кие исследования последнего времени (например, Strathem, 1971; Young, 1971; Leach and Leach, 1983) предоставили и будут предоставлять в дальнейшем данные для новых, более глубоких выводов в теории дарения (Forge, 1972).
Важным послевоенным вкладом в теорию дарения стал анализ влияния колонизации и капиталистического империализма на племенные общества.
Ранние исследователи стремились объяснить разрушительное воздействие капитализма. Пауль Боханнан (Bohannan, 1959), американский антрополог, проводивший полевые исследования в Запацной Африке, выдвинул теорию влияния денег на племенную экономику, основанную на идеях Поланьи. Товарный обмен, согласно теории Поланьи, представляет собой «моноцентричную экономику» благодаря тому, что «деньги общего назначения» позволяют измерять цену всех товаров по общей шкале. В племенном же обществе, наоборот, экономика «мультицентрична»: существует множество сфер обмена, каждая со своими «деньгами для определенной цели», которые могут циркулировать только внутри этой сферы. Так, в племени Тив в Западной Африке существовало три сферы обмена. В первую сферу включались местные продукты питания, орудия и сырье; во вторую - нерыночные «престижные» товары, такие, как рабы, крупный рогатый скот, лошади, престижная ткань (тугуда) и медные жезлы; к третьей же сфере относился «высший дар» - женщины. Боханнан считал, что многоцелевые деньги общего назначения, введенные в обращение колонизаторами, превратили три сферы в одну, тем самым разрушая их.
Теория Боханнана применялась и в других частях света при анализе влияния колонизации, в частности в Папуа - Новой Гвинее (например, Meggitt, 1971). Хотя исследования Боханнана явились серьезным продвижением вперед в развитии компаративистики, сейчас признается, что его теория влияния колонизации неточно описывает то, что произошло в Запацной Африке (см.: Dorward, 1976); более того, она не ставит проблему, которая действительно требует объяснения. Сегодня уже понятно, что проблема не в том, «как была разрушена племенная экономика, построенная на дарении», а скорее в том, «почему эта экономика процветала под влиянием колонизации».
Для иллюстрации сказанного возьмем известную систему потлач. Развитие консервной промышленности в этом регионе в 1882 г. привело к стремительному росту дохода на душу населения в племени Квакиутль, к возможности приобретать значительно больше одеял, и, следовательно, стремительно возросло количество одеял, отдаваемых на церемониях потлач. До начала развития консервирования наибольший потлач составлял 320 одеял, а в период между 1930 и 1949 гг. были зарегистрированы обряды потлач, на которых было отдано 33 ООО (!) одеял (Codere, 1950, р. 94). Стремительный рост происходил, несмотря на запрет этих церемоний в 1885 г. Однако система потлач не сохранила свою первоначальную форму. Правовые и иные формы внешнего влияния привели к многочисленным изменениям внешней формы
обряда, но они не затронули его сути - выражения притязания на специфическое социальное положение (Dnicker and Heizer, 1967, p. 47-52).
Приведем другой пример. Открытие одной из самых больших в мире медных шахт в Бугенвилле, Папуа - Новая Гвинея, стимулировало рост импорта раковин на остров. Раковины экспортировались племенем Лангаланга с Соломоновых островов, что приблизительно в 1550 км от Бугенвилля. Благодаря добыче меди доход жителей Бугенвилля значительно превысил возможности других островитян, и они смогли покупать раковины Лангаланга по цене, недоступной остальным. В свою очередь, племя Лангаланга переориентировало продажи своего товара с соседних племен на бугенвилльский рынок. В Бугенвилле раковины в основном используются племенем Сивай в качестве свадебных подарков и в традиционном обмене подарками, включаюшими землю и свиней; кроме того, эти раковины используются как украшения (см.: Connell, 1977).
Такой симбиоз коммерциализации и обмена дарами наблюдается во всей Папуа - Новой Гвинее. Известная система обмена подарками кула до сих пор господствует в районе Бухты Милна, несмотря на более 100 лет колонизации (Leach and Leach, 1983). Бухта Милна сейчас переживает экономический застой - расцвет коммерческого развития этого региона пришелся на эру золотодобычи в начале века. Сегодня, по всей видимости, наиболее важным вывозимым товаром является рабочая сила. Однако мигранты поддерживают тесный контакт со своими родными и часто посылают домой деньги, значительная часть которых используется в обрядах кула. Мигранты, ставшие высокопоставленными государственными служащими, управляюшими, политиками, даже в городах свято чтут свои культурные традиции. В результате система обмена подарками кула перенеслась и в Порт Морсби, где уже давно «мерседесы» и телефоны пришли на смену лошадям и первобытным средствам коммуникации.
