назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [ 153 ] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313]


153

меньшее количество «первичных благ». Критику теории Ролза можно найти в Harsanyi, 1975.)

ОРДИНАЛИЗМ, КАРДИНАЛИЗМ И МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ СРАВНЕНИЯ. Сопоставляя полезности различных благ для одного конкретного индивида /, также следует различать сравнения уровней полезности и сравнения ее разностей. Первое выражается в сравнении уровней полезности ЩА) и U.{B), которые индивид / связывает с двумя разными ситуациями Аи £. Второе требует сопоставления приращения полезности

АЩА, А) = ЩА) - £А(Л),(3)

которое индивид / мог бы получить при переходе из ситуации А в ситуацию А, с приращением полезности

Д{/.(Д В) = UIB) - ViB),(4)

которое он мог бы получить при переходе из В в В.

Если функция полезности Uj индивида / хорошо определена, тогда он, безусловно, должен быть в состоянии сравнить уровни полезности, связанные с разными ситуациями, и эти сравнения будут иметь ясный поведенческий смысл, соответствуя отношениям предпочтения и безразличия, выраженным в его выборе. В то же время экономический смысл сравнений разностей полезности, определенных в (3) и (4), гораздо менее очевиден (детальное обсуждение см. ниже).

Функция полезности U., позволяющая осуществлять значимые сравнения только между уровнями полезности индивида /, но не между разностями его полезностей, называется ординальной. Функция полезности, допускающая значимые сравнения как уровней, так и разностей полезности, называется кардинальной.

Как хорошо известно, в большинстве разделов экономической теории используются только ординальные функции полезности. Однако, как показали фон Нейман и Моргенштерн (von Neumann and Morgenstem, 1947), кардинальные функции полезности могут быть чрезвычайно полезны в теории отношения к риску. Оказывается, что сравнениям разностей полезности, определяемым функциями полезности фон Неймана - Моргенштерна, можно придать прямой поведенческий смысл. Рассмотрим, к примеру, такую функцию U. и разности полезности А* и д", определенные в (3) и (4). Тогда неравенство Д* > Д " будет алгебраически эквивалентно неравенству

/,и.{А) + ЧгЩВ) > Уи-{В) + /UI,A).(5)

Это неравенство, в свою очередь, нетрудно проинтерпретировать в терминах человеческого поведения: индивид / предпочитает лотерею из равновероятных ситуаций А и Всо сходной лотереей из ситуаций В и А. Конечно, поскольку функции полезности фон Неймана - Моргенштерна используются в теории отношения к риску, их можно использовать и в других областях экономической теории, в том числе в экономической теории благосостояния и в этических исследованиях. Впрочем, существует и такое мнение, что функции полезности фон Неймана - Моргенштерна не могут использоваться в этике или экономической теории благосостояния, поскольку они отражают отноше-



ния людей лишь к риску, азартной игре, лишенные какой-либо этической составляющей (Arrow, 1951, р. 10; Rawls, 1971, р. 172, 323; см., однако: Harsanyi, 1984).

Заметим, что принятие ординалистской или кардиналистской позиции ограничивает набор воззрений на межличностное сравнение полезностей, которых можно придерживаться, не впадая в противоречие.

1)Ординалист логически вправе отрицать возможность межличностных сравнений обоих типов. Может он допустить и возможность сравнения уровней полезности разных людей. Однако ординалист никак не может допускать сравнимости разностей индивидуальных полезностей - в этом случае он стал бы кардиналистом. Причина этого проста: если разности полезности для индивида / сопоставимы с аналогичными разностями для другого индивида J, то разности полезности для одного человека (скажем, О можно косвенно сравнить и друг с другом для разных ситуаций, что позволит выстроить кардинальную функцию полезности для каждого индивида.

