назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [ 23 ] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72]


23

Управление Конфигурациями 6.1. Введение

в каждой ИТ-организации имеется информация об ИТ-инфрастругауре. Она чаще всего появляется после реализации крупных проектов, которые обычно завершаются проведением аудита и анализом результатов. Главным в работе с такой информацией является поддержание ее в актуальном состоянии. Процесс Управления Конфи17рациями гюмогаег получать достоверную и актуальную и1к])ормагино об ИТ-инфраструктуре. Важным в этой П1кюрмации является то, что в нее входят данные не только о конкретных единицах конфигурации (Коп(1)И1урациош1ых Едтпшцах или CI), 1ю и о том, как они связаны друг с друп)м. Взаимоотношения и взаимосвязи между Ко1к1лнурациониыми Единицами составляют 0С1юву для анализа степени воздействия инцидентов, проблем, изменений и т. д. на ИТ-инфраструктуру. Процесс Управления Конфигурациями проверяет, правилыго ли регистрируются изменения в ИТ-инфраструктуре, включая взаимоотноп1епия между Конфигурационными Едншщами (CI), и ведет мониторинг статуса ИТ-компонентов чтобы гарантировать наличие точной информации о версиях сун(ествующих Конфигурагптонных Единиц (СЬ).

В случае если Управление Конфшурагтями реализовано эф()екгивно, то этот процесс молсег дать информацию о следующем;

•Финансовая шгфор.мация и политика компании в отношении продуктов

-Какие ИТ-компоненты используются в настоящее время по калсдой модели (ве1зсии) и на протяжении какого времени?

-Какие тенденции супхествуют в разных группах продуктов?

-Какова текущая и остаточная стоимость ИТ-комнонеггтов?

-Какие ИТ-ком1Юнепты нужно выводить из операционной среды и какие требуют модернизации?

-Сколько будет стоить замена определенных компонентов?

-Какие имеются лицензии и достаточно ли их?

-Какие контрагсты на сопровождение следует пересмотрегь?

-Какова сгепепь стандартизации инфраструктуры?

•Выявление неисправностей и оценка результатов

-Какие ИТ-компоненты необходимы для поддержки процесса 1ЮССтановления в случае чрезвычайной ситуации?

-Будет ли работать план восстановления на случай чрезвычайных обстоятельств, если была изменена Конфигурация Инфраструктуры?

-Какие ИТ-компоненты будут затронуты при разпертыващш новых сервисов?

-Как оборудование подключено к сети?

-Какие программные модули входят в каждый из комплектов программного обеспечения?

-Какие ИТ-компоненты затрагиваются из.менениями?

-Какие Запросы на Изменения (RFC) конкретных ИТ-компонентов находятся на рассмотрении и какие инциденты и проблемы произошли в прошлом и сейчас продолжают оставаться ахсту-альными?

-Какие ИТ-компонр}гты вызывают известные ошибки?

-Какие ИТ-компоненты были закуплены у конкретного поставпхика в течетше определённого периода?

•Предоставление 5слуг и выставление счетов

-Какие Конфнгуращп! ИТ-комнонигтов являются существенными для определенных услуг?

-Какие ИТ-компоненты используются в том или ином месте и кем?

-Какие стандартные ИТ-компоненты может заказать пользователь и какие из них поддерживаются (каталог продуктов)?

Configuration items - Cl.



6. VnFA!SAEil?4E тиФШУРАцтшл

6.1.1. Основные понятия

По герминолопш процесса Управления Конфигурациями ИТ-компоне1пы и предоставляемые на их основе услуги называются Конфигурационными Единицами (СЛ). Каждый ИТ-компонент, чье наличие и версия зарегистрированы, является Конфигурационной Единицей. Как видно из рис. 6.1, Конфигурационными Единицами могут быть тех1н1ческие средства, все врады программного обеспечения, активные и пассивные сетевые элементы, серверы, системные блоки, документация, процедуры, услуги и все другие ИТ-компоненты, контролируемые ИТ-организацией.

Если Управление Кои(1)игурациями применено к информа1ИЮнным системам, а не только к информационным технологиям, то Конфигурационная База Данных (CMDB) можег хранить и управлять детальной информацией о пользователях, персонале ИТ-организации и бизнес-структурах. Эти Конфигурационные Единицы также попадают под действие процесса Управления Изменениями, например, при найме и увольнении работников.

