назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [ 17 ] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313]


17

даже при относительно неразвитой конкуренции, имеют возможности альтернативного использования своих денег, частная корпорация или национализированная фирма в условиях рыночной экономики получает определенную информацию относительно того, какова реальная ценность продаваемых ею благ. Если отсутствуют юридические препятствия для конкурентного предпринимательства, а рынки являются состязательными (contestable), общестю также обладает (по крайней мере, в потенциале) информацией относительно ценности благ, которые могут бьггь предоставлены альтернативной организацией. В рыночных условиях выпускаемый предприятием продукт может потребляться лишь теми, кто уплатил за его приобретение; это также означает, что информация о производственных функциях для частных благ обычно является более полной, чем о производственных функциях для общественных благ. Отсюда следует, что в частном бизнесе связанные с бюрократией проблемы носят менее острый характер, чем в государственных органах, производящих общественные блага. Интересно отметить также, что эти проблемы носят менее острый характер в государственных предприятиях, производящих частные блага, которые без труда могли бы производить частные компании; напротив, эти проблемы более серьезны в государственных органах, производящих общественные блага, предоставление которых посредством рыночных механизмов невозможно. Тот факт, что национализированные фирмы осуществляют более гибкую политику подбора персонала по сравнению с «классической» государственной службой, подтверждает справедливость изложенной выше концепции.

Таким образом, представляется, что парадокс бурного роста государственной бюрократии и частных бюрократических структур в условиях сложившегося консенсуса по поводу недостаточной эффективности и недостаточной гибкости бюрократии имеет адекватное объяснение. Существуют фундаментальные причины, связанные с условиями несостоятельности рынка, которые делают неизбежным существование государственных и частных бюрократических структур. Те же самые причины объясняют, почему бюрократические структуры не обладают информацией, необходимой для достижения высокого уровня эффективности. Однако существование несостоятельности рынка (хотя фактическая степень развития бюрократических структур может быть далека от оптимальной) одновременно свидетельствует о том, что не следует удивляться экспансии государственных и частных бюрократических структур, несмотря на осуждение самих этих структур обществом.

БИБЛИОГРАФИЯ

Коуз Р. Проблема социальных издержек Фирма, рынок и право. М.: Дело

ЛТД, 1993. С. 87-141. Уильямсон О. Экономические институты капитализма: фирмы, рынки, «отно-

шенческая» контрактация. СПб.: Лениздат, 1996.



Breton A. and Wintrobe R. The EquiUbrium Size of a Budget Maximizing Bureau Journal of Political Economy, February 1975, vol. 83, no. 1, p. 195-207.

Buckley P. and Casson M. The Future of the Multinational Enterprise. London: Macmillan, 1976.

Chandler A.D. Strategy and Structure: Chapters in the History of American Industrial

Enterprise. Cambridge, Mass.: MIT Press, 1962. Chandler A.D. The Visible Hand: The Managerial Revolution in American Business.

Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1977. Chandler A.D. and Daems H. (eds). Managerial Hierarchies: Comparative Perspectives

on the Rise of Modem Industrial Enterprise. Cambridge, Mass.: Harvard University

Press, 1980.

Hennart J.-F. A Theory of Multinational Enterprise. Ann Arbor: University of

Michigan Press, 1982. McManus J.C. The Theory of Intemational Firm. In: The Multinational Firm and

the Nation State. G.Pasquet and D.Mills (eds.). Ontario: Collier Macmillan, 1972. Mueller D.C. and Murrell P. Interest Groups and the Political Economy of

Govemment Size. In: Public Expenditure and Govemment Growth. F. Forte and

A.Peacock (eds.). Oxford: Basil Blackwell, 1985. Niskanen W.A. Bureaucracy and Representative Govemment. Chicago: Aldine-

Antherton, 1971.

Olson M.L. Evaluating Performance in the Public Sector. In: The Measurement of Economic and Social Performance. M. Moss (ed.). Studies in Income and Wealth, vol. 38, National Bureau of Economic Research. New York: Columbia University Press, 1973.

Olson M.L. The Priority of Public Problems. In: The Corporate Society, ed. R. Marris.

London: Macmillan, 1974. Olson M.L. Environmental indivisibilities and information costs: fanatism, agnosticism,

and intellectual progress. American Economic Review, Papers and Proceedings.

1982. vol. 72. May, p. 262-266. Olson M.L. Space, Agriculture, and Organization American Joumal of Agricultural

Economics, December 1985, vol. 67, p. 928-937. Olson M.L. Toward a More General Theory of Govemment Structure American

Economic Review, Papers and Proceedings, May 1986, vol. 76, p. 120-125. TuUock G. The Politics of Bureaucracy. Washington, D.C: Public Affairs Press, 1965. Weber M. Bureaucracy. In; From Max Weber: Essays in Sociology. H. Gerth and

C.W. Mills (eds.). New York: Oxford University Press, 1946. Williamson O.E. The Economics of Discretionary Behavior: Managerial Objectives in

a Theory ofthe Firm. Engiewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1964. Williamson O.E. Markets and Hierarchies: Analysis and Anti-trust Implications. New

York: The Free Press, 1975.



ПРИРОСТЫ и СОКРАЩЕНИЯ СТОИМОСТИ КАПИТАЛА

Э. Маленво

Capital Gains and Losses E. Malinvaud

В практике национального счетоводства приросты или снижения стоимости капитала определяются довольно точно, но их фундаментальное отличие от дохода поднимает весьма тонкие вопросы, по которым ведущие экономисты с давних пор испытывают сомнения. Как правило, эти вопросы становятся важными во время инфляции. Кроме того, остается много неясного в том, как прирост стоимости капитала влияет на экономическое поведение и как уменьшение стоимости капитала, связанное с текущей деятельностью, должно учитываться при аллокации ресурсов.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ. Хотя такие издания, как, например, справочники ООН (1969), недостаточно ясно определяют рассматриваемое понятие, система национальных счетов обычно использует следующее соотношение:

AW= Y+ СТ+ CG- С,(1)

где AW- изменение богатства между началом и концом рассматриваемого периода, У-доход, СГ-полученные чистые капитальные трансферты (подарки, наследство, налоги на капитал и субсидии), СО-чистый прирост стоимости капитала и С - потребление. Это тождество относится к любому экономическому агенту или группе агентов. Оно может быть использовано как определение de facto чистого прироста стоимости капитала (т.е. прирост минус уменьшение) в той степени, в которой для расчета потоков У, С и СТ, присутствующих в текущих счетах, используются четко определенные правила, а богатство предполагается однозначно определенным.

Однако, внимательно изучив существующие правила, можно понять, что различие между доходом и чистым приростом стоимости капитала в большой степени условно. Именно с выбором этих «условностей» связаны некоторые важные вопросы, относящиеся к определению понятия дохода.

В главе 7 книги И. Фишера (Fisher, 1906) показано, что определение понятия дохода бьшо нелегкой задачей для экономистов. Предпочитаемое самим И. Фишером определение - «услуги капитала» - не кажется вполне ясным, но может быть идентифицировано с потребле-

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [ 17 ] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313]