назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [ 35 ] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72]


35

Архивироеаь

Время

Рис. 8.1. Выпуск версии в Процессе Управления Релизами

Разработка

Архивирование

Время

Рис. 8.2. Возврат в Процессе Управления Релизами

Типы релизов

Должна быть произведена оценка, какое количество изменений молсет быть разработано, испытано и внедрено за определенный период времени. Может оказаться, что пакетный релиз, представляющий собой комбинацию нескольких изменений для одного развертывания, может быть слишком сложным для безопасного внедрения.

Быстрая разработка и продвижение на рынок новых версий аппарат1ЮГ0 и нрофаммного обеспечения может привести к тому, что релиз может устарегъ до его внедрения. С другой стороны, частые изменения могут оказать отрицательное воздействие на предоставление услуг.

В рамках Процесса Управлешш Из,мененрмми принимается решение о количестве изменений, которое может быть включено в релиз, и о способе его развертывания. Возможен выбор одного из следу-юпих вариантов:

•Дельта-релиз - в дельта-релиз включаются только измененные аппаратные и программные средства. Это часто связано с экстренными и быстрыми исправлениями. Недостатком этого типа релизов является то, что часто невозможно проверить вес связи с остальной частью среды, в результате чего не удаляются модули, к которым программа больше не обращается. Дельта-релиз удобен в случае, если программное обеспечение может быть изолировано от остальной части ИТ-среды. Преимуществом дельта-релиза является то, что для создания тестовой среды требуется меньше усилий.

•Полный релиз - при полном релизе идет распространетте 1Юлпого комплекта ПО, включая неизмененные модули. Такой подход предпочтителен в случа>1х, когда точно не известно, что изменено в профаммном обеспечении. Более тщательные испытания программных и аппаратных средств обеспечивают в этом случае меньшее число инцидентов после вггедрения. При подготовке полного релиза лсл1е определить, достигается ли запланированный уровень производительности. Преимун1ест-вом полного релиза является возможность одновременного (шедрения нескольких изменений. Подготовка облегчается благодаря возможности использования стандартных сценариев инсталляции.

standard installation scripts



Также при иис-]а,;и1Я1пп1 может быть «очпп1ена» программная среда. Однако полный релиз требует большей П0Д1-СП-0ВКИ и ресурсов, чем дельта-релиз.

Пакетный релиз - пакетпьй! релиз, или комплект релизов, обеспечивает пользователям более длителыи.1е периоды стабильной работы. Иснравление иезиачительных про1раммных ошибок, с кoтolзыпI пользовате;п1 могут лгирпться, и впедреиие новых ([пункции часто являются действиями, которые можно Э(>фективно объединить. Так же плано1н>1е апгрейды, например системного иро-граммпого обеспечения и офисных приложений от впепиигх разработчиков, могут включаться в пакетные релизы.

Делыа-релю

Пакетный релиз

Рис. 8.3 Типы релизов

Библиотека эталонного программного обеспечения (DSL)

Г)иблиотека эталонного ирограммного обеспечения (DSL) - это падежное хрантипинс для эталонных авторизоваппых версий (мастер-копий) всех Конфигурационных Единиц программного обеспечения. Физически библиотека DSL может находиться в разных местах и состоять из нескольких надежных хранилин1 и огнеустойчивых сейфов для носителей ин(})ормац1пт Управление Релизами начинает контролировать жизненный ника программ с момента их включения в библиотеку DSL. Ре-jnT3bi ко11фигу1)ируются из известного надежпо1-о программного обеспечения, храияп1егося в DSL. После этого разрабатываются инсталляционные cкpипты а в децигпзалпзовапиой среде могут быть заштсаны соответствующие компакт-диски .

В библиотеке DSL может храниться несколько версий одного и того же программного обеспечения, включая архивные верстш, документацию и исходные коды. Поэтому необходи.мо создагнте резервных копий-* Библиотеки DSL, поскольку она содержит не только текущую версию программного обеспечения, но и копии па случай возврата к прежней версии. При наличии в компании нескольких территориальных объектов с локальным руководстгюм, на каждом из иих должна быть копия Библиотеки DSL па случай разве1)тьикпп1я программного обеспечения.

