могут зависеть от прав собственности, издержек поиска и трансакционных издержек, а также от наблюдаемых событий, использующихся для проверки исполнения контрактов. Правила торговли определяют действия, доступные для каждого агента в каждом случае, и виды торговли, обусловленные любой комбинацией индивидуальных действий. Упомянутые характеристики используются в экспериментальных исследованиях, предназначенных для проверки теорий, они инициируют разработку моделей, используемых для эмпирических оценок рыночного поведения. Нормативные соображения также актуальны, а анализ в рамках экономической теории благосостояния делает акцент на распределительных последствиях альтернативных торговых процедур и контрактов.
Больщинство теорий строятся на гипотезе о том, что каждый экономический агент целенаправленно стремится максимизировать выгоды от торговли (или их ожидаемую полезность). В некоторых случаях поведение может быть случайным, привычным или отражать зависимость от «статус-кво», но экспериментальные и эмпирические данные в значительной степени подтверждают гипотезу «рационального» поведения, по крайней мере, в среднем для больших совокупностей. Хотя имеются и более общие теории, основные характеристики поведения объясняются упорядоченными предпочтениями: монотонными, выпуклыми, в меру «гладкими», возможно, предусматривающими неприятие риска.
Обычно существует множество вариантов эффективной аллокации данных ресурсов; любая аллокация, при которой предельные нормы замещения равны для всех экономических агентов, эффективна. В случае распределения риска, например, аллокация эффективна, если все агенты достигают одних и тех же предельных норм замещения между доходом в любых двух состояниях. Однако распределение ресурсов между агентами, очевидно, имеет важное значение. Поэтому важно вьщелить небольшой набор приемлемых эффективных аллокаций. Названный в честь Леона Вальраса, этот набор является центром почти всех теорий - в том смысле, что все другие аллокации объясняются отклонениями от вальрасианской модели. Важная задача состоит в уточнении особой роли вальрасианских аллокаций.
Аллокация является вальрасианской, если она достижима при торговле по таким ценам, при которых для каждого агента получение более предпочтительного распределения стоило бы больше. То есть все товары покупаются по одним И" тем же ценам, доступным для всех, и каждый агент выбирает предпочтительный вариант торговли в рамках бюджетного ограничения, заданного стоимостью проданных им товаров. Вальрасианская аллокация обязательно является эффективной в той степени, в какой рынки являются полными (всеохватывающими): каждая другая аллокация, предпочитаемая всеми агентами, должна стоить в текущих ценах больше для каждого агента и, следовательно, для всех агентов в целом, что не может быть верно, если более предпочтительная аллокация является перераспределением данной. И наоборот, каждая эффективная аллокация является вальрасианской
без дальнейшей торговли, поскольку общие для всех агентов предельные нормы замещения служат в ней относительными ценами. Основная формулировка теории предполагает торговлю будущими благами с поставкой при условии наступления любых будущих обстоятельств, но усовершенствованные формулировки рассматривают реалистичный случай, когда рынки регулярно возобновляются, а торговля ограничивается узким кругом контрактов на немедленную и условную будущую поставку (spot and contingent future delivery).
Установлены достаточные условия для существования вальрасиан-ских аллокаций. Главным образом они требуют, чтобы предпочтения агентов бьши выпуклыми и ненасыщаемыми и чтобы каждый агент имел достаточно ресурсов для получения положительного дохода. Для «больщинства» экономик число вальрасианских аллокаций конечно, но для обеспечения единственности необходимы сильные предположения об эффектах замещения и дохода.
Вальрасианские аллокации и цены для специфицированных моделей могут быть рассчитаны путем решения задачи о неподвижной точке, для чего разработаны общие методы. Задача является сложной (например, линейные модели с целочисленными данными могут привести к иррациональным ценам), но важная упрощающая оговорка состоит в том, что вальрасианские цены зависят только от распределения свойств агентов, в частности только от агрегированной функции избыточного спроса. По существу, любая непрерывная функция, удовлетворяющая закону Вальраса и требованию однородности цен, есть функция избыточного спроса для некоторой экономики.
Ключевое требование вальрасианской аллокации состоит в том, что каждый агент максимизирует свою выгоду в рамках бюджета, обусловленного назначенными ценами; и рынки расчищаются при этих ценах. Однако полное использование всех выгод торговли может предотвращаться неполнотой рынков, внешними эффектами (такими, как, например отсутствие необходимых дополняющих товаров), недостаточными контрактами или стратегическим поведением. Если производители, имеющие монопольную власть, сдерживают выпуск с целью поднять цены или практикуют любую из бесчисленных форм ценовой дискриминации, то возникающая в результате аллокация - не вальра-сианская. Дискриминация сегментирует рынки через дифференцирование качества или продажу в «нагрузку», но столь же часто встречается дискриминационное ценообразование для различных условий поставки (например, пространственные, временные, сервисные приоритеты) или нелинейное ценообразование со скидкой, зависящей от величины покупки (например, двухшаговые и многошаговые убывающие тарифы), если покупки могут контролироваться и отсутствует рынок перепродаж.
Вальрасианская модель обмена в значительной степени определяется отсутствием таких методов влияния на цены. Она также основана на неизменной спецификации агентов, продуктов, рынков и контрактов. Теория экономики с большими фирмами, способными влиять на цены и дифференцировать продукт, весьма неполна. Ее недостатки
проистекают частично из неадекватных формулировок, а частично из технических причин: характеристики и даже существование равновесия (в чистых стратегиях) зависят от особых структурных свойств. Например, простейщие модели с одновременным выбором качества и цен различными фирмами не имеют состояния равновесия; модели с последовательным выбором встречают аналогичные препятствия, хотя и в меньшей степени. Кроме того, если фирмы имеют постоянные издержки и должны избегать убытков, то условие эффективности может потребовать нелинейного ценообразования и применения других дискриминационных методов, если исключена возможность получения с клиентов единовременных сумм.
Для вальрасианской модели существенна также расчистка рынка, и цены полностью определяются необходимым равенством спроса и предложения. Напротив, последовательные рынки с перекрывающимися поколениями участников не обязаны расчищаться «в бесконечности». Такие рынки могут иметь сложную динамику, даже если базисные показатели экономики стационарны. Аналогично постоянно возобновляемые рынки, на которые новые покупатели и продавцы прибывают тем же темпом, каким их покидают прежние агенты после завершения сделок, допускают невальрасианские цены и могут иметь устойчивые избыточное предложение или избыточный спрос, если поиск или распределенный во времени процесс торга не препятствует безотлагательной расчистке рынка.
Ответ на вопрос о том, когда среди возможных аллокаций наилучшим прогнозом является одна из вальрасианских аллокаций, имеет несколько вариантов.
Первый ответ связан с конкуренцией. На стороне предложения, например, при наличии многих продавцов возрастает стимул у каждого из них для того, чтобы отойти от тайных соглашений о ценах. При отсутствии сговора, если цены отражают предложение товаров на рынке и каждый продавец выбирает оптимальный объем предложения как ответ на ожидаемое предложение других продавцов, то оптимальная доля прибьши в цене для каждого продавца обратно пропорциональна числу продавцов, предлагающих субституты. Ценовая дискриминация, например в виде нелинейного ценообразования, затрудняется, если есть много продавцов, существуют рынки перепродажи или сделанные покупки трудно проследить со стороны. При отсутствии ограничений на производственные мощности прямая ценовая конкуренция между близкими или совершенными заменителями «съедает» прибыль, поскольку становится привлекательным устанавливать цену ниже, чем у конкурента. Хотя эти выводы ослабляются тем, что издержки поиска или переключения лежат на покупателях, для обеспечения состоятельности (contestability) рынка и устранения монопольной ренты остается важной легкость доступа в отрасль, не требующего безвозвратных издержек. Монопольная рента часто в значительной степени «улетучивается» из-за сдерживания доступа на рынок «новичков», ценовых войн и других видов конкурентной борьбы за сохранение или завоевание монопольных позиций. Это верно и в тех случаях, когда «новички»