назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [ 128 ] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313]


128

чины. Зная все это, они с самого начала стараются найти себе работу попроще - отсюда и существование «женских профессий».

Таким образом, теория человеческого капитала дает логически непротиворечивое объяснение различий в рыночных результатах для мужчин и женщин как работников исходя из традиционного разделения труда между мужчиной и женщиной в семье. Но если это так, то - и этот вывод многие сторонники теории человеческого капитала почему-то упускают из виду - невыгодность для женщин специализации на домащнем труде, о которой мы говорили раньще, становится еще более наглядной. Поскольку разницу в зарплате между мужчинами и женщинами не всегда удается объяснить одними только различиями в производительности, то для объяснения остаточной разницы мы обратимся теперь к моделям дискриминации женщин на рынке труда.

Модели дискриминации на рынке труда. Как мы уже говорили, модели дискриминации были разработаны для того, чтобы лучще понять, как влияет разное отнощение участников рынка к двум разным группам работников на зарплату и карьеру этих работников. Исходным пунктом дискриминационных моделей является предположение о том, что представители обеих групп обладают равной или потенциально равной производительностью. Иначе говоря, предполагается, что, за исключением прямых последствий самой дискриминации, мужской и женский труд (вообще говоря, дискриминация на рынке труда может осуществляться не только по половому признаку, но здесь мы будем говорить именно о мужчинах и женщинах) полностью взаимозаменяемы. Это предположение вводится не столько потому, что оно соответствует действительности, сколько из-за главного вопроса, на который призваны ответить дискриминационные модели, а именно: в силу каких обстоятельств могут обладающие одинаковой квалификацией работники и работницы получать неодинаковую зарплату? Если мы сумеем ответить на этот вопрос, мы сумеем объяснить и то, как возникает разница в оплате мужского и женского труда, превышающая ту, которую можно было бы ожидать исходя из различий в производительности мужского и женского труда.

Начало теоретическим разработкам в этой области бьшо положено моделью расовой дискриминации, предложенной Беккером (Becker, 1957). Беккер считал, что дискриминация - это вопрос личного вкуса или предубеждения. Он рассмотрел три случая, когда склонность к дискриминации проявляют работодатели, коллеги и клиенты соответственно. Разумеется, чтобы такие склонности могли отрицательно сказаться на экономическом статусе конкретной группы, они должны реально определять поведение своих носителей, которых Беккер называет «дискриминаторами».

Может возникнуть вопрос, пригодна ли модель дискриминации по расовому признаку для объяснения дискриминации по признаку пола - ведь мужчины и женщины обычно тесно контактируют друг с другом в семьях, чего не происходит при расовой дискриминации. Ответить на этот вопрос, а также установить связь между теорией Беккера и



профессиональной сегрегацией нам поможет понятие «социально приемлемых ролей», которое, впрочем, у самого Беккера в явном виде не встречается. Означает это понятие примерно следующее. Работодатели могут быть вполне согласны, чтобы женщины работали секретаршами, регистраторшами или воспитательницами, и при этом отказаться принимать женщин на работу в качестве юристов, профессоров или электриков. Мужчины - коллеги по работе могут чувствовать себя вполне комфортно, если женщины работают у них в подчинении или занимают вспомогательную должность, но если женщина - их начальник или занимает равное с ними положение, то это может показаться им унизительным, неприемлемым. Клиентам кафе может нравиться, что их обслуживают женщины-официантки, но если те же клиенты придут в модный дорогой ресторан, вполне может оказаться, что они предпочтут увидеть там официантов-мужчин. Женщина может продавать женские блузки и даже мужские галстуки, но продавец в отделе бытовой техники, юрист или врач должны быть мужчинами. Подобные представления о социально приемлемых ролях вполне могут служить и фактором расовой дискриминации.

