назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [ 117 ] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313]


117

скую систему в целом, связан с переходом населения от банковских вкладов к хранению наличных денег.

В практической жизни отток средств может наблюдаться вследствие реализации ранее согласованных прав заимствования. В других государствах, и особенно в Великобритании и странах Британского содружества, система льготного, автоматического овердрафта встречается чаще, чем в Соединенных Штатах. В настоящее время такая система получает все более широкое распространение и в Соединенных Штатах - эта система дополняет операции, осуществляемые с помощью банковских кредитных карточек. Клиентам банков, пользующимся коммерческими ссудами, часто предоставляется (в явной или скрытой форме) кредитная линия, в рамках которой они могут заимствовать деньги по первому требованию.

В тех случаях, когда у финансовых посредников структура ликвидных активов (предсказуемой стоимости) по суммам и срокам не соответствует его обязательствам, - например, банк не хранит наличные деньги или какой-либо их эквивалент в количестве, соответствующем всей сумме его обязательств до востребования, - ни эти учреждения, ни их кредиторы никогда не могут считать себя полностью защищенными от угрозы оттока средств. То же самое справедливо для банковской системы в целом и для всех финансовых посредников (исключая простейщие взаимные фонды). В таких случаях всегда сохраняется возможность «набегов» на банки, предполагающих внезапный массированный и распространяющийся подобно эпидемии отток средств. Подобные «набеги» оказываются одинаково разрушительными как для «благоразумных» (prudent), так и для неосторожных финансовых институтов, а вместе с тем для их вкладчиков и кредиторов. Осторожные вкладчики, разумеется, собирают информацию о тех финансовых посредниках, которым они доверили свои средства: о составе их портфелей активов, политике, проводимой финансовыми учреждениями, и уровне квалификации менеджеров. Существование выбора между конкурирующими депозитными банками обеспечивает некоторую финансовую дисциплину, и все же такая дисциплина никогда не бьша достаточной для того, чтобы предотвратить бедствие. Дело в том, что даже наиболее осторожный вкладчик не может предвидеть, как поведут себя другие вкладчики; поэтому в соответствии с принципами рационального поведения хорошо информированный вкладчик «здорового» банка станет изымать свои средства, если он полагает, что другие поступают (или собираются поступить) таким же образом.

Государственное регулирование деятельности банков и других финансовых посредников обычно носит более детальный характер, чем регулирование операций нефинансовых предприятий. Основные побудительные мотивы такого регулирования, по-видимому, можно описать следующим образом.

Оценка надежности и ликвидности финансовых учреждений отдельными вкладчиками, вероятно, потребовала бы огромных средств, если бы вообще оказалась возможной. Это же относится к оценке вероятности банкротства, даже если полагать, что каждый вкладчик исходит



из того, что другие станут поступать точно так же, как они. Вкладчики не в состоянии оценить вероятность «набегов» на банки. И если бы регулирование отсутствовало, то в денежных расчетах обязательства «сомнительных» финансовьк институтов оценивались бы ниже их номинальной стоимости. До 1866 г. банкам Соединенных Штатов разрешалось выпускать банкноты, владельцы которых могли по первому требованию получить наличные деньги; такие банкноты выступали в качестве суррогатов выпускаемых государством денег. При обращении таких банкнот возникал дисконт, причем величина дисконта менялась в зависимости от репутации соответствующего банка. Денежная система, в которой платежные средства (помимо денег, выпускаемьк государством) непрерывно меняют свою покупательную способность в зависимости от изменений репутации банка-эмитента, характеризуется неповоротливостью и порождает дополнительные издержки.

Правительство обязано обеспечивать функционирование эффективной системы платежных средств, а также существование известного набора (menu) надежных активов; эти активы должны быть приемлемы для граждан, которые стремятся сберегать средства, деноминированные в национальных денежных единицах. При этом государство должно осуществлять эту задачу, избегая больших общественных затрат. Банки и другие финансовые посредники могут предложить платежные средства и инструменты, предназначенные для сбережений, причем децентрализация решений и конкуренция могут, как обычно, обеспечивать наибольшую эффективность функционирования подобной системы тогда и только тогда, когда государство осуществляет регулирующие мероприятия и берет на себя некоторую, так сказать, остаточную (residual) ответственность. Подобная деятельность правительства может принимать различные формы.

