назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [ 47 ] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72]


47

11, щчРАВАВлт imiiMiuH ит

Главное достоинство деятельности ио Составлению бюджета и Ведению бухгалтерского учета состоит в том, что это даст руководству более нолиую 1П1())ормацию о затратах на предоставление ИТ-услуг Такая ни(1)ормаиия позволяет сбалансировать затраты и качество и обеспечить заказчикам финапсово-обосгюваппып ИТ-сервис.

Бюджети1)овапне и веление бухгалтерского учета позволяет руководителю ИТ-сервисов:

•принимать решения по каждой услуге на основе экономической эффективпостн;

•псполытовать ком.мерческнй подход к принятию решений по ИТ-услугам и нпвестипиям в них;

•предоставлять больнге информации для обоснования расходов, нанример, показывая возможные издержки в случае отказа от стратегических затрат;

•составлять бюджеты и планы на основе надежно!! ин{)ор.мацип.

Основным достоинством системы Выставления счетов яв-пяется содействие развнттпо деловых от-HOHieHHii с заказчиком. Оплачиваювипт услуги заказчик нмеег соот ветс;твуюпи1е нрава и может выдвигать требования, ио он будет исгкльзовать ресурсы более эконолню, если будет понимать связь между выдвигаемыми им требованнями и получаемым счетом за услуги.

Выставле1Н1е счетов позволяет ИТ-руководству;

•анализировать ИТ-услуги с коммерческо!! точки зрения и планировать инвестиции на основе npHinnma возмещения затрат;

•возмещать затраты па ИТ, увязьшая их с получаемой от услуг пользой;

•влиять иа новедепнс заказчтгка, например, назначая более высокие тарифы в пе])поды максимальной загрузки или просто предоставляя руководству ииформатцпо о стоимости и использовании услуг для принятия мер.

Использование системы Выставлс!гия счетов должно способствовать формированию поведеппя заказчика, а не создавать ситуацию, при которой заказчик за плату получает все, что хочет. 13ряд mi возможно удовлетворить индивидуальные требования всех пользователей по и!щивидуальным рас-цсшсам, даже если они готовы платтъ. Система выставления счетов создает коммерческую с>еду для переговоров. В .этом случае заказчики будут лучше осведомлены о затратах, связанных с использованием ИТ-средств.

11.3. процесс

В последние годы роль ннформациоштых техно;к)гий значительно возросла. Поэтому ИТ-организации столкнулись с 1Юзросшими тре6ова1Н1ями к качеству и экономической эффективности ИТ-услуг. Развитие Интернета привело к тому, что ИТ-оргапизацни все чаще приходится иметь дело с виенпи1ми, по отношению к компант1И заказчиками и гюльзователями. Например, книжные магазины размен1ают свои каталоги в Итгтсрнете и обслуживают заказчиков по всему миру. Это приводтгт к расишрению масштаба организации и необходимости получать более точную информацию о затратах. Для обеспечення решабельностп ИТ-сервиса необходимо также наличие соглашения о предос-тавлешщ услут- и определение разумных цен. ИТ-организации в своей деятельности должны применять бпзнес-орпе1пт1рованный стиль работы, и внедрение э(1к)хжтивной системы контроля затрат является частью такого подхода.

Эф(})ек1ивная система контроля затрат должна отвечать следукзиптм трсбо)апиям:

•поддерживать разработку пнвестнциотюп стратегпп, способетвуюп(ей гибкости предприятия за счет использования современных тех1Юлогических средств;

•(юмогать в определешп! приоритетов в использоватш ресурсов;

•обеспеч1П)ать шлсрытис затрат иа все используемые организацией ИТ-ресурсы, включая обповле-1ше информации;



t L Ш1\&МА¥ЛиШ ФШАМСАКт ИТ

•помогать руководству в принятии ежедневных оне])ативных реп1сний, что позволит уменьшить ()ппансовьп"1 риск при принятии долгосрочных решеппн;

•быть гибко!! !1 способно!! 6i>icTpo pcaiHpoBaTb па пзме!1е1!!!я в биз!1есе.

Процесс У1!равле1!!1я Ф!!!!апсамп оказ1>г!ист поддержку 6i!3!!ecy в пла1!11рона!!!1и п дост!!же11ии по-ставлс1Н1Ь!Х целе!!. Для нолучения наиболее оптимального результата от использования данн010 i!l)ouecca он должс!! ириме!!ят!зся постоя1!ПО н мас!11табе Bceii kom!iain!!i, с ми11!1мумом копфли!атг!.1х С!!туац11!"1. в ИТ-орга1!!1зации процесс Управления Ф!!1ансами реализуется через три основпь!х процесса: CocTaBJ!ei!ne б!Оджета (Bnclgeting), Бухгалтерски!") учет (Accounting) !! Выставле!1ие счетов (Charging). Этот hhioi по!саза!! i!a рис. 11.2.

