назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [ 104 ] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313]


104

дуктов, которая состоит из несовершенных заменителей и в которой приращения цены, соответствующие последовательным приращениям качества, стимулируют потребителей делать выбор согласно их предпочтениям. Различные формы дискриминации, в которых цены зависят от качества (например, времени, местоположения, приоритетности и других условий доставки) или, если невозможна перепродажа, от приобрегаемого количества, действуют аналогично.

Отсутствие соответствующих условных контрактов неявно служит основным источником неэффективности и распределительных эффектов. Торговля может не состояться, если отбор худших (adverse selection) исключает распространение эффективных сигналов о качестве продукта: без гарантий качества каждая цена, при которой может быть реализовано некоторое качество, привлекает продавцов, предлагающих товары более низкого качества. Инвестиции в распространение сигналов, возможно, непродуктивные, которые дороже для продавцов товара с более низким качеством, порождают ситуации, в которых уплаченная цена зависит от поданного сигнала. Например, чтобы дать сигнал о своих способностях, рабочий может предпринять излишние инвестиции в образование или пойти на работу, для которой ему не хватает квалификации с точки зрения эффективности. Если покупатели делают повторные покупки, основываясь на пробах качества продукта, то сама по себе начальная цена или даже расточительные расходы, такие, как, например, неинформативная реклама, могут быть сигналами, которые использует продавец, чтобы побудить покупателя попробовать свой товар.

Отношения «принципал - агент», в которых не расположенный к риску агент имеет более полную информацию и его действия не могут полностью контролироваться принципалом, требуют сложных контрактов. Например, в повторяющейся ситуации с совершенными рынками капитала и несовершенным страхованием оптимальный контракт предполагает для подчиненного разное вознаграждение за каждый измеримый результат, а общее вознаграждение есть накопленная сумма этих вознаграждений. На заключение контрактов в целом сильно влияет ограниченная возможность наблюдения исходов (событий или действий, порожденных стимулами), а в несимметричных отношениях нелинейное ценообразование часто является оптимальным. Страховая премия может меняться, например, в зависимости от числа застрахованных для того, чтобы компенсировать эффекты отбора худших или морального риска.

Рынки труда изобилуют сложными стимулами и формами контрактов частично потому, что рабочие не могут заключить форвардный контракт о продаже своего труда, а частично потому, что трудовые контракты заменяют несовершенные ссудные рынки и отсутствующие страховые рынки (например, страхования против риска снижения производительности). Рабочие могут иметь более полную информацию относительно своих способностей, технических данных, предпринятых усилий и действий, в то время как фирмы могут иметь более полную информацию об условиях, влияющих на предельный продукт труда.



Стимулы для немедленного повышения производительности могут зависеть от оценок способностей рабочих при текущем уровне выпуска или от процедур выбора рабочих для вьщвижения на те рабочие места, где эффект способностей приумножается большей ответственностью. Сложность результирующих стимулов и контрактов отражает многочисленные эффекты неполноты рынков и несовершенства мониторинга.

Что касается правил торговли, которые непосредственно влияют на определение цен, анализ стратегического поведения участников рынка показывает важную роль частной информации. Предполагается, что торговое правило и вероятностное распределение свойств участников (точно известных лишь им самим) являются общим знанием; следовательно, такие ситуации формализуются в виде игр с неполной информацией. Примером является аукцион с закрытыми предложениями, в котором выигрывает тот, кто предложил самую высокую цену: предположим, что каждый участник рассматривает выборку, независимо и одинаково распределенную (independently and identically distributed) относительно неизвестной цены предмета. При равновесных стратегиях участников и по мере того, как число участников торга увеличивается, максимальное предложение, вероятно, сходится к математическому ожиданию ценности, предполагающему знание максимумов всех выборок; для обычных распределений это означает сходимость к истинной ценности товара. Альтернативные правила аукциона предпочтительны для продавца, если их процедуры устраняют информационные преимущества покупателей (например, этим свойством обладает выкрикивание цен в порядке возрастания) и предотвращают любые формы риска. Могут создаваться правила, максимизирующие ожидаемую выручку продавца: если оценки участников торга независимо и одинаково распределены, то для обычных распределений оптимальна передача предмета торга тому, кто предложил наивысшую цену на первом или втором круге в зависимости от оптимальной цены продажи, установленной продавцом. В таком аукционе «второй цены» или устном прогрессивном аукционе без предельной цены продажи участники торга предлагают свои фактические оценки, и поэтому цена является вальрасианской.

