назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [ 48 ] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72]


48

•Составление бюджета «с 1гуля» - работа над бюджетом начинается с чистого и(ста бумаш «с нуля». Опыт прошлых лет пе при1П1мается в расчет. .Это заставляет руководителе!! онределяТ1> все потребност!! в ресурсах с учетом затрат, заложенных в i!X б!оджегы. Это оз!!ачает, что каждая ста-Т1>я расходов должна бглть проаиал!13ирова1!а и пр!1нято peii!OHi!e о их !телесообразности i! вел!1чи-пе. Очев!1дпо, что этот л!етод более трудоемкий, поэтому об1лчно он пс!1ользуется раз в нсскол1>1со лет. В промежутках 1!снол!>зуется метод 1!пкремеитного составле1!!1Я бюджета.

Составление бюджета

Составление бюджета начинается с определения кл!Очевых факторо!}, сдерживаюни1х рост комна-!!!!!!. Во многих случаях ЭТО объсм продаж; однако, эт!1ми фашорами мо!ут также быть 1!едостаток с!а!адско1о простра!!стпа, матер1-1алов и т. д. Часто бюджет определяют ф!1!1а1!сов!лс 01-ра!1ичения. IIpo!iccc cocTaBJ!e!iHH В!СЛ!Очает в себя о!1реде;!е!1пе следующих вторич!!ых бюджетов (мы опускаем проиедуры согласования и утверждения, суп1ествуюпи«е в каждой комиании):

•Бюджет отдела продаж и маркетинга - ecJ!H бюджет 01!ределяется объемом продаж, то бол11!11ая \acTh работы ;!ожится i!a отдел маркетт!1!1а. ДJ!Я составле1П!я xopoi!iero бюджета краЙ!!е 1!еобходи-М1Л точная оценка и анализ заказчиков, р!Л1!ков, регионов сбыта, продуюов и т. д.

•Производственны!! бюджет - В1слючает под]Зоб1!ую ии(юрма!1И10 о предоставляемых услугах: количество, время поставки, !1еобходимые затраты рабочей силгл и материалов и т. д.

•Административные бюджеты - исходя из пла1!!1руемь!х услу1- нео6ход!1мо 0!1ределит1) б!0джет на иа1слади1ле расхол1л для соответству!ощих отделов, например, производствен1!0!о отдела, отделов продаж и распространения, исследовании и разработок и т. д.

•Бюджет па затраты и инвестиции - этот б!Оджет С1сладывается из затрат, заложе1!1илх в вы!!1еука-за!!11ые бюджеты. Бюджет инвестиций о!1ределяет расходы, связанные с заменой и приобрете11!1ем средств производства. В нем могут также учит!лват15ся инвести!Ц10нн1ле прое!атл, !!ачат1ле в прошлом 10ду

Бюджетный период

Лучшим выбором для б!оджетиО!-о периода является финансовый год. Для ироведения регулярного сопоставления фактических и запланированных в бюджете цифр бгоджетный пе])иол делится ira ме-ся!и)1 ИЛИ другие равтле !1ромежутки времени, на!1ример, четырехнедельные пер!!оды.

В 1!е!«)торых штдах бизнеса составляется i!e только подроб!1!лй 1"одо!10Й б!оджет, но и делается об!!И1Й прогноз на три !Х)да или иячь лет. TaKoii прогноз дает высшему руководству !И!(}юрмацию о перспективах !ia более длителыилй пе])иод.

11.4.2. Бухгалтерский учет

Для того чтобы иметь возможность руко1Юлить 11Т-ор1анизац1!ей как бт!зиес структурой, необходимо 0!1ределят1> и по1!имать все затраты, связан1гые с Hcnojni3ouai!i!eM ИТ. Затрачтл долж!ил бглть определены, даже если соответствуюнцтй счет ие выста!5ляется заказчику Кот!троль затрат возможен только ири их четком по1!Т!мании. Здесь i!e стол1)КО важно определить второсте!!енн1ле затраты, скольк( определить способы структурирования затрат. Это дает луч1!1се И01!имание путей расходо-ва!!ия денег

Одной !!3 главшлх 0!1ера1и1Й бух1алтерско1ю учета является определение элементов затрат. Такая струк!-ура затрат определяется на одш! год, после чего она может быть i!epecMOTpei!a. В болы!1инстве случаев ме10д учета затрат выбирается в момент согласова11!1я структуры элеме!1Тов затрат с бизнсс-руководст1юм. Поэтому 01!а должна быть совместима с методами, используемыми в комг!а!1ии. Во мно!Т1х случаях затраты учитываются по каждому подраздсле!!И10, заказчику или продукту Однако в идеа!е струюура должна отражат1> !1редоставлясм1ле услуги. Даже если этот процесс ие ис!!о;!ьзу-ется при выставлении счетов, ИТ-ор-анизация может посч!1гать полезшлм ссздать структуру затрат на основе стру!сгуры серв1!сов, опреде;!еп1!1лх в Каталоге Услуг



n VTIHARAfHHr. ФИНАНСАМИ ИТ

Иа piif. 11.4 показан пример перархпческоп структуры ссрппспых злсмептон, омрелелепных ИТ-ор-ганпзацпе" для предоставления услуг. В этон струшурс сервисные злеменгы нижнего уровня поддерживают элементы более высоко1о уровня. Чем вьппс ноложенпс .элеме1гга в структуре, тем выше его значимость для бизнеса.

Бизнес-приложение Стратегические заказчики

Бизнес-приложение

Управление 83aHMOOTKXiieHMsw*i

Эмулятор терминала, 1ВМ-среАа

Бизнес-приложение Маркетинговые данные

Эмулятор терминала, другая среда

Информационные сервисы Интранет, Экстранет и глобальной сети Интернет

Средства коллективной работы: электронная почта, адресная служба и т. д.

06и(ие бизнес-приложения

Офисные приложения

Файловые сервисы и сервисы печати

Ог1ерациа(ная система Wiixlows 2000

Рабочая станция. Базисная конфигурация «А», мощный PC

Операционная система Windows ХР

Рабочая станция. Базисная конфигурация «В-, стандартный PC

Рабочая станция. Базисная конфигурация «С», мобильный PC

Сетевые сервисы (LAN и WAN)

Рис. 11.4. Пример структуры сервиса

После определештя сервисных элементов необходтглго определить элементы затрат, которые затем подра-зделяются на единицы затрат, такие как персонал, аггнаратное, програмлпюс обеспечение, накладные расходы и т. д.

Преимущество структу])ирова1И1я элементов затрат в соответствии с элементами сервиса заключается в том, что становятся отчетливо видны расходы на аппаратное, программное обеспечсчше п поддержку услуг. Б дополнение к структуре прямых затрат, показаиной на рис. И.А, возможно, компа-иия примет также регпеиие о распределении косвотых затрат но услугам. Чем более детализиро-ванион будет структура сервиса, тем лете будет понять распределение затрат. В качестве альтернативы в каталоге могут быть указаны только три стандартных рабочих статцти, кшорые включают в себя все. В этом случае в схеме будет только три столбца и гораздо мепыпе элементов затрат. Такая cTpyicrypa может быть проще для поттмаштя, по при этом уменьшится уровень детализащпт Hntjjop-мации. Папрн.мер, может быть непонятно, на какой эле.мигт должны быть распределены затраты на поддержку сети, из-за чего будет невозможно определить пеобходимьпт для тгее уровень поддержки.

Далее составляются бюджеты на следующий год по каждому элемешу сервиса и затрат па основе прои1лого опыта и с учетом предварительной оценки роста в следуюп1ем году. П])оизводится ежемесячный МОПитортпгг бюджетов с целью выявления изменеит!, таких как непрелвпденный рост, и, в случае необходимости, для приведения бюджетов в соответствие с ])азв1гтием бизнес-ситуации.