2)Кардиналист также имеет полное логическое право отрицать оба типа межличностных сравнений. Может он и признавать их оба. Кроме того, он может считать возможными только сравнения разностей полезностей разных индивидов. (Правда, непонятно, что может побудить кого-либо отрицать межличностные сравнения для уровней полезности, признав их возможность для разностей.) Но кардиналист не может, не впадая в противоречие, признавать межличностные сравнения уровней полезности, отрицая вместе с тем сопоставимость ее разностей. В этом можно убедиться следующим образом. Если уровни полезности разных людей сопоставимы между собой, то можно подобрать такие четыре ситуация А, А, В, В, что и.{А) = ЩВ) и U.(A) = ЩВ). Но отсюда следует, что

д; = ЩА) - и.{А) = Д/ = UfB) - UfB), а это означает, что по крайней мере разности полезностей Д,* и Д.* сравнимы между собой для разных индивидов. Далее, поскольку U. и г/, являются кардинальными функциями полезности, то любые разности полезности Д " для индивида / сравнимы с Д,*, а любые разности полезности Д" для индивида j сравнимы с Д,*. А это, в свою очередь, означает, что все разности полезности Д," индивида / сравнимы со всеми разностями полезности д* индивида / Таким образом, кардинализм вкупе с межличностной сопоставимостью уровней полезности автоматически подразумевает возможность сравнения и разностей полезности.

РАСШИРЕННЫЕ ФУНКЦИИ ПОЛЕЗНОСТИ. Ниже я буду использовать символы А., В., ... для обозначения экономических и неэкономических ресурсов, доступных индивиду / в ситуациях А, В, ... Символ Aj будет обозначать такое размещение ресурсов, при котором в распоряжении индивида j оказываются те же ресурсы, какими индивид / обладал в ситуации А.. Эти величины /4,, В., Aj, Bj, ... назовем позициями.

Если бы функция полезности у всех индивидов была одинаковой, то межличностные сравнения полезности не представляли бы пробле-



мы. Ведь в этом случае всякий индивид j мог бы предположить, что уровень полезности U.{A), которого индивид / достигнет в данной позиции А., должен совпадать с тем, которого достиг бы он сам, находясь в аналогичной позиции. Тогда индивиду смог бы просто считать, что ЩА) = ЩА).(6)

Разумеется, на самом деле функции полезности разных людей, очевидно, различаются, так как различаются вкусы людей, т.е. их способности получать удовлетворение от каждой из возможных комбинаций ресурсов. Символами R., Rj, ... я буду обозначать векторы, содержащие те личные психологические характеристики каждого индивида которые объясняют различия в индивидуальных функциях полезности и., Uj, ... Векторы Rj, Rj,по всей видимости, должны отражать воздействия генетической предрасположенности, образования и жизненного опыта каждого индивида на его функцию полезности. Это означает, что любой индивиду может попытаться следующим образом оценить уровень полезности ЩА), которого другой индивид / достигнет в позиции А-

ЩА) = ПА., R),(7)

где функция V играет роль психологических законов, определяющих функции полезности U., Ц,... разных индивидов ... в соответствии с их психологическими характеристиками, отраженными в векторах Л,, Rj, ... Поскольку, как мы предположили, все различия между функциями полезности [/., Ц, ... полностью объясняются векторами R., Rj, сама функция F будет одной и той же для всех индивидов. Назовем V расширенной функцией полезности (см.: Arrow, 1978 и Harsanyi, 1977, р. 51-69, хотя основные идеи этого определения уже содержатся в Arrow, 1951, р. 114-115).

Разумеется, мы очень мало знаем о психологических законах, определяющих индивидуальные функции полезности, а значит, и об истинной математической форме расширенной функции полезности V. Это означает, что если мы пытаемся применить уравнение (7), то лучще всего будет использовать нашу личную (конечно, очень несовершенную) оценку функции V, а не саму эту функцию. В результате, пытаясь осуществить межличностные сравнения полезности, время от времени мы неизбежно будем допускать значительные ошибки - особенно в тех случаях, когда речь идет об оценке функций полезности тех людей, чей культурный и социальный опыт сильно отличается от нашего собственного. Но даже если наши оценочные межличностные сравнения легко могут оказаться ошибочными, это еще не означает, что они бессмысленны.

Ординалисты интерпретируют функции t/. и Ккак ординальные функции полезности, а (7) - просто как основание для межличностных сравнений уровней полезности (ср.: Arrow, 1978). Напротив, кардина-листы будут понимать эти функции как кардинальные функции полезности, а (7) - как основание для обоих типов межличностных сравнений (ср.: Harsanyi, 1977).

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [ 153 ] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313]