назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [ 124 ] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313]


124

сит, что число безработных (U) должно равшпъся числу незаполненных вакансий (V). Когда U очень высоко, то V, скорее всего, будет низким, и наоборот. Если собрать пары таких значений после некоторого числа колебаний и нанести их на график, должна получиться достаточно гладко снижающаяся кривая. На ней следует взять точку, в которой U- V. Эта точка и будет точкой полной занятости. (2) Филлипс (PhilUps, 1958) утверждал, что на данньпс по Англии хорощо прослеживается статистическая зависимость между уровнем безработицы и темпом изменения номинальной заработной платьь Если выбрать такой уровень безработицы, при котором инфляция заработной платы равна нулю, или если производительность труда растет и при несколько более высоком уровне достигается нулевая инфляция цен, то этот уровень и будет соответствовать полной занятости. (3) Возражая Филлипсу, Фридмен (Friedman, 1968) утверждал, что в долгосрочном аспекте вопрос о выборе между безработицей и инфляцией вообще не стоит. Он считал, что существует так называемая естественная нормы безработицы - такая, что если действительная норма безработицы опустится ниже него, то возникнет не просто инфляция, но инфляция, постоянно ускоряющаяся. А раз так, то в качестве целевой можно было бы выбрать самую низкую норму безработицы из тех, при которьпс инфляция не ускоряется (так называемую NA1RU - «поп-accelerating inflation rate of unemployment*). Очевидно, что практическая ценность каждого из перечисленньпс подходов зависит от того, насколько сильна наблюдаемая зависимость и насколько она устойчива. В разньпс странах наблюдалась разная картина, но наиболее показателен пример Англии. Начиная с 50-х до конца 60-х годов эконо-метрический анализ показывал достаточно стабильные зависимости по всем трем моделям, из которьпс следовало, что полная занятость должна достигаться при безработице порядка 2-3%. Однако в 70-е годы кривая Филлипса перестала вести себя стабильно и оценка не ускоряющей инфляцию доли безработных (NA1RU) подскочила от 2% и ниже до 10% и выще, причем каких-либо институциональньпс или структурных изменений, которые могли бы послужить причиной такого большого сдвига за такое короткое время, замечено не было. Кривая зависимости между и и F также сместилась, но в данном случае существует хоть какое-то объяснение, почему она могла сместиться вверх. По мнению Брауна (Brown, 1985), в Соединенных Штатах, Великобритании и Франции с начала 60-х годов до 1981 г. имело место усиление несовершенств рынка труда, а в условиях полной загштости {U= F) за счет этого фактора к безработице может добавиться пара «лишних» процентов. И тем не менее, резкий рост безработицы в 70-х и 80-х годах, по всей видимости, можно лишь в небольшой мере объяснить ростом безработицы в условиях полной занятости, тогда как большая его часть бьша связана с другими причинами.

Исключительно высокими в развитых странах после 1945 г. бьши не только темпы роста производства, но и темпы роста цен: в Англии, например, такие высокие и устойчивые темпы роста цен (в среднем на 3-4% в год) в мирное время не наблюдались более двух веков. В некоторых странах рост происходил еще быстрее, но в большинстве случа-



