland, 1972. Kreps D. A Note on «Fulfilled Expectations* equilibria Joumal of Economic Theory,
1977, vol. 14, p. 32-43. Ledyard J. Discussion of «0n the Nature of Externalities*. In: S.Lin (ed.). Theory and
Measurement of Economic Externalities. New York: Academic Press, 1976. Muth J. Rational Expectations and the Theory of Price Movements Econometrica,
1961, vol. 29, p. 315-335. Postlewaite A. and Schmeidler D. Differential Information and Strategic Behavior in
Economic Environments: A General Equilibrium Approach. In: T.Groves,
R.Radner and S.Reiter (ed.). Information, Incentives, and Economic Mechanisms.
Minneapolis: University of Minnesota Press, 1986. Radner R. Competitive Equilibrium under Uncertainty Econometrica, 1968, vol. 36,
p. 31-58.
Roberts J. and Postlewaite A. The Incentives for Price-Taking Behavior in Large Exchange Economies Econometrica, 1976, vol. 44, p. 115-127.
Scitovsky T. Two Concepts of External Economies Joumal of Political Economy, 1954, vol. 62, p. 70-82.
Starrett D. Fundamental Non-Convexities in the Theory of Externalities Joumal of Economic Theory, 1972, vol. 4, p. 180-199.