Степень юздействия
Срочность
Приоритет
Расчет:
•люди
•ресурсы
•время
Рис. 4-2. Определение степени воздействия, срочности и приоритета
СтснеШ) воздействия и срочность также могут сами меняться во времени, например при росте kojhi-чества пользователей, подвергшихся воздействию инцидента или в критические моменты времени.
Степень воздействия и срочность могут быть объединены в мат])ицу, наирмер, как показано в т-абл. 4.1.
СТЕПЕНЬ ВОЗДЕЙСТВИЯ
Приоритет --" -- Время разрешения | Высокая | Средняя | Низкая |
Высокая | Критическими..--- ..-- < 1 часа | Высокий ....-.- ...---<. 8 часов | Средний ..- --<i 24 часов |
Средняя | Высокий ..-.- ,.,.--< 8 часов | Средний .„.. „..--< 24 чесов | Низкий .....-- ,..--< 48 часов |
Низкая | Средний ..- ..----< 24 часов | Низкий 48 часов | Планирование,..--- -Таплан. роеаю |
Таблица 4 1. Пример системы кодирования приоритетов Эскалация
Если инцидент не может быть разрешен первой линией поддержки за согласованное время, необходимо приг5лечение дополнительных знаний или полномочий. Это называется эскалацией, которая п)оисходнт в соответствии с рассмотренными выше приоритета.мн и, соответственио, временем разрешения инцидента.
Раз;н1чают функциональную и иерархическую эскалацию:
•Функциональная эскалация (горизонтальная) - означает привлечение 6ольи1сго количества специалистов НЛП предоставление дополнительных прав доступа для ])азреп1е1Н1Я инцидента; при этом, возможно, происходит выход за пределы одного структурного ИТ-подра.зделеиня.
•Иерархическая эскалация (вертикальная) - означает вертикальный переход (на более высокий уровень) в рамках организации, так как для разренгения инцидента недостаточно организацио1И1ых полномочий (уровня власти) или ресурсов.
Задачей Руководителя Процесса Управления Инцидентами является заблаговремеш-ioe резервирование возможностей для функциональной эскалации в рамках линейных подразделений органигйции так, чтобы разрсп1енис инцидентов не требовало регулярной иерархической эскалации. В любом случае, линейные подразделения должны предоставить дчя этого пронесса достаточное ко.шчество ресурсов.
Первая, вторая и п-лииия поддержки
Вьнпе была изложена маршрутизация инцидента, или функциональная эскалация. Маршрутизация оп-редшиются требуемым у)ювием знаний, полномочий и срочностью. Первