назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [ 118 ] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313]


118

дить наличными деньгами всех банковских вкладчиков, предъявлявших спрос на деньги в начале 1930-х годов, или ее нежелание поступать таким образом - до сих пор обсуждается, какая из этих двух причин играла главную роль, - вызвали гибельную панику и «эпидемию» банковских банкротств. В настоящее время не существует каких-либо за-конодательньк ограничений или теоретических доктрин, которые не допускали бы подобной помощи.

Страхование депозитов. С 1935 г., когда страхование банковских депозитов в Соединенных Штатах стало законом, оно успешно предотвращало панический отток средств и «эпидемии» банкротств. Вклады в сберегательных учреждениях застрахованы аналогичным образом. По существу, федеральное правительство принимает на себя условные остаточные обязательства (contingent residual liability); в соответствии с этими обязательствами оно должно полностью выплатить деньги вкладчикам по застрахованным депозитам в тех случаях, когда стоимость активов, принадлежащих соответствующему финансовому посреднику, постоянно оказывается недостаточной для такой оплаты. Застрахованные финансовые посредники платят регулярные взносы за эти услуги, однако резервы, которые удается накопить таким образом, недостаточны, они не могут быть настолько велики, чтобы полностью исключить возможную помощь со стороны Казначейства. Хотя по закону гарантийные обязательства ограничены определенной суммой (в настоящее время для одного вклада она составляет 100 ООО дол.), на практике в большинстве случаев вкладчикам в конце концов полностью возвращают их вклады. В настоящее время можно утверждать, по-видимому, что de facto* гарантии распространяются на все вклады, по крайней мере в ведущих банках.

Страхование депозитов ослабляет финансовую дисциплину, предполагающую контроль за поведением посредников, который могли бы осуществлять крупные вкладчики. Вместо этого такой надзор осуществляют сами государственные учреждения, занимающиеся страхованием депозитов (в Соединенных Штатах - Федеральная корпорация по страхованию депозитов (Federal Deposit Insurance Coфoration) и Федеральная корпорация по страхованию накоплений в ссудосберегатель-ных ассоциациях (Federal Savings and Loan 1п5шапсе Coфoration), a также другие органы государственного регулирования (Конфолер денежного обращения Соединенных Штатов (the United States Comptroller of the Currency), Федеральная резервная система (the Federal Reserve) и другие государственные учреждения). Сфахование переносит некоторые риски с вкладчиков и собственников финансовых учреждений на налогоплательщиков в целом, тем самым устраняя в конечном счете риски, связанные с «набегами» на банки. Подобные риски мы порождаем сами; вследствие этого усиливаются риски, неизбежно присущие хозяйственным процессам. В то же время сфахование представляет собой взаимное соглашение, которое позволяет нам в критической ситу-

* Фактически. - Примеч. пер. 344



ации воздерживаться от поведения, следующегЬ принципу «sauve qui peut»*, т.е. от поведения, которое могло бы нанести всем серьезный ущерб. С формальной точки зрения в незастрахованной системе существуют два равновесия: «хорошее», основанное на взаимном доверии, и «плохое», предполагающее «набеги» на банки. Страхование исключает переход к «плохому» равновесию (Diamond and Dybvig, 1983).

Конечно, в случае стопроцентных резервов система была бы соверщенно надежной - столь же надежной, как национальная валюта, - и тогда не возникла бы потребность в страховании вкладов. Такие вклады являлись бы подлинными деньгами, причем надежной и удобной формой денег, позволяющей осуществлять чековые расчеты. Вообще говоря, можно представить систему, в которой банки и другие финансовые посредники предлагают подобные счета, причем резервы по этим вкладам были бы отделены от резервов, которые связаны с другими операциями данного учреждения. Последние включали бы прием вкладов, относительно которых формируются лищь частичные (или нулевые) резервы и которые бьши бы лишь частично застрахованы (или вообще не застрахованы). Издержки, связанные с ведением депозитных счетов, опирающихся на стопроцентные резервы, могли бы покрываться за счет специальных платежей или процентами по вкладам на резервных счетах, оплачиваемыми государством; с точки зрения всего общества такая система бьша бы оправдана, поскольку она обеспечивает надежное и эффективное средство осуществления расчетов. Тем самым удалось бы в большей степени ограничить риск и «бремя надзора», которые сегодня вынуждены брать на себя страховые учреждения и регулирующие органы. В конце концов, то, что предложение платежных средств в современной экономике оказалось побочным продуктом деятельности банков и, соответственно, оказалось подверженным всем тем рискам, с которыми сталкивается банковская деятельность, - это историческая случайность.

