назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [ 161 ] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313]


161

гам» и «интенсивные по времени», причем ту же ошибку допускает и Беккер при анализе сходных проблем. Они не учитывают того, что эти соотношения затрат сами могут меняться при росте доходов. Так что «тишина и покой» вовсе не обязательно достигаются за счет больших временньис затрат и малых затрат товаров и услуг. Во всяком случае, где-нибудь в центре Манхэттэна или в других шумньис центрах городской жизни, даже в развивающихся странах, без значительных расходов на кондиционирование воздуха, на другие устройства, позволяющие контролировать свет и шум, никакой «тишины и покоя» просто не будет. Низкий уровень производительности труда у рабочих, работающих в ночную смену, в развивающихся странах является следствием скудности их жилищного капитала, который не обеспечивает им тишины и покоя в дневное время. А неторопливая прогулка по пляжу требует не столько времени, сколько денег, если пляж находится за тысячи миль от дома, а в разгар сезона и билеты на самолет, и гостиница стоят особенно дорого.

С ростом материального благополучия выживают не те виды деятельности, которые изначально характеризуются самой высокой това-роинтенсивностью, а те, которые лучше других впитывают прирост товаров и услуг в ходе производства полезности. И среди них вполне могут оказаться такие виды деятельности, в которых велик компонент праздного досуга. Веблен никогда не стал бы утверждать, что богатые люди неадекватно обеспечены возможностями скрыться от дел.

И, наконец, последнее и самое главное возражение заключается в том, что формальная математическая модель Линдера построена на том предположении, что источник полезности - это только то, что люди делают, т.е. виды деятельности и продолжительность этой деятельности, но в своих словесных рассуждениях он говорит, что полезность также существенно зависит от интенсивности этой деятельности, что нам далеко не безразличен темп нашей жизни, и если темп этот слишком высок, мы чувствуем себя плохо, некомфортно. Но если этот аспект занятий, которые мы выбираем, для нас так важен, то он, разумеется, должен бьп-ь включен в функцию полезности в качестве одного из ее аргументов. Если же он в нашу функцию полезности не входит, то в логически непротиворечивой модели мы не смогли бы чувствовать неудовольствие от того, что наша деятельность становится все более «интенсивной». Линдер просто незаметно вставляет переменную интенсивности в свои словесные рассуждения, хотя в математической формулировке модели максимизации полезности этой переменной у него нет. Вот и получается, что мы максимизируем полезность в рамках неправильно специфицированной модели, и этот процесс приносит нам сплошные страдания.

Но даже если парадокс досуга не вьщерживает проверки логикой, безусловной заслугой Линдера и Беккера является то, что альтернативу «работа» или «досуг» экономисты теперь никогда не будут считать исчерпывающей дихотомией человеческих занятий. На свете есть сравнительно мало занятий, которые можно бьшо бы считать чистым досугом, не приносящим побочно никакой практической пользы, но срав-



нительно мало встречается и занятий, которые можно было бы считать чистой работой, не заключающей в самой себе также и элемента удовольствия. Так что выбор мы осуществляем не просто межцу работой и не-работой, и та более богатая теория выбора деятельности, родоначальниками которой были Линдер и Беккер, может в больщинстве на-щих занятий разглядеть более сложную мотивационную структуру, сочетающую в разных пропорциях некоторые внутренние радости, которые раньще мы связывали только с досугом, и некоторую внешнюю пользу, которую принято считать атрибутом работы.

БИБЛИОГРАФИЯ

Пигу А. Экономическая теория благосостояния. Т. I-II. М.: Прогресс, 1985. Becker, А theory of the allocation of time. Economic Joumal 75, September, 493-517. Knight, F. 1921. Risk, Uncertainty and Profit. Chicago: University of Chicago Press, 1971.

Linder, S. 1970. The Harried Leisure Class. New York: Columbia University Press. Quarterly Joumal of Economics. 1973. Symposium: Time in economic life. Quarteriy

Joumal of Economics 87(4), November, 627-75. Robbins, L. 1930. On the elasticity of demand for income in terms of effort. Economica

10, June, 123-129. Time Magazine. 1969. Leisure. August.

Veblen, T. 1899. The Theory of the Leisure Class: An Economic Study of Institutions.

New York, New American Library, 1953. Winston, G. 1982. The Timing of Economic Activities: Firms, Households, and

Markets in Time-Specific Analysis. New York: Cambridge University Press.



ЛИБЕРАЛИЗМ

Ральф Дарендорф

Liberalism

Ralf Dahrendorf

Либерализм - это теория и практика реформ, вдохновлявшая мир в течение двух столетий. Либерализм вырос из английских революций XVII в., распространился по многим странам на заре американской и французской революций XVIII в. и доминировал большую часть XIX в. Правда, в XIX в. он претерпел серьезные изменения. Некоторые считают, что он умер или уступил дорогу социализму или, во всяком случае, позволил социалистическим идеям себя извратить. Другие считают социальные преобразования второй половины XIX и XX вв. торжеством нового либерализма. Ближе к нашим дням интерес к исходным идеям либерализма возобновился. Таким образом, следует различать классический либерализм, социальный либерализм и неолиберализм.

Классический либерализм представляет собой простую, но яркую философию. Ее центральная идея - это свобода в рамках закона. Необходимо разрешить людям преследовать собственные интересы и цели, ограничив их свободу лишь правилами, не позволяющими ущемлять свободу других. Ранние либералы до и после Джона Локка любили ссылаться на метафору общественного договора: общество возникает из некоего соглашения между его членами, призванного защитить каждого от эгоистических устремлений остальных. «Несоциальная социальность» человека (по Канту) требует введения правил, которые бы всех связывали, оставляя при этом максимально допустимый простор для конкуренции и конфликта.

В действительности ранние либералы не собирались, конечно, строить общество на пустом месте. Они хотели лишь заставить диктаторов, наделенных абсолютной властью, уступить требованиям свободы. Идея о диктате закона, о котором мечтали либералы, бьша поистине революционной силой, возвестившей о наступлении просвещенной эпохи в современной истории.

Понятие главенства закона не является однозначным. Во-первых, оно во многом формально. На ум приходит сравнение законов с правилами игры, которым должны подчиняться все игроки и которые регулируют социальные, экономические и политические процессы в обществе. По идее, эти правила не должны предопределять исход самой игры. Впрочем, выполнение даже таких формальных требований, как равенство всех перед законом и судом, предполагало осуществление фундаментальных перемен в обществе, позволяющих называть либе-

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [ 161 ] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313]