Некоторые эмпирические данные противоречат тезису о том, что обмен подарками процветает под влиянием колонизации. До освоения колонизаторами Западная Африка и Индия входили в международную экономическую систему, основанную на использовании раковин каури в качестве денег. Эти раковины поступали в Африку и Индию с Мальдивских островов и использовались в первую очередь как средство обмена, а также в религиозных целях и как украшения (Heimann, 1980). Каури бьши важным и прибыльным товаром международной торговли. Они в изобилии встречались на Мальдивах и поэтому покупались за бесценок для экспорта в Европу и Индию. Европейские купцы затем переправляли эти раковины в Западную Африку и там на них покупали рабов.
Эта международная экономика, построенная на основе использования раковин в качестве денег и сушествовавшая несколько столетий, начала разрушаться в середине XVIII в. Предложение раковин начало стремительно расти, а цена на них - падать. Например, в 1865 г. в Лагос бьшо поставлено 1636 т раковин каури; к 1878 г. бьш достигнут пик импорта, составивший 4472 т; а уже спустя десять лет импорт упал до
10 т. Цены на раковины каури (в фунтах стерлингов) с 1851 по 1879 г. упали почти в 5 раз (Hopkins, 1966; Johnson, 1970). К началу XX в. каури уже не использовались; на их место пришли бумажные деньги, введенные колониальным правительством.
Однако приведенное доказательство деструктивного влияния колонизации только на первый взгляд опровергает тезис «процветания обмена дарами». В действительности этот тезис, наоборот, подтверждается, а приведенные факты доказывают только то, что обмен, являясь социальной категорией, изменяется под влиянием политических и исторических факторов. То обстоятельство, что один и тот же предмет, как, например, раковина, может использоваться в разных качествах: в одном месте - как средстю обмена дарами, в другом - как предмет товарного обмена, а в третьем - как деньги, внесло немалую смуту в литературу. Еще большую путаницу вносит то, что, например, сегодня в Папуа - Новой Гвинее раковина может использоваться во всех трех качествах в один и тот же день. Вопрос можно прояснить, выявив первоначальную роль предмета обмена и поместив его в контекст конкретной модели воспроизводства общества. С этой точки зрения уникальность такого места, как Папуа - Новая Гвинея, становится очевидной. Папуа - Новая Гвинея в отличие от Западной Африки и Индии не бьша составной частью системы международной торговли до начала колонизации, вследствие чего коммерческие меновые сделки были второстепенной, не слишком важной частью обмена в целом. С другой стороны, доколониальные Индия и Западная Африка бьши сильно коммерциализированы: земля и рабочая сила свободно покупались и продавались, а золото и серебро выступали в качестве средств обмена. Колонизация Западной Африки превратила безгосударственную товарную экономику в товарную экономику, контролируемую государством. Это подразумевало отказ от негосударственных товарных денег и введение государственных бумажных денег. Похожий процесс происходил и в Индии, когда британское правительство установило жесткий административный контроль за множеством слабых, коррумпированных княжеств. Падение экономики, основанной на обращении раковин каури, должно рассматриваться как часть перехода от негосударственных товарных денег к государственным бумажным деньгам. Каури использовались в качестве «мелкой разменной монеты» для золота и серебра. Соотношение каури с золотом и серебром - копия со-отношенрш пенсов с шиллингами и фунтами стерлингов. Однако если соотнощение каури с золотом зависело от условий импорта и могло день ото дня меняться, то соотношение пенсов и фунтов устанавливается указом правительства и не подлежит изменению. Там, где существует стабильное правительство и ценность денег остается неизменной, очевидно, что купец или потребитель откажется от непредсказуемых раковин в пользу бумажных денег.
Раковины использовались в Индии и Западной Африке прежде всего как средство товарообмена, и в этом контексте к ним вполне применим термин «ракушечные деньги». Напротив, в Меланезии и везде, кроме Индии и Западной Африки, где раковины использовались в си-