11,4.3. Выставление счетов

Ведсшге учета затрат, безусловно, не является новшеством, но оно П]1побретает все большее значение. При этом выставление счетов за внутренние затраты - это относительно повое явление, которое является эф(1)екгнвП1>1М С1тедст[юм поощрения (юльзователей к экономному нснользоватпгю ИТ-ресурсов. Однако взимание платы за ИТ-услуги не принесет много пользы, если держатели бюдл<ета в компании не будут оплачтпмть другие услуги, такпе как телефон, п()меп(сппе, почтовые услуги, Ш1-



ramie, управление кал])алп1 и i-. д. Другими словами, праютиса выставления счетов должна соответствовать (1)ппансовоп политике оргатьзацип. Если такая практика супюствует, то держатели бюджета могут осуществлять управленне текуци1ЛП1 затрагалп!, которые возможно включать в цепу их продуктов и услуг

Обычно практику выставления счетов вводят для возмещения всех возппкаюни1Х затрат. В этом случае ПТ-оргаипзацпя работает как бизнес-подразделение комиании. Но это осун1ествпмо только в том случае, если известны 1)еальпые текупию затраты па И1"-услуги.

Политика выставления счетов

Прежде че.м определить та)иф на услуги, рекомендуется проанализировать возможные варианты выставления счетов и определить политику в этой области.

Существуют necKfwiiKO вариантов такой ио.мптикп. Выбор подходящего метода зависит от целей, ст-оя-щпх перед Процессом Управления Финансами. В то же время, если выставление счетов вводится иоэ-rainio, то на каждом этапе могут использоваться раз;и1чныс правила. J 1о.11Итика выставления счетов это;

•Обмен и1и[)ормаииен (Коммуникации) - руководителям, являюпщмся заказчиками ИТ-услуг, ссюбщают о тари(])ах, чтобы они были осведо.\глепы о затратах их подразделений па ИТ-сервисы. Это може г 6iiiTb сделано двумя способалт:

-расчет за-фаг по каждому подразделению и инфol:)пlpoвaнпe их руководителей;

-то же, ио включая выставлр1гие счетов с использованием В1>1бранного метода.

•Пгбкость ценообразования - чаще всего тарифы определяются и затем используются на ежегодной основе. Если ноставпшк услуг проявляет инициативу но инвестициям в конкретную услугу в связи с ее частым использованием, го в контракт может быть включена статья о выставлении счетов на покрытие допо./п1ите;И)Пых затрат. Альтернативой является предложение образуюп1ейся дополнительной монщостн другим потеттальпым заказчикам.

•Условное выставление счетов - затраты включаются в направляемые заказчику счета, но без требования оплаты. Этот метод позволяет ИТ-орга1П1зации накопить отплт по использованию процесса и затем исправить ошибки в системе ныставлишя счетов. Это также дает заказчику возможность иришлкнуть к практике выставлстш счетов. Однако такой метод применим только в том случае, если в конце концов затраты действительно будут возмеи1ены, в противном случае информирование о затратах будет бесполезным.

Тарифы-

Часто бывает трудно установить тариф на услугу. Усгановлеине та1)и()ов вюпочает следуюнте действия:

•определение цели выставления счетов;

•оиределе1П1е прямых и KocBeinniix затрат;

•опрсделеипе тарифов, суи1ествующих па рынке;

•ана.И1:( спроса на услуги;

•анализ количества заказч1П(ов и конкуренции.

При определении тарифа за услуги организация должна сначала определить цель и ожидаемую выгоду для за1сазчика и ИТ-персоиала.

Цепа является одной из четырех с(к:тавляюип1х маркетинга, куда входят: продукт, цена, продвижение и место (четыре Р: Product, Price, Promotion, Place). Цепа имеет зпачсиие не только при возмещении затрат, но и при формировании спроса на продук1иио. П1бкая стратегия нснообразования может нснользоват1)Ся для продвижения продуктов на рынок или для их снятия. Новая услуга, у которое еще мало заказчиков, может субсидироваться за счет прибыли от продажи других услуг. Перед вглбором стратегии цонообразовапия следует четко онределить затраты па услугу.

Business unit. -Rates

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [ 48 ] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72]