Документация:

•Планы проекта

•Планы изменений

•Руководства

•Документация процесса

•Процедуры

•Соглашения об Уровне Услуг

Перхгональный KOAVibOTep

& Q

Дисковод

Клавиатуре

Монитор

Мини-ЭВМ или мэйнфрэйм

□п о •=

Сетевая плата

Рис.6-1. Конфигурационные Единицы

Все Конфигурационные Единицы должны быть включены в Конфигурационную Базу Да)1ных (CMDB), которая отслеживает все ИТ-компоненты и взаимоотношения между ними. В самой примитивной форме Конфигурационная База Данных представляет собой набор бумажных форм или электронных таблиц.

Разработчики часто используют нечто подобное Кон([)ИГ}рационной Базе Даггных для контроля версий всех программшгх модулей. Некоторые платформы предоставляют такой вид контроля. Конфи-гзрашюнная База Дан1нлх может состоять из нескольких (1)изически раздельных баз данных, которые вместе составляют единое логическое целое. Рекомендуется оптимально интегрировать различные источтпси Конфигурационшлх Дан]И11х.

Confisuration Manasement Data Base - CMDB.

460�



Не следует путать Копфигурационную Базу Данных со сюишскими или инвентаризационными базами данных. Такие программы предоставляют только ограниченную информацию о действующем аппаратном и программном обеспечении, сетевых компонентах и компонентах среды. Кроме того, Конфигурационная База Данных (CMDB) демонстрирует, какой должна быть инфраструктура, если все идет по плану (см. также Управление Измене1п1ями), включая документацию. Данные в базе CMDB фактически представляют авторизованную Конфигурацию Инфраструктуры. Список расхождений (дельта) между бухгалтерскими и Конфи1-ура1ню1П1ымп Базами Данных является источником ценной информации.

Управление Конфигурациями не следует путать с Управлением Активами.

•Управление Активами - это бухгалтерский процесс мониторинга амортизации активов, чья закупочная цена превышает определенную величину. Мониторинг ведется путем учета закупочных цен, амортизации, месторасположения активов. Эффективно работаюп1ая система Управления Активами может послужить основой для системы Управления Конфигурациями.

•5правлеиие Конфигурациями идет дальше, учитывая также ин()ормацию о взаимоотношениях мелсду Конфигурационными Единицами и решая задачу стандартизации и авторизации единиц CI. Управление Конфиг)рациями также контролирует информацию о статусе ИТ-компонентов, их расположении, ггроизведепных в них изменения и т. д.

6.2. Цель процесса

Цель П1Х)цесса Управления Конфигурациями - содействие в Управлении Значимостью ИТ-услуг (сочетание требований зака,зчика, качества и затрат) путем поддержки логической модели ИТ-инфраструктуры и ИТ-услуг и предоставления информации о них другим бизнес-процессам. Это достигается посредством идентификации, мониторинга, контроля и предоставления информации о Кон-фиг}рацион1п.1х Едштцах и их версиях. Задачами данного процесса являются:

•точная регистрация детальной информации об ИТ-компоиеитах и услугах, предоставляемых организацией;

•предоставление точной информации и документации для поддержки других процессов сервис-менеджмента.

6.2.1. Преимущества использования процесса

Управление Конфигурациями содействует рентабельному предоставлению высококачественных ИТ-зслуг с помощью:

•Управления ИТ-компонентами - ИТ-компоненты являются крайне важным элементом при предоставлении ИТ-услуг. Каждая услуга включает одну или несколько Конфигурационных Единиц, и процесс Управления Конфигурациями контролирует, что происходит с этими единицами.

•Повышения качества коммерческих услуг - процесс Унравле1тя Конфигурациями помогает в обработке изменений, выявлении и разрешении проблем и поддержке пользователей. Это приводит к сокрап1е![ию количества ошибок и, как следствие, к уменьшению расходов.

•Эффективного разрешения проблем - Управление Конфигурациями помогает в определении Конфигурационных Единиц, затронутых проблемой, и контролирует модификацию и замену этих элементов. Данный процесс также предоставляет ин({юрмацию о тенденциях, которая является также входной информацией для Управления Проблемами.

•Более быстрой обработки изменений - Управление Конфигурациями помогает в проведе1П1и бо.тее быстрого и точного анализа степени влияния, поэтому изменения могут быть реализованы быстрее и эф({)ективнее.

•Лучшего контроля аппаратного и программного обеспечения - распространение пакетов программ по возможности нужно объединять с установкой (распространением) аппаратного обеспе-чеши! и проведением предварительного тестирования. Конфигурационную Базу Данных и Базис-

Economic value.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [ 23 ] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72]