Склад эталонного аппаратного обеспечения (DIIS)

Склад эталонного аппаратного обеспечения предназначен для хранения запасных аппаратных с])едств. Это запасные компоненты и узлы, состояние которых поддерживается на том же уровне, что и у соответствуЮН1ИХ и.м компонентов в активной среде. Аппаратные средства со склада DHS используются для замены или ремонта аналогичных Копфтпураций в ИТ-инфраструктуре. Информация о составе этих KoH()Hrypaiuni должна содержаться в базе CMDB.

Definitive Software Library - DSL. Installation scripts Back-up.

Definitive Hardware Store - DHS.



Конфигурационная База Данных (CMDB)

В рамЕ<ах псего Процссха Управления Релнзалш рекомендуется и1)оверять итгформацню о Копфнгу-рацнонных Едпиипах в базе CMDB. Как только версии программного обеспечегпш добавляются в Библиотеку DSL, а версии аппаратных средств - на Склад DHS, производится обновление CMDB. Для поддержки Процесса Управления Релизами база дарп1ых CMDB должна содержать информацию по слсдуюнцтм вопросам;

•содержание запланированных релизов, включая Конфпгурациопные Единицы апиарапгого и программного обеспечения со ссылкой па исходный Запрос иа Изменения (RFC);

•аппаратные и программные Конфи1-урационные Единицы, на которые может повлиять релиз;

•данные о физическом местонахождении аппаратных средств, пмеклдих отношение к релиз).

8.2. Цель процесса

Процесс Управления Релизами занимается управлением и распросгранением (дистрибуцией) используемых в рабочей среде версий программного и ашгаратного обеспечения, находящихся )ia поддержке ИТ-подразделения для обеспсчмшя необходимото уровня услуг.

Задачами П]юцесса Управления Релизами являются;

•Планирование, координация и внедрение (или организация внедрс1П1я) прог1)аммных и аппарат-1ПЛХ средств.

•Разработка и ыгедрсиие рационалыплх процедур для распространения и инсталлятнт изменений в ИТ-системах.

•Обеспечение отслежтзасмостп и безопасности программных и аппа1)атных с])сдств, подвергшихся измепишям, и гарантирование того, что в рабочей среде находятся только кор{)ектиые, авторизованные и тестированные версии.

•Коммуникации и оповеп1ение пользователей, учет их ожиданий при плашцзовании и развертывании 1ЮВЫХ релизов.

•Определение сосгава релизов и планирование их раз1!ертываппя совместно с Процессом Управления Изменениями.

•Внедрение новых версии программных и аппаратных средств в рабочую инфраструктуру иод контролем Управления Изменениями и при поддержке Управления Конс1)иг>рациями. Релиз может включать любое количество Конфигуратцюнных Едннгщц, а также не только программные и аппаратные средства, но и документацию, например, отчеты, планы, руководства по поддержке.

•Обеспечение сохранности оригинальных копий программ в Библиотеке эталонного программного обеспечеиия (DSL) и регулярного обновления базы даннтлх CMDB; то же касается аппаратных средств на Складе DHS.

8.2.1. Преимущества использования процесса

Вместе с эффективными Процессами Управления Конфигурациями и Управления Изменениями Процесс Управления Релизами сгюсобствует тому, чтобы;

•Использовалось програмлпюе н ainiapanioe обеспечение высокого качества, которое разрабатывалось и тестировалось с проведением процедур контроля качества.

•Сводилась к мшшмуму возможность возникновения оипгбок в программно-аппаратных комплексах, или ошибок выпуска некорректных версий.

•Бизнес-подразделения В1птмателы10 контролировали инвестиции в программное обеспеченне, от которых во многом зависит бизнес.

•Умеги.шалось общее количество отдельно взятых впедзспнй, и проводились серьезные испытания каждого внедрения.

•Уменьшалась опасность возшпсновепия И1пиздептов и извест1гых оиптбок .за счет тестирования п контроля внедрения.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [ 35 ] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72]