назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [ 103 ] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313]


103

приносят на рынок совершенные заменители, и в более обшем случае, когда они стремятся заполнить весь спектр характеристик качества и условий доставки.

На товарных рынках со стандартизованным качеством, и особенно на финансовых рынках, большое значение имеют арбитражные операции; если полученная от некоторого актива отдача идентична отдаче от сочетания других активов тип от некоторой торговой стратегии, то его цена связана с ценой последних. Кроме того, повторяюшиеся возможности торговли, обусловленной настутшением определенного события, позволяют некоторым ценным бумагам заменять значительно более широкий ряд отсутствуюших условных контрактов.

В одной из форм гипотезы о конкуренции допускается то, что каждое подмножество участников рынка может перераспределять свои ресурсы между собой. Например, продавец и его покупатели составляют коалицию, в рамках которой могут перераспределяться их ресурсы. Ядро составляют такие аллокации, при которых никакая коалиция не может перераспределить свои ресурсы с получением преимуществ для каждого члена. Ядро включает вальрасианские аллокации. Основной вывод, первым полученный Ф. Эджуортом (F.Y. Edgeworth), гласит, что если экономика расширяется путем добавления участников, идентичных существующим, то набор аллокаций, входящих в ядро, сжимается до совокупности вальрасианских аллокаций.

Другая форма гипотезы придает особое значение тому факту, что в экономике, которая так велика, что поведение каждого агента оказывает незначительное воздействие на условия торговли, наилучшей стратегией для каждого участника рынка является максимизация прибьши от торговли по существующим ценам. Например, потенциальный выигрыщ любого участника рынка от поведения, которое влияет на условия торговли, становится несущественным (в общем случае), по мере того как совокупность этих участников расширяется, обеспечивая в пределе «непрерьшное» распределение. Аналогичные результаты получаются для различных моделей рынков с открытым ценообразованием через аукционы. Вообще говоря, эффективное распределение обязательно является вальрасианским, если поведение каждого агента не является необходимым для того, чтобы другие агенты получили выгоды от торговли. Идеализированная формулировка рассматривает непрерывное пространство участников рынка, в котором имеют значение только измеримые совокупности участников и поведение каждого отдельного участника не вызывает каких-либо последствий. В этом случае вальрасианские аллокации являются единственными, относящимися к ядру. Аналогично распределение Шепли, в котором каждый участник имеет долю, пропорциональную его ожидаемому предельному вкладу в случайным образом сформированную коалицию, является вальрасианской аллокацией.

Со структурными характеристиками торговых процессов связана альтернативная гипотеза. Проблемы согласования (например, в случае рабочих, ищущих рабочие места) допускают процедурные правила, которые при оптимальных действиях приводят к аллокациям, принад-



лежащим ядру. В общем случае соответствующим образом организованный аукцион обеспечивает аллокацию, принадлежащую ядру. Разработаны и другие игры, в которых оптимальные действия участников приводят к вальрасианской аллокации. Непрерывный двусторонний торг между многочисленными агентами (с достаточно разными предпочтениями), при котором агенты многократно сводятся друг с другом случайным образом и один из них стремится предложить условия торговли другому, также сводится к вальрасианской аллокации при оптимальной игре. Сходным образом некоторые методы выбора аллокаций стимулируют агентов фальсифицировать сообщения о своих предпочтениях, и если они делают это оптимальным образом, то в результате получается вальрасианская аллокация. Вообще говоря, любой процесс, который является справедливым в том смысле, что все агенты имеют одни и те же возможности торговли, сходится к вальрасианской аллокации. В одном из вариантов вначале публично объявляется некоторый «сигнал», и затем на основе своих предпочтений каждый агент делает «сообщение», которое влияет в итоге на заключенные сделки: если требуется аллокация, принадлежащая ядру, и каждый сигнал мог бы быть правильным сигналом для некоторой большей по размерам экономики, то сигнал должен быть, по существу, эквивалентен объявлению вальрасианской цены, на которую каждый агент реагирует предпочтительной для себя торговлей в рамках своего бюджетного ограничения, определенного ценой.