Работодатели, склонные к дискриминации женщин при приеме на определенные работы, максимизируют не столько прибьшь, сколько полезность. В их представлении полные издержки использования женского труда включают не только зарплату, но также и коэффициент дискриминации (cf > 0), отражающий денежный эквивалент антиполезности, причиняемой тем, что эту работу выполняет женщина. Таким образом, они согласятся принять женщину на работу только в том случае, если она будет получать более низкую зарплату, чем мужчина (иу= - d). Если зарплата мужчин равна их предельному продукту, то дискриминация женщин со стороны работодателей приводит к тому, что их зарплата оказывается меньше их предельного продукта. Если степень дискриминации женщин у разных работодателей разная, рыночный коэффициент дискриминации установится на таком уровне, при котором предложение женского труда совпадет со спросом на женский труд при действующей ставке оплаты этого труда. Таким образом, разница в оплате женского и мужского труда будет зависеть от предложения женского труда, количества дискриминирующих работодателей и величины их коэффициентов дискриминации.

Одна из особенно интересных идей Беккера (Becker, 1957) заключается в том, что работодатели, максимизирующие прибьшь, даже если сами они ничего против женщин не имеют, будут, тем не менее, проводить политику дискриминации женщин, если их работники или клиенты настроены против женщин. Не желающие работать рядом с женщинами сотрудники-мужчины, если им все же приходится это делать, ведут себя так, как если бы им уменьшили зарплату на их собственный коэффициент дискриминации d (> 0). Таким образом, они согласятся работать вместе с женщинами только в том случае, если им назначат более высокую зарплату, - фактически они требуют компенсацию за то, что им приходится работать в столь неприятных условиях.



Очевидное решение этой проблемы с точки зрения работодателя заключается в том, чтобы принимать на работу лиц одного пола. Если бы так поступали все работодатели, сегрегация между мужчинами и женщинами проходила бы на уровне фирм, но дифференциации по зарплате не было бы. Однако, как верно заметил Эрроу (Arrow, 1973), те работодатели, которые вкладывали средства в своих работников-мужчин, т.е. несли издержки по подбору, найму и обучению кадров, вряд ли согласятся уволить всех мужчин и заменить их женщинами, даже если бы последним можно бьшо бы меньше гшатить. Хотя подобные рассуждения не позволяют объяснить, как же получилось, что некоторые профессии оказались преимущественно мужскими, а другие - преимущественно женскими, по крайней мере один фактор из тех, что приводят к постоянному воспроизводству этой ситуации (а именно: почему нужно платить премию работникам-мужчинам, имеющим предубеждения против женщин, чтобы они согласились работать вместе с женщинами), они объясняют. Где бы женщины ни работали рядом с дискриминирующими мужчинами, всегда будет возникать разница в зарплате.

Представляют также интерес некоторые работы, развивающие теорию Беккера о дискриминации со стороны сотрудников-коллег (Becker, 1957). Так, Бергман и Дэрити (Bergmann and Darity, 1981) утверждают, что работодатели могут не хотеть брать женщин на традиционно мужские работы, поскольку это может отрицательно сказаться на моральном климате и производительности труда мужского коллектива. С учетом издержек замены всех мужчин на женщин, о которых мы упоминали выше, этот фактор может оказаться достаточно весомым. Блау и Фербер (Blau and Ferber, 1986) отмечают также, что дискриминация со стороны коллег может служить непосредственной причиной более низкой производительности женского труда по сравнению с мужским. В частности, поскольку обучение без отрыва от производства нередко носит неформальный характер, если бригадир-мужчина или мужчины-коллеги откажутся обучать работающих рядом с ними женщин приемам повышения производительности труда или просто не сочтут нужным это делать, производительность женского труда окажется ниже производительности мужского. Аналогичным образом исключение женщин из участия в неформальном общении между членами коллектива, отсутствие поддержки со стороны наставников у женщин, выполняющих традиционно мужскую работу, мешают им учиться и перекрывают доступ к информации, необходимой для вьшолнения работы на хорошем уровне.

Дискриминация со стороны клиентов также может снижать производительность женского труда по сравнению с мужским. Клиенты, имеющие предубеждения против женщин, будут вести себя так, как если бы цена товара или услуги, предложенной им женщиной, повысилась на их личный коэффициент дискриминации (> 0). Таким образом, по какой бы цене ни продавались товар или услуга, женщина-продавец будет приносить предприятию меньше доходов, чем продавец-мужчина. Женщинам будут либо отказывать в приеме на такую

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [ 128 ] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313]