Обязательные резервы. На ранних стадиях развития банковской системы денежные власти осуществляли регулирование самым наглядным образом: они требовали, чтобы банки формировали свои резервы в предписанных властями надежньк ликвидных формах и чтобы сумма резервов как-то соответствовала величине обязательств каждого банка, особенно когда речь шла об обязательствах по вкладам до востребования. Если бы таких требований не существовало, то, предоставленные сами себе, некоторые банки в погоне за краткосрочной прибылью могли бы вести себя неосторожно. Парадоксально, однако, что при обнаруживающемся оттоке средств требующиеся резервы всегда оказываются недостаточными (за исключением случая, когда установленная ставка резерва равна 100%). Если обязательные резервы равны 10% от вкладов, то изъятие одного доллара из банка уменьшает сумму резервов на один доллар, тогда обязательные резервы уменьшаются только на 10 центов. Только наличие избыточных резервов или хранение других ликвидных активов могло бы надежно противостоять оттоку средств. Что же касается устанавливаемых законом резервных требований, то они просто модифицируют расчет благоразумной стратегии банков, исходящий из наличия подобных «вторичных» резервов. Функ-



ции обязательных резервов принципиально отличны от первоначально задуманных. В тех банковских системах, в которых используются обязательные резервы, и особенно в Соединенных Штатах, такие требования представляют собой рычаг управления ситуацией, складывающейся в денежной сфере, которое осуществляет Центральный банк. Обязательные резервы представляют собой также источник беспроцентного кредитования государства, однако в настоящее время в Соединенных Штатах на такие формы финансирования приходится лищь 45 млрд дол., тогда как общая сумма размещенной среди частных инвесторов государственной задолженности составляет 1700 млрд дол.).

Функция кредитора последней инстанции (last-resort lending). Банки и другие финансовые посредники, сталкивающиеся с временной нехваткой обычных резервов, а также вторичных резервов, представленных ликвидными активами, могут позаимствовать их у других финансовых учреждений. В Соединенных Штатах, например, организованный рынок «федеральных фондов» позволяет банкам, испытывающим недостаток в резервах, одалживать их на сутки («овернайт») у других банков. В других случаях банки могут обеспечить себя резервами, привлекая дополнительные депозиты; для этого они предлагают такие процентные ставки по вкладам, которые превыщают аналогичные ставки в других банках. Однако подобными способами регулирования резервных позиций не всегда могут воспользоваться те банки, которые столкнулись с трудностями; это относится прежде всего к ситуациям, когда вкладчики питают подозрения относительно глубоко укорененных проблем, порождающих неликвидность или неплатежеспособность банка, а может быть, ту и другую проблему одновременно (например, в случае «плохих долгов»). Они не могут противостоять также «системному набегу» (system-wide run), связанному с переводом обязательств банков и других финансовых посредников в наличные деньги.

Нуждающиеся в резервах банки могут позаимствовать средства также у Центрального банка; подобные займы предполагают большей частью рутинную процедуру, обеспечивающую сезонные потребности банков. Большой кредит, предоставляемый Центральным банком, служит «последним прибежищем» для банков, которые испытывают затруднения в связи с тем, что не могут удовлетворить требования своих вкладчиков, не прибегая к форсированной распродаже своих активов. В такой ситуации государство выступает в качестве конечного источника предложения денег и совокупных резервов. Raison detre* для регулирования, осуществляемого Центральнь»! банком, с самого начала состоит в том, чтобы предохранить экономику от «бегства» к наличным деньгам (runs into саггепсу). Системную нехватку наличных средств и резервов можно смягчить не только с помощью ссуд, которые Центральный банк предоставляет отдельным банкам, но также действиями Центрального банка, направленными на закупку ценных бумаг на открытом рынке. Неспособность Федеральной резервной системы снаб-

Разумное основание. - Примеч. пер.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [ 117 ] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313]