назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [ 106 ] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313]


106

СЕМЬЯ

Гэри С. Беккер

Family

Gary S. Becker

Практически во всех известных обществах, включая древние, примитивные, развивающиеся и развитые общества, семьи были главными производителями и распределителями благ и услуг. Особую роль они играли в рождении и воспитании детей, уходе за ними, в приготовлении пищи, в защите от болезней и других опасностей и в поддержании репутации своих членов. Кроме того, родители часто проявляли высокую степень самопожертвования ради детей и друг друга, что свидетельствует о героической природе мужчин и женщин.

Конечно, со временем семьи существенно изменялись. Разветвленные отнощения родства в примитивных обществах, прослеживаемые антропологами, сменились преобладанием нуклеарных семей в современных обществах, где двоюродные братья и сестры часто едва знают друг друга, не говоря уже о взаимодействии в производстве и распределении. Обязательное для многих обществ требование поддержки пожилых родителей чаще всего отсутствует в современных обществах, где пожилые люди живут отдельно или в домах престарелых.

При этом семьи по-прехснему играют в экономической теории значительно меньщую роль, чем в реальной жизни. Хотя ведущие экономисты утверждали, что семьи являются основанием экономической жизни, ни «Принципы экономической науки» Марщалла, ни «Основы политической экономии» Милля, ни «Богатство народов» Смита, ни любой другой из вьщающихся трудов в области экономической науки не выходят в этой области за рамки случайных замечаний.

Существенным исключением является лищь модель роста населения Мальтуса. Мальтус рассмотрел взаимосвязь между фертильностью, семейными заработками и возрастом вступления в брак и утверждал, что, когда экономические обстоятельства менее благоприятны, пары обычно откладывают (или должны откладывать) вступление в брак. Тем не менее, эта важная работа (см. работу: Wrigley and Schofield, 1981, где подтверждается, что до наступления XIX в. в Англии при росте заработков увеличивалась частота заключения браков) не оказала кумулятивного воздействия на анализ семьи экономистами.

В течение последних 40 лет экономисты, наконец, начали анализировать поведение семьи систематически. Любой аспект семейной жизни теперь может быть интерпретирован с позиций теории рационального выбора. Это относится к таким своеобразным проблемам, как причи-



ны предпочтения одних способов контрацепции другим, причины того, что сократилось распространение полигамии, а также более «традиционные» предметы, как, например, вопрос о том, что определяет возраст вступления в брак, число детей, сумму инвестиций в человеческий капитал детей, а также сумму затрачиваемых детьми средств на помощь пожилым родителям. В этом очерке излагается «экономический подход» к рассмотрению различных аспектов семейного поведения. Детальное обсуждение конкретных аспектов можно найти в источниках, указанных в библиографии.

1. ФЕРТИЛЬНОСТЬ. Давайте начнем с мальтузианской проблемы: чем определяется число детей, или фертильность типичной семьи? Критическим для любой дискуссии является признание (считавщееся Мальтусом само собой разумеющимся) того, что мужчины и женщины действительно предпочитают своих собственных детей детям, рожденным другими. Предпочтение семьей рождения своих собственных детей в конечном счете помогло экономистам признать, что семьи и домохозяйства являются не только потребителями, но и важными производителями.

Желание иметь собственных детей означает, что число детей в семье определяется условиями предложения. В данном случае предложение определяется знакомством с методами контроля нац рождаемостью и возможностью иметь детей, которая зависит от возраста, питания, здоровья и других переменных.

Спрос на детей задается через максимизацию полезности семьи, которая зависит от количества детей (л) и от других благ (г):

и= U{n, Z).(1)

Полезность максимизируется при ограничениях, задающихся не только производственными функциями домохозяйств относительно числа детей и других благ, но и ресурсными ограничениями семьи. Денежный доход ограничивается ставками заработной платы и рабочим временем, а время, имеющееся для домащнего производства, ограничивается общим имеющимся временем. Эти ограничения описываются приведенными ниже уравнениями, где X предельная полезность семейного дохода. Общие чистые издержки рождения и воспитания ребенка (Я) равняются стоимости благ и услуг, которые он потребляет, плюс стоимость времени, затраченного на него членами семьи ), минус его заработки, которые добавляются к семейным ресурсам.

для всех / е /,

где - часы работы /-го члена семьи; w,. - его или ее часовая заработная плата; v - семейный доход помимо заработной платы; и t - время, потраченное на детей и на другие виды деятельности (кроме наемного труда - примеч. ред.) i-м членом семьи, и t - общее имеющееся время за год или другую единицу времени.



Подставив ограничения по времени в ограничение по доходу, получим полный доход семьи (5):

П„п + nZ = S.

Если полезность максимизируется при ограничении на полный доход, то обычные условия первого порядка таковы:

1 = --

Основная теорема спроса утверждает, что если реальный доход постоянен, то увеличение относительной цены блага уменьшает величину спроса на это благо. Если отвлечься от условия постоянства дохода, то увеличение относительной «цены» детей приведет к сокращению числа детей, желаемых семьей. Когда есть возможность для детского труда, как в традиционном сельском хозяйстве, то чистые затраты на детей уменьшаются. Отсюда следует, что дети обладают большей ценностью в традиционном сельском хозяйстве, чем в городах или современном сельском хозяйстве; и это объясняет, почему фертильность в традиционном сельском обществе бьша выше (см. подтверждение в работах: Jaffe, 1940; Gardner, 1973).

Рождение и воспитание детей обычно требовало больших затрат времени матерей, а иногда также и других близких родственниц, поскольку дети обычно более «времяинтенсивны», чем другие блага, особенно если речь идет о материнском времени (т.е. в соотношениях (3) /?уЯд < р/П- Следовательно, повышение цены материнского времени должно уменьшить спрос на детей, поднимая относительную стоимость (relative cost). Во многих эмпирических исследованиях для примитивных, развивающихся и развитых обществ установлено, что число детей отрицательно связано с различными измерителями цены материнского времени (см., например, работы: Mincer, 1962, Locay, 1987).

Женщины с детьми имеют стимулы для занятий деятельностью, которая является дополняющей к воспитанию ребенка, включая работу в семейном бизнесе, домашнее шитье и вязание на продажу. Аналогично женщины, которые заняты деятельностью, дополняющей воспитание детей, заинтересованы иметь детей, поскольку дети не требуют особенно больших затрат их времени. Это объясняет тот факт, почему женщины, работающие на молочных фермах, имеют больше детей, чем женщины, занятые в зерновых хозяйствах: молочное животноводство не требует работы вне фермы, которая не является дополняющей к воспитанию детей.

В течение последних ста лет фертильность заметно сократилась во всех странах Запада: так, например, на одну замужнюю женщину в

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [ 106 ] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313]