Планирование ИТ (включая бюджетирование)

Бухгалтерский учет

Выставление счетов

Рис. 11.2. Финансовый цикл (источник: OGC)

Процесс Управлен!!я Фина1!сами ИТ-услуг взаимодействует почти со всеми дру1Т1ми процессами ИТ Сервис-менеджмента, но в особенности с приведенными ниже.

Взаимоотношения с бизнес-процессами

Управления Урош!ем Сервиса имеет большое значение для ои])еделеиия конце!1ции, стратегии и !1ланирован!1я в соответствии с бизнес-процессами (рис. 11.3).

Стратегия

Тактика

функционирование

Бизнес-пра1ессы

Информационная политика

Управление требованиями к шфорлации

Функциональная поддержка использования ИТсредств

ИТ-услуги

ИТ-политика

Управление ИТ-средствами

ИТ-средства и обслуживание

Рис. 11.3. Взаимоотношения с бизнес-процессами



Хотя эти виды деятельности находится вне сферы действия Пронесса Управления Финансами, опп важны для него. Это объясняется тем, что бизнес имеет концепцию действий на 6удун1ее, которая учитывается при определенти! реалыплх задач как для всех 6пзпес-подра.зделенпп, так и для самой HT-opraini3ainni.

Следовательно, страгсгпя ПТ должна основываться на задачах бизнеса. По мере того, как И)"-орга-пизацня будет все больше узнавать о целях и задачах бизнеса, будет появляться боплие возможпо-стсн для эффективного ис1Юльзоваипя новых ин(}юрмациоп1П)1х технологий. Затраты на внедрение п эксплуатацию ИТ-решепнй должны оцениваться но тому, насколько ИТ-технологии С1К)со6ствуют-достижению бпзиес-преимуцеств в терминах снижсиня onepaiuionnbix затрат- н увеличения о6о])ота.

Взаимоотношение с Процессом Управления Уровнем Сервиса

Соглашсппс об Уровне Се]твпса (SLA) определяет ожидания заказчика и соответствуюище обязательства ИТ-организацтп1. Вид и объем услуг во многом определяются фпнaнcoвы.п ресурсами, выделяемыми для прсдостав-тення этих услуг Руководтгте;и> Процесса Унра1*ления Финансами ИТ-организации участвует в обсуждении с руководителем П]тоцесса Управления У1)овием Сервиса таких вопросов, как затраты iia удовлетворение текунщх и будущих требований бизнеса, политика компа-1ПГН в области выставления счетов и ее влияние на заказчика и его поведение. Чем больше различных уровней услуг для различных заказчигсов предусматривается в Соглашенгит SLA, тем большее значение для ИТ-сервиса приобретает процесс выставления счетов н тем весомее будут получаемые преимущества. По это также ведет к увеличению накладных расходов, связанных с составлением бюджета, ведеттсм бухгалтерской) учета и процедурой выставления счетов.

Взаимоотнонгення с Процессом Управления Монцюстями

Мощносги ИТ сервисов и уровень нх доступности зависят от выделяемых (}5инансовых ресурсов. Может возникнуть необходимость обсудить дополннтелын.ю затраты на прсдостав.чсн1те улучшенных моицюстен и повьпнснной достушюсти с заказчиком ИТ-услуг- или со гтсей ко.мпанией в це;гом. Инюр-магцгя о cooTiioiireiHffl между стоим(к-тыо услуг и бизнес-отдачег") может повлиять гга ггргпгятие ренгеггия о целесообразггос 1-й приоб1тсте1гия дополннтельиьгх мощностей или увеличеггие урошгя достуггности.

Взаимоотношения с Процессом Управления Конфигзрациямн

Процесс Управления Конфигурагцшми определяет, идеггтпфпцирует и регастрирует все из.менеггия во всех комноиеггтах ннфраст1)уктург,г. Использование гнг([)ормации, вклгочая даггные о затра1ах из конфигурагшоггггой базы данных CMDB, облегчает сбор статистической иuфopfaгulи о стоимости услуг-. Процесс Управления Конфигурациями может также участвовать в сверке данггых об активах с информагптей пз фпнансовг.гх систем.

11.4. Виды деятельности 11.4.1. Составление бюджета

Задачей подпроцесса Составлегпгя бюджета является нланирогйгиге деятельности организации и се контроль. В то время как корпоративггое и стратегическое плаиироваггие учитывает долгосрочные бггзнес-задачн, бгоджетироваггие определяет фиггаггсовые гтланьг /щя ггоставленных задач гга заданный бгоджетньгй С1)ок. Обг>тчио такой период составляет от одного года до пяти лет.

Методы составления бюджета

В зависимости от фтнгансовог! гголитики бизнеса вглбпрается один из следующих методов:

• Инкремеитное (приростное) составление бюджета - в гсачсстве основы для гговою бгоджета ис-

полг,зуготся цифргл за прошлглй год. Они корректируются в соответствии с ожидаемыми пзмегге-

нггями в деятельности органнзагцпг, затратах и ценах.

По мнению редакторов, в настоящее время для ИТ этот период составляет 6-19 месяцев, при периоде долтосрочното планирования около 3-х лет

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [ 47 ] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72]