Другим примером является двойной аукцион, используемый на лондонском рынке золота и японском фондовом рынке, где многочисленные продавцы и покупатели заявляют свои цены предложения и спроса, а затем равновесная цена выбирается на интервале, полученном при пересечении результирующих шкал спроса и предложения. Для ограниченного класса моделей, требующих достаточно большого числа покупателей и продавцов с независимо и одинаково распределенными оценками, двойной аукцион дает эффективные стимулы в том смысле, что не существует другого правила торговли, более предпочтительного для каждого участника; кроме того, по мере увеличения числа участников равновесная цена сходится к вальрасианской цене.

Эффекты привилегированного обладания информацией некоторыми из участников рынка изучались для рынков с посредничеством брокеров и других специалистов, которыми являются большинство фон-



довых рынков. Результаты показывают, что стратегии специалистов перелагают все ожидаемые убытки от отбора худших (adverse selection) на Неинформированных участников. С друго11 стороны, специалисты могут выиграть на знании списка заказов и на непосредственном доступе к торговым возможностям.

Частная информация сильно влияет на процесс торга. При чередовании предложений цен покупки и цен продажи даже самые простые случаи имеют множество состояний равновесия, причем приемлемыми могут быть несколько из них, так что возможны различные аллокации. В большинстве состояний равновесия задержка в выдвижении серьезного предложения (того, которое имеет некоторый шанс быть принятым) сигнализирует о том, что оценка продавца не является низкой или оценка покупателя невысока; или же сделанные предложения не дают возможности одной стороне делать существенные выводы относительно оценки другой. Когда обе оценки частным образом известны обеим сторонам, должен последовать некоторый сигнал о том, что возможен выигрыш от торговли. Обычно все выгоды от торговли в конечном счете реализуются, но задержка может быть сопряжена со значительными издержками.

В особом случае продавец, оценка которого общеизвестна, многократно предлагает цены покупателю с неизвестной оценкой: допустим, что стратегия покупателя постоянна и состоит в принятии первого предложения по цене меньшей, чем его предельная цена спроса, зависящая от его оценки. Как упоминалось выше для случая монополии, при уменьшении периода между предложениями продавца последние падают до уровня, не превосходящего наименьшей оценки покупателя и торговля происходит быстро: покупатель получает большую часть выигрыша. Даже при чередующихся предложениях продавца и покупателя покупатель не делает серьезных предложений, если его оценка высока, а периоды между предложениями коротки. Таким образом, сочетание нетерпения, частых предложений и асимметричной информации смещает условия торговли в пользу осведомленной стороны.

Первичной формой обмена является товарная биржа, где расположившиеся по кругу участники выкликают свои цены спроса и предложения или принимают предложения других. Эти рынки действуют, по существу, как многосторонние торги, но с эндогенно определяемой разбивкой покупателей и продавцов по парам. Задержка в приеме серьезного предложения здесь также может быть сигналом об оценке товара данным участником, но источником нетерпеливости в данном случае является «давление конкуренции». То есть допустивший задержку участник рискует тем, что благоприятная возможность может быть перехвачена конкурентом. Эти рынки были изучены экспериментально с поразительными результатами: обычно большая часть выигрышей от торговли реализуется при ценах, в конечном счете близких к валь-расианским равновесным ценам, особенно если данные субъекты уже имеют предшествующий опыт. Однако, если подойти к вопросу с точки зрения «рациональных ожиданий», субъекты иногда оказывались

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [ 104 ] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313]