назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [ 163 ] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313]


163

идет путем проб и ошибок. Этот принцип может быть применен и к экономике, и к обществу в целом.

Либеральный отпор тоталитаризму исчез вместе с памятью о самом тоталитаризме*. Хотя в 1950-х годах для развития Германии бьш придуман термин «социальное рыночное хозяйство», четверть века экономического чуда была на самом деле эпохой торжества социал-демократических идей. Экономический рост почти повсеместно сопровождался усилением роли государства и расширением его социальных функций. Пособия приобрели не меньшую важность, чем достижения. Согласие стало значить больше, чем конкуренция или конфликт.

Несмотря на отдельные трудности, это был очень успешный период для стран «первого мира». Однако в 1970-х годах побочные эффекты этого прогресса сами превратились в серьезную проблему. И речь идет не только об очевидных проблемах типа экологических или социальных «пределов роста», но и о проблемах системных, связанных с государственным вмешательством в экономику. Идеи Кейнса и Бевериджа стали ставиться под вопрос. Ни стагфляция 1970-х, ни всплеск безработицы в 1980-х годах уже не поддавались государственному регулированию. Социальное государство вышло из-под контроля, финансировать его становилось все трудней и трудней, а бюрократизация лишала его остатков привлекательности. Раздавались требования о смене курса.

Там, где этот поворот произошел, он оказался половинчатым, робким и непоследовательным. Но этот новый климат дал также толчок к появлению новых элементов в теории либерализма. В некотором смысле эти новые элементы ознаменовали собой возврат к первоначальным идеалам либерализма - идее приоритета общества перед государством, рынка - перед планированием и регулированием, прав человека - перед могуществом власти и коллектива. Американские авторы внесли особенно большой вклад в новое осмысление идей либерализма. Мил-тон Фридмен привел ряд аргументов в пользу того, что большая роль государства обычно противоречит интересам граждан. Роберт Нозик убедительно обосновывал «минимальное государство» и выступал против самонадеянности современной государственной власти. Джеймс Бьюкенен и «конституциональные экономисты» вновь обратились к идее общественного договора и потребовали резко ограничить сферу государственного регулирования, в том числе - фискальную систему. Именно эта тенденция в гораздо большей степени, чем так называемая «экономика предложения» (которая в известном смысле есть просто поставленный с ног на голову Кейнс), означает возрождение либерализма.

У этого многогранного понятия есть и другие грани. Для кого-то либеральная программа - это борьба за предоставление гражданских прав угнетенным. Другие главной задачей либерализма до сих пор считают отделение церкви от государства и уменьшение ее влияния в обществе. Третьи воспринимают либерализм как защиту культурных цен-

Речь в данном случае, очевидно, идет только о германском тоталитаризме. - Примеч. ред.



ностей, включая такие, как плюрализм и творчестю. Нетрудно увидеть связь всех этих движений с основным течением либеральной мысли.

В этом основном течении есть три основных элемента. Либерализм - это теория и практика реформ во имя индивидуальных свобод перед лицом неопределенности. А раз так, то у либерализма нет и не может быть раз и навсегда заданной главной идеи. Перед лицом абсолютизма его главным идеалом является свобода, ограниченная лишь законом, перед лицом рыночного капитализма - это полная реализация гражданских прав, перед лицом «рабских оков» современного бюрократического государства (по Максу Веберу) - борьба за оптимальное, если не минимальное, вмешательство государства. В развитых свободных странах сегодня очень активно ведется борьба за идею обшественного договора. Кризис социального государства, новая безработица, проблема закона и порядка - все это ставит фундаментальные вопросы: что же по праву принадлежит кесарю и где должен быть положен предел притязаниям индивида? И не случайно в ряде стран на передний план сегодня вышли конституционные проблемы. В такие моменты либерализм обретает второе дыхание. Он не сможет разрешить всех проблем, но останется источником движения и прогресса, раскрывающего все больше юзможностей в жизни для все большего числа людей.