ев никаких явных признаков его ускорения не было. Резкое ускорение инфляции цен произошло между 60-ми и 70-ми годами, что бьшо во многом подготовлено двумя крупными скачками цен, причины которых лежат на стороне издержек. Примерно в 1969 г. во многих странах произошло резкое повышение зарплаты, которое Фелпс Браун (Phelps Brown, 1983) назвал «поворотной точкой», а в 1973 г. страны ОПЕК произвели свое первое крупное повышение цен на нефть. Оказавшись перед фактом спонтанного и резкого повышения цен, власти должны были выбирать, что лучше - позволить последствиям такого повышения проявиться в существующих денежньпс и фискальньпс условиях или скорректировать эти условия, что означало бы, что цены на конечную продукцию также подскочат. Они все больше и больше склонялись к первому решению. Интеллектуально в этом решении их поддерживали представители первой волны «монетаристской» контрреволюции против кейнсианского регулирования спроса, которое к тому времени уже стало нормой. Во-первых, они утверждали, что сокращение безработицы ниже естественной нормы приведет к ускорению инфляции. Во всяком случае, говорили они, мы слишком мало знаем о структуре экономики, в частности о том, какие в ней действуют лаги, чтобы считать, что государство сможет сюим вмешательством обеспечить ее «точную настройку». Лучше придерживаться простых правил: скажем, установить фиксированные целевые показатели роста денежной массы - тогда и инфляция будет под контролем, и выпуск с занятостью постепенно выйдут на уровень, соответствующий «естественному» уровню безработицы. Авторы более поздних работ в русле новой классической макроэкономики пошли еще дальше и стали вообще отвергать возможность того, что государство способно оказать длительное влияние на безработицу - скажем, наращивая свои расходы за счет заемного финансирования. Они утверждали, что единственный способ снизить безработицу - это сократить монопольную власть профсоюзов и предпринять другие меры для очищения рынка труда от всего того, что мешает свободной конкуренции: в частности, необходимо отменить закон о минимальной заработной плате и сократить пособия по безработице. И хотя эти новые идеи не опирались на сколько-нибудь значительный фактический материал, они, несомненно, помогли убедить центральные банки принять в качестве целевых показателей или правил фиксированные темпы роста денежной массы, и после второго повышения цен на нефть странами ОПЕК в 1979 г. многие государства стали проводить ограничительную кредитно-денежную политику, предполагавшую сокращение государственных расходов. Расчеты бюджетов «постоянной занятости» показывают, что в некоторых случаях сокращение бюджета достигало нескольких процентных пунктов от ВНП, особенно в Европе, где после 1980 г. безработица значительно выросла. Соединенные Штаты в 1983 г. пошли своим путем, допустив рост как фактического бюджетного дефицита, так и дефицита бюджета постоянной занятости, и оказались в результате единственной из развитых стран, которой удалось добиться сокращения безработицы.



Хотя гипотеза о существовании единственной «естественной» нормы безработицы слабо подкрепляется фактами, тем не менее ясно, что снижение инфляции, связанной с ростом цен на факторы производства (в том числе с ростом зарплаты), путем сокращения спроса может привести к возникновению высокой безработицы, которая продлится долгие годы. Предлагалось и предпринималось множество различных мер «политики доходов», направленных на то, чтобы предприятия и рабочие удовлетворились бы более низкими ценами и более низкой зарплатой, чем те, которых бы они добивались, при условии, что и другие поступят так же. Полную занятость наподобие той, что существовала в Европе в 50-х и 60-х, вряд ли удастся вернуть без подобных мер. На протяжении всей великой послевоенной экспансии международная торговля росла беспрецедентными темпами. Фиксированные курсы валют, паритеты которых при необходимости можно было менять, для больщинства стран работали достаточно хорощо, обеспечивая бездефицитный внещнеторговый баланс. Однако бреттонвудская система рухнула и была заменена плавающими курсами, и одновременно с этим начался демонтаж системы контроля за переливами капитала. Валютные курсы стали зависеть от переливов капитала в такой же мере, как и от состояния внещней торговли, и могут теперь сильно и нацолго отклоняться от уровня, который определяется паритетом покупательной силы соответствующих валют. Таким образом, достижение полной занятости все больще начинает зависеть от совместных мер, предпринимаемых если не всеми, то, во всяком случае, многими странами.

Политика в области занятости многими нитями связана с политикой государства благосостояния в области социального обеспечения, и нередко эти связи носят противоречивый характер. С одной стороны, пособия по безработице, приглушая остроту экономических трудностей, способствуют повышению того уровня, вплоть до которого безработица еще может считаться приемлемой; с другой стороны, более высокие издержки на выплату пособий по безработице тяжелым бременем ложатся на экономику стран с высокой безработицей.

БИБЛИОГРАФИЯ

Дж. М. Кейнс. Общая теория занятости, процента и денег. М., Прогресс, 1978. Beveridge, W. 1944. Full Employment in a Free Society. London: George Allen & Unwin. Brown, A.J. 1985. World Inflation since 1950. Cambridge: Cambridge Univereity Press. Friedman, M. 1968. The role of monetary policy. American Economic Review 58 (1), March, 1-17.

Maddison, A. 1982. Phases of Capitalist Development. Oxford: Oxford Univereity Press. OECD. 1968. Fiscal Policy for a Balanced Economy. Paris: Organization for Economic

Cooperation and Development. Phelps Brown, E.H. 1983. The Origins of Trade Union Power. Oxford: Clarendon Press. Phillips, A.W. 1958. The relation between unemployment and the rate of change of

money wage rates in the United Kingdom. Economica 25, November, 283-299.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [ 124 ] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313]