назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [ 50 ] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72]


50

Управление Мощностями 12.1. Введение

Задачей Процесса Управления Мощностями является предосгавленне в нужное время и в экономически эффективной форме необходимых мощностей для обработки и хранения да1И1ЫХ, обеспечивая соответствующий баланс мощностей в ИТ-организации. Хорошее Управление Мощностями исключает панические закупки в последнюю минуту или покупку самой большой системы «на всякий пожарный случай». Подобные ситуации дорого обходятся. Многие центры обработки данных, например, постоянно работают с недогрузкой на 30-40% илн больше. Это не так плохо, если у вас небольшое количество серверов. Но если у вас сотни и тысячи серверов, как у многих ИТ-организаций мас-пгтаба предприя тия, то эти проценты означают потерю огромных финансовых средств.

Управление Монщостями отвечает за решение следующих вопросов:

•Оправдываются ли затраты на приобретение мощностей для обработки данных с точки зреття потребностей бизнеса, и используются ли эти мощности наиболее эф{)ектнвиым образом (coothohic-ние стоимости и мощности)?

•Адекватно ли соответствуют имеюнпюся монцюсти как текущим, так и будущим запросам заказчика (cooTHonienHC спроса и предложения)?

•Работают ли имеюпн-1еся мощности с максимальной эффективностью (настройка производительности)? Когда точно необходимо устанавливать дoпoJппIтeльныe мощности?

Для выполнения задач Процессу Управления Монцюстями необходима тесная связь с бизнес-нро-цессами и ИТ-стратегией. Следовательно, данный процесс является как реактивным (измерякяцим и улучшающим), так и проактивным (анализируюпцтм и прогиозируюишм).

12.1.1. Основные понятия

К валсным понятиям по Управлешю Мощностями относятся:

•Управление Производительностью (Performance Management): измерение, мониторинг и настройка производтггельности компонентов ИТ-ии(>раструктурьь

•Определение технических средств для приложения (Application sizing): определение мопнюсти аппаратного обеспечения или пропускной способности сети, необходимых для поддержки новых или модифицированных приложений ири ожидаемой рабочей нагрузке.

•Моделирование (Modeling): использование ана/пттических или имитационных моделей для определения тре6уюи1ейся для приложений мощности и выработка наилучшего решения. Моделирование позволяет анализировать ра.зличные сценарии и задавать вопросы «что если?».

•Пла1№роват1С мощностей (Capacity Planning): разработка Плана но мопцюстям, анализ текуп1ей ситуации (предпочтительно с использованием сценариев) и прогнозирование будущего использования ИТ-инфраструктуры и ресурсов, необходимых для удовлетворения ожидаемого спроса на ИТ-услуги.

12.2 Цели процесса

Процесс Управления Мощностями направлен на постоянное предоставление необходимых ИТ-ресурсов, соответствующих текущим и будунцтм потребностям заказчика, в нужное время (там, где они требуются) и за приемлемую цену.

Поэтому для Процесса Управления Мопиюстями необходимо понимание как ожидаемого развития бизнеса заказчика, так и прогнозируемо1Т) технического развития. Процесс Управления Мопиюстями играет важную роль d определе1[ии возврата инвсститщй и обосновании стоимости.

Capacity management - более точным переводом является Управление -емкостью», т. е. управление мощностью вычислительных и телекоммуникационных средств и их потенциальиылли возможностями. - Прим ред.



Преимущества использоваггия процесса

Выгодалш внедрения Процесса Управле1Н1Я Мощностями являются:

•снижение рисков, связанных с существующими услугами, так как осуществляется эффективгюе Управление Ресурсами и постояиньЦ1 мониторинг производителиюсти оборудования;

•снижение [)исков, связанных с новыми услугами, так как в результате определения коифигурацпи технических средств для приложения (application sizing) известно влияние новых приложегпп! па сущесгвующие системы. То же относится и к модифицированным услугам;

•снижение затрат, так как штестиции происходят в соответствующие моменты времени, ие слишком рано и не слишком поздно, что означает, что закупки не приходится делать в последнюю минуту и;п1 покупать большие мотцности впрок, раньше, чем они необходимы;

•снижение угрозы срыва работы бизнес-процессов за счет тесного взаимодействия с Процессом Управления Изменениями при определении воздействия измеиентп1 на мопщости ИТ и телекоммуникационных средств и предотвращении экстренных изменений из-за неправильного расчета мощностей средств;

.• составление более точных прогнозов при накоплении ииформа1П1и Процессом Управления Мощностями, что позволяет быстрее реагировать па запросы заказчика;

•рост ратюнальности работы за счет заблаговремешюго достижения битапса спроса и предложения;

•Управление Затратами или даже снижение затрат, связанных с монцюстью средств, по причгше их более рационального- использования.

.Эти преимущества пршюдят к улучшению взаимоотношений с заказчиками. Процесс Управления Мопиюстями осуществляет взаимодействие с заказчиком на ранней стадии и позволяет предвидеть его требования. Также улучшаются взаимоотношения с поставщикалш. Закупка, поставка, установка и обслуживание могут планироваться более эффективно.

12.3. Процесс

Как многие процессы библиотеки ITIL, Управление Мощностями берет свое начало от эры больших ЭВМ. Из-за этого, к сожалению, некоторые считают, что Управление Мощностями необходимо только в среде больших ЭВМ. Недооценка процесса усштвается значительным снижегшем пен на аппаратное обеспечение в последггие годы. В результате многие просто покупают аппаратные средства с избыточной мощностью, не осуп1ествляя Управление Мощностями. Опасность заключается в том, что наибольшим источти<:ом затрат, рисков и возможных проблем в ИТ является не само аппаратное обеспечение. Другими словами, нснуж1юе наращивание аппаратных средств создает проблемы менеджмента, которые обходятся более дорого, чем сами аппаратные средства.

Впедретте П1)0цесса Управления Мощностями поможет предотвратить как ненужные нивестиции, так и проведение изменений мощностей случайным oбpaзoм так как последний аспект может особенно отрицательно сказаться на предоставлении услуг В настоящее время стоимость ИТ складывается не столько из вложений в монцюсти средств ИТ, сколько из управления ими. Например, избыточное увеличение емкости дисковой памяти влияет на резервное копирование на внешний ленточный 1юситель, так как поиск архивируемых файлов в сети займет больше времетги. Этот пример ил-люс-)ирует важный аспект Процесса Управления Мощностями: качественное Управление Мопиюстями является, вероятно, наиболее важным фактором для изменения восприятия (и реального положения) ИТ-организации: ие как группы, увеличиваюп1ей накладные расходы, а как поставщика услуг При хорошем Управлении Мондаостями поставщ1п< ИТ-услуг увидит, например, что восемнадцать стратегических инициатив, намеченных в ИТ в этом году, потребуют нового решения по ре-

Advantases Efficjency. Efficiently.

В данном случае это перевод словосочетания ad hoc.



зсрвиому копированию. Понимая это, Руководитель Процесса Уиравления Моншостями может определить реальную стоимость этих инициатив, то есть учтет, что стоимость нового решения резервного копирования распределена иоэтнм восемнадцати инициатгтам. Это будег нроаюпшгилм решением. С другой стороны, при отсутствии Управления Монцюстями Р1Т-оргапизация отреагирует только после того, как мощности средств резервного копирования будут исчерпаны. В этом случае заказчик будет воспритп1мать ИТ-расходы как накладные, а ИТ-01)ганизацию - как «вьицапитваю-щую деньги», просто потому, что она не действовала проактивно в устагювлении и управлении ожиданиями заказчика и в зггблаговременном планировании расходов.

Процесс Управления Моицюстями иаиравлеи на предотвращение неожиданных и поснеигных закупок путем лучигего использования имеюпи1хся ресурсов, ira своевременное нараициюние моникк-ти и иа управление исполыованием текуищх мощностей. Этот процесс может также 1Юмочь в координации различных компонент сервиса, что обеспечит рациональное иснользование инвестиций в со-ответствуюии1е комионентьь

Современная ИТ-иифраструктура является чрезвычайно сложной. .Это приводит к зсилению зависимостей между мощностями ее ком1юне1ггов. В результате становуггся более Т1)удио предоставлять заказчику сервис иа согласованном уровне. Поэтому профессиональная ИТ-организация должна исиользовать комплексный подход к Унравлентпо Мотцносгями.

На рис. 12.1 показаны основные виды деятельности, выполняемые в рамках Процесса Управления Мощностями.

Входы

Подпроцессы

Выходы

□Технология

□Уроени Сервиса

□Бизнес-планы

□Бизнес-стратегия

□Требования бизнеса

□Об1«мы бизнеса

□Графики операционной работы

□nporpawiibi развертывания ИТ

□Планы проектов

□Согласованный план изменений

□Инциденты и проблемы

□финансовые планы

□Бюджеты

□ Управление Мощностями Бизнеса: определение тенденций, прогноз, моделирование, создание прототипа, определение объема и документирование будущих требований бизнеса

□ Управление Мощностями Сервиса: мониторинг, анализ, настройка и отчет о производительности услуг, определение базисных конфигураций и профилей (profiles) использования услуг, Управление Спросом на услуги

□ Управление Мощностями Ресурсов: мониторинг, анализ и отчет об использовании ИТ-компонент, определение базисных конфигураций и профилей (profiles) использования компонентов

□План по мощностям

□База данных мощностей

□Базисные конфигурации и профили (profiles)

□Пороговые значения и сигналы тревоги

□Отчеты о мощностях

□Рекомендации по Уровню Сервиса

□Рекомецдац11И по расчету себестоимости и выставлению счетов

□Проактивные изменения

□Улучшения сервиса

□Пересмотренные графики операционной работы

□Анал113 эффективности (effeaNeness) О Аудиторские отчеты

Рис. 12 1. Процесс Управления Мощностялли (источник: OGC)

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [ 50 ] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72]