БИБЛИОГРАФИЯ

Поппер К. Открытое общество и его враги. М.; Феникс; Международный фонд

«Культурная инициатива», 1992. Хайек Ф.А. Дорога к рабству. М.: Эконов, 1992.

Buchanan, J. 1975. The Limits of Liberty. Chicago: University of Chicago Press

Бьюкенен Д. Избранные труды. М.: Тауруг Альфа, 1997. С. 207-439. Habermas, J. 1962. Strukturwandel der Offentlichkeit. Neuwied: Luchterhand. Hume, D. 1740. A Treatise of Human Nature. Ed. L.A. Jelby-Bigge, Oxford:

Clarendon Press, 1888 Юм Д. Трактат о человеческой природе. Kant, L. 1784. Idee zu einer allgemeinen Geschichte in weltburgerlicher Absicht. In

Kants Populiire Schriften, ed. P. Menzer, Berlin: Georg Reimer, 1911. Locke. J. 1690. Second Treatise of Govemment. Ed. T.P. Peardon, New York: Liberal

Arts Press, 1952.

Marshall, Т.Н. 1950. Citizenship and Social Class. Cambridge: Cambridge University Press.

Smith, A. 1776. An Inquiry into the Nature and Causes ofthe Wealth of Nations.

Oxford University Press, 1976. Stimer, M. 1845, Der Einzige und sein Eigentum. Leipzig: D. Wigand Штирнер M.

Единственный и его собственность. Weber, М. 1922. Wirtschafl und Gesellschafl. 4th edn., Tubingen: Mohr/Siebeck, 1956.



Границы экономического роста

Уилфред Беккерман

Limits to Growth

Wilfred Beckerman

В течение 1950-х и 1960-х годов экономический рост стап одной из центральных проблем для экономистов и политиков. Это было, вероятно, результатом беспрецедентных темпов экономического роста, достигнутых развитыми странами мира, а также значительных различий в показателях роста у разных стран. Отсюда возник серьезный интерес к объяснению общего ускорения роста и причин различий между странами.

В течение 1960-х годов возникло мнение, что, возможно, высокие темпы роста развитых стран несоразмерно увеличили благосостояние их населения. Различные причины для этого беспокойства вначале были блестяще, в исчерпывающей и убедительной форме показаны Э. Мищеном (Mishan, 1967). Мищен перечислил различные нежела-тельные аспекты экономического роста, такие, как, например, загряз нение окружающей среды, перегрузка транспортных путей йлучших курортов и другие виды внешних эффектов, в том числе нематериаль-ныхГтаких, как, например, подчинение общественных ценностей коммерческим целям и последовательное снижение моральных стандартов общества. Осуществленная Мишеном тонкая ятгогичная критика бездумной политики максимизации экономического роста соответствовала возрастающей общественной осведомленности о некоторых нежелательных внешних эффектах, связанных с экономическим ростом, из которых наиболее очевидны различные типы загрязнений окружающей среды и рост насилия в городах, оказавшие влияние на многие общественные группы в большинстве наиболее богатых стран.

В то же время некоторые авторы выражали беспокойство по поводу возможности поддержания высоких темпов роста из-за возможных ресурсных ограничений для человечества в целом. Это беспокойство вместе с предполагаемой связью между экономическим ростом и загрязнением среды было четко сформулировано в «Пределах]роста» - исследовании, проведенном Римским клубом (Meadows et al., 1972). Этот анализ бьш проведен с целью показать, что при любых разумных предпосылках дальнейшее поддержание высоких показателей роста приведет к тому, что (1) человечество будет испытывать недостаток основных материальных ресурсов; (2) рост загрязнения вызовет серьезные последствия и (3) рост населения опередит потенциальное мировое предложение продовольствия. Этот доклад сначала бьш воспринят

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [ 163 ] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313]