Правительство может страховать не только вклады в финансовые учреждения, но и их ссуды. В Соединенных Штатах страхование закладных на дома не только укрепило положение учреждений, которые хранят эти бумаги, а также клиентов таких учреждений, но и превратило застрахованные закладные в рыночные финансовые инструменты.

Контроль над балансовой отчетностью. Для того чтобы уменьшить риски вкладчиков и страхователей, государство осуществляет контроль за деятельностью финансовых посредников, ограничивая их свободу в выборе различных активов и обязательств. С той же целью обычно используются стандартные нормы «достаточности капитала»: в случае частных корпораций речь идет о доле акционерной собственности в общей сумме обязательств, в случае взаимных обществ или других «бес-прибьшьных» учреждений имеется в виду чистая стоимость фирмы. Периодически проводятся проверки состояния дел в финансовых уч-

Спасайся, кто может. - Примеч. пер.



реждениях, качества их ссуд и правильности составления отчетных документов. Регулирующие органы могут закрыть соответствующее учреждение в том случае, если, по их мнению, его дальнейшая деятельность может нанести ущерб интересам вкладчиков и страхователя.

Законодательство, которое регулирует деятельность финансовых посредников, группирует их по целям деятельности и по функциям. Коммерческие банки, сберегательные учреждения, строительные общества, кредитные союзы и страховые компании создаются в соответствии с законом для разньк целей. На них распространяются различные правила, зависящие от характера их активньк операций. Например, от строитель-ньк обществ - в Соединенньк Штатах они называются ссудосберега-тельными ассоциациями - требуется, чтобы преобладающая часть их активов была представлена закладными на жилые здания. Ограничения такого рода оказывают влияние на структуру спроса на активы: когда собственники переводет сюи ресурсы ог одного финансоюго посредника к другому, они тем самым меняют спрос на различные виды активов. Так, перевод вкладов из коммерческих банков в строительные общества увеличивает сумму ипотечного кредитования по отношению к коммерческим ссудам. Регулирование также ограничивает сферу пассивных операций, которые разрешены тем или иным финансовым посредникам. В Соединенных Штатах до недавнего времени только банкам разрешалось принимать на себя обязательства до востребования, оплачиваемые третьей стороне с помощью чека или электронного перевода. Проводимое в последнее время дерегулирование ослабляет ряд ограничений, налагаемых на активные и пассивные операции финансовых посредников, и постепенно размывает исторически сложившиеся различия целей и функций отдельных финансовых учреждений.

«Потолки» процентных ставок. Во многих странах государственное регулирование предусматривает для банков и других финансовых посредников «потолок» процентных ставок, взимаемых по ссудам, а также ограничивает проценты, выплачиваемые по банковским вкладам. В Соединенных Штатах Закон о банковских операциях (Banking Act), принятый в 1935 г., запретил выплату процентов по текущим вкладам. После Второй мировой войны регулирование предусматривало ограничения на процент, выплачиваемый по сберегательным и срочным вкладам в банках и сберегательных учреждениях; ог случая к случаю федеральные органы меняли эти процентные ставки. Закон 1980 г. предусматривает постепенную ликвидацию этих ограничений.

Система финансовых посредников, в которой процентные ставки по вкладам различных типов, а также по ссудам устанавливаются силами свободной конкуренции, функционирует совсем иначе, чем система, в которой они ограничиваются законом, непосредственно регулируются Центральным банком или устанавливаются в соответствии с соглашением, достигнутым между несколькими финансовыми учреждениями. Например, когда на свободном рынке процентные ставки повышаются, а проценты по вкладам регулируются в административном порядке, средства «уходят» из финансовых учреждений; в проги-

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [ 118 ] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313]