Нетерпение участников рынка также может повлиять на условия торговли. При самой простой форме нетерпения агенты дисконтируют отложенные прибыли от торговли. Динамическая игра предполагается последовательно рациональной в том смысле, что стратегия должна определять оптимальное продолжение в любой ситуации; это сильное требование, которое значительно ограничивает допустимый набор состояний равновесия. Например, если продавец и покупатель, торгуясь, предлагают цены по очереди, то в единственном состоянии равновесия торговля происходит немедленно по цене, зависящей от их норм дисконта. По мере того как интервал между предложениями уменьшается, доля продавца в прибьши от торговли становится пропорциональной относительной величине нормы дисконта покупателя: например, при равных нормах дисконта прибыль делится поровну. Расширение ситуации до многосторонней приводит к аналогичным результатам. Монополист с неограниченным предложением, имеющий континуум покупателей, вполне может получить благоприятные условия, но в действительности в любом состоянии равновесия, в котором стратегии покупателей стационарны, при сокращении интервала между предложениями прибьшь продавца исчезает и вся торговля немедленно происходит по вальрасианской цене. Аналогично производитель товара длительного пользования, не контролирующий рынки перепродажи или аренды своего товара, имеет стимул увеличить выпуск при сокращении производственного периода или заранее взять обязательство ограничить производственные мощности. Это отражает тот факт, что монопольная власть зависит в значительной степени от возможности заранее взять



на себя обязательство (powers of commitment), которую дает возрастание предельных издержек, ограниченность мощностей или других ресурсов.

Нетерпение и последовательная рациональность могут, тем не менее, вызвать неэффективность в форме (design) продукта, как при выборе изготовителем продолжительности срока службы товара, или неэффективность в рыночной структуре, как, например, в случае, когда продавец предпочитает сдать в аренду, а не продать товары длительного пользования.

Полная информация является основным фактором, оправдывающим прогнозы достижения вальрасианских цен. При полной информации и симметричных возможностях торговли у агентов многие модели предсказывают вальрасианский результат, неполнота же информации часто приводит к отклонениям от вальрасианской ситуации.

Хотя информация обычно бывает полезной, в экономике обмена поступление информации может иметь тот недостаток, что не расположенные к риску агенты откажутся страховаться от ее последствий. Основной результат относится к экономике обмена, которая достигла эффективной аллокации ресурсов прежде, чем некоторые агенты получили дальнейщую частную информацию, и где этот факт стал общеизвестным: предсказываемая реакция состоит в отсутствии дальнейщей торговли, хотя цены могут изменяться.

Каждая эффективная аллокация имеет «эффективные цены» (efficiency prices), которые отражают преобладающие предельные нормы замещения; в вальрасианском случае вся торговля происходит по этим ценам. Они обобщают массу информации о технологии, ресурсах и предпочтениях. Цены (и другие эндогенные наблюдаемые величины), следовательно, являются не только достаточными инструментами децентрализации, но и носителями информации. Если информация рассредоточена среди участников рынка, то вальрасианские цены являются сигналами, возможно, достаточно «шумными», которые могут дать агенту информацию для торговли. Модели «временного равновесия» предусматривают последовательность рынков, на каждом из которых цены содержат информацию о будущих возмохсностях торговли. Модели «рациональных ожиданий» предполагают, что каждый агент максимизирует ожидаемую полезность, исходя как из его частной информации, так и из информационного содержания цен. В простых случаях достаточно знать цены, которые включают в себя частную информацию агента, тогда как в слохсных реальных экономиках информационное содержание цен может быть неуловимым; тем не менее, рынки испытывают влияние цен (например, фондовых индексов и индексов оптовых цен), и различные модели пытаются реалистично отразить эту особенность. И, наоборот, реакции цен на события и открытие информации фирмами изучаются эмпирически.

Секретность информации каждого агента относительно его предпочтений и возмохсностей влияет на реализуемые выгоды и условия торговли. Многие модели требуют, чтобы относительные цены «свойств» обеспечивали стимулы для его выбора. Примером служит серия про-

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [ 103 ] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313]