назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [ 145 ] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313]


145

ращения, население предпринимает требующие больших издержек меры, чтобы сократить свои запасы быстро обесценивающихся денег, включая бартерные сделки и использование таких более стабильных заменителей, как, например, иностранные валюты (Вагго, 1970). Эти меры заканчиваются еще большим сокращением денежных остатков в реальном выражении и существенным повышением скорости обращения денег.

Исследования (Cagan, 1956) показали, что спрос на реальные денежные остатки при гиперинфляции обратно пропорционален ожидаемому темпу инфляции. Ожидания будущих изменений могут сильно отличаться от оценки текущих условий. Но именно они определяют реакцию населения на инфляцию. Кейган вьщвинул гипотезу, согласно которой ожидания формируются адаптивно, т.е. ожидаемые величины корректируются в пропорции к их отклонению от фактических величин. Отсюда следует теоретический вывод, что ожидаемая инфляция может быть оценена как экспоненциально взвешенное среднее показателей прошлой инфляции.

Такие адаптивные ожидания отстают от изменений фактических величин, что может объяснить, почему гиперинфляция имеет внутреннюю тенденцию усиливаться. В то время как инфляционный налог позволяет государству извлекать доход из реальных денежных остатков, ожидаемые темпы инфляции увеличиваются, пытаясь соответствовать ее растущим фактическим темпам, и доход государства в реальном выражении сокращается, но с лагом. Реальный доход может повышаться путем ускорения денежной эмиссии, но только до тех пор, пока ожидания не придут в соответствие с более высокими темпами инфляции. Если темп инфляции будет оставаться постоянным, так что ожидаемый ее темп в конечном счете придет с ним в соответствие, то реальный доход от денежной эмиссии будет поддерживаться на постоянном уровне. Максимальный реальный доход государства из этих постоянных уровней обеспечивается при некотором постоянном темпе инфляции, который зависит от эластичности спроса на реальные денежные остатки по темпу инфляции. Этот доход может быть еще более увеличен путем непрерывного ускорения роста денежной массы и темпов инфляции. В наблюдавшихся случаях гиперинфляция усиливалась далеко за пределы постоянного темпа, обеспечивающего максимум инфляционного налога.

Инфляция обычно также уменьшает реальную величину других налоговых поступлений из-за лагов между начислением и сбором налога. Налог на денежные остатки должен превысить сокращение реальных поступлений других налогов, чтобы не допустить сокращения общего реального дохода государства. Это часто имеет место вначале и сопровождается общественными волнениями, но гиперинфляция уменьшает все налоги в реальном выражении, что очень скоро делает ее влияние на доходы государства чисто негативным.

Адаптивные ожидания могут быть «рациональным» способом различения временных и перманентных изменений переменной (Muth, 1960). Но если темп инфляции непрерывно растет, то адаптивные ожи-



Дания как среднее взвешенное прошлых показателей оказываются всегда слишком низкими, и такой ряд коррелированных ошибок ожиданий противоречит принципам рационального поведения. Теория рациональных ожиданий утверждает, что население использует для предсказания темпа инфляции всю доступную информацию, включая экономические модели данного процесса. Отсюда, в частности, следует, что инфляционные ожидания с учетом значения денег фокусируются на политике изменения денежной массы, проводимой денежными властями. Если правительство нуждается в определенной сумме поступлений от инфляционного налога, то население может оценить соответствуюший темп роста денежной массы, исходя из которого можно предсказать траекторию движения цен. Однако, как правило, сумма выпушенных денег может меняться непредсказуемо или же быть неизвестной с нужной точностью.

Из гипотезы рациональных ожиданий вытекают два важных эмпирических следствия для анализа гиперинфляции. Во-первых, если деньги постоянно выпускаются, чтобы получить определенный размер государственного дохода в реальном выражении, то рост денежной массы зависит от темпа инфляции (Webb, 1984). Денежная масса в этом случае статистически эндогенна по отношению к процессу инфляции. Сарджент и Уоллес (Sargent and Wallace, 1973) и Френкель (Frenkel, 1977) представили статистическое подтверждение тому, что денежная масса зависела от цен в случае гиперинфляции в Германии, хотя их вывод и бьш оспорен (Protopapadakis, 1983).

Установленная эндогенность предложения денег не означает, что спрос на деньги независим от ожидаемых темпов инфляции. Но эта эндогенность обесценивает эконометрические регрессии реальных денежных остатков от темпов инфляции. Для измерения ожидаемых издержек обладания наличностью нужны другие переменные. Френкель (Frenkel, 1977) использовал в качестве такой переменной форвардную премию в цене иностранной валюты во время гиперинфляции в Германии, которая отражала рыночные оценки будущего снижения курса национальной валюты и, судя по всему, определялась инфляционными ожиданиями. (Это также помогает избежать возможной случайной корреляции, когда показатели цен, примененные для расчета реальньк денежных остатков, используются в той же регрессии для получения темпов изменения цен.) Форвардная надбавка объясняет изменения реальньк денежных остатков и подтверждает в качестве замещающей переменной эффект ожидаемого темпа инфляции. Форвардная надбавка в Германии оказалась также некоррелированной с прошлыми темпами инфляции, что удовлетворяет требованию рациональньк ожиданий, согласно которому надбавка не должна зависеть от прошлой информации и корректироваться в зависимости от лаговых значений переменных. Однако это не объясняет, почему показатель инфляции в Германии вышел за рамки постоянного уровня, максимизирующего доход от инфляционного налога, поскольку при рациональных ожиданиях ожидаемый рост инфляции не дает повышения дохода государства. Сарджент (Sargent, 1977) высказал мнение, что максимизирующий



доход темп инфляции, если его правильно оценить при гипотезе рациональных ожиданий, не отставал от фактических показателей инфляции. Другая возможность состоит в том, что поведение населения не в полной мере учитывало последующее ускорение инфляции, что, таким образом, временно увеличило инфляционный доход государства.

СТАБИЛИЗАЦИОННЫЕ РЕФОРМЫ. Если гиперинфляция поддерживается ростом инфляционных ожиданий, а не ускорением роста денежной массы, то она может стать самоподдерживающимся процессом. Этого, тем не менее, никогда не происходило, кроме очень кратких периодов. Гиперинфляция может быть, следовательно, всегда остановлена при прекращении денежной подпитки. Но правительствам часто трудно выживать без доходов от денежной эмиссии или заменить их другими доходами, что объясняет, почему некоторые страны переживают высокие темпы инфляции в течение длительных периодов.

Во многих случаях гиперинфляцию удавалось остановить с помощью программы реформ без продолжительных потрясений экономики. После короткого периода экономика обычно восстанавливается и испытывает подъем. Эти программы стабилизации были изучены для определения необходимыхусловий успеха (Sargent, 1982; Bombergerand Makinen, 1983). Некоторые предпринятые реформы потерпели неудачу-в частности, дважды в Греции после Второй мировой войны (Makinen, 1984). Прежде всего критически важно получить право контроля над приростом денежной массы, а это требует положить конец правительственной зависимости от эмиссии денег для финансирования бюджета. Успешные реформы включают реорганизацию государственных финансов путем как сокращения расходов, так и повыщения налогов, а также представление Центральному банку полномочий на то, чтобы отказаться выпускать деньги для кредитования правительства. Хотя часто выпускается новая денежная единица, заменяющая обесцененную, это является лишь символическим щагом. Иностранные займы или финансовая помощь, направленные на поддержание резервов иностранной валюты и финансирование на некоторое время государственного бюджетного дефицита, могут создать веру в успех стабилизации, но они не всегда необходимы. Конвертируемость новой валюты в золото или в базовую иностранную валюту закрепляет успех реформы, но не всегда вводится немедленно. Такая конвертируемость, вводимая для прекращения сильной инфляции, оказалась труднодостижимой в постбреттонвудскую эпоху, когда курс базовой иностранной валюты (обычно доллара) является плавающим. Фиксирование обменного курса национальной валюты может в этом случае породить огромные торговые дефициты (если ценность базовой валюты растет), которые невозможно поддерживать. Примечательный пример - Чили в начале 1980-х годов (Edwards, 1985).

В больщинстве случаев реформы вначале пользуются популярностью, обещая вернуть преимущества хорошо функционирующей денежной системы. При этом обычно происходит возрождение общественного доверия к национальной валюте, что обеспечивает надежное уве-

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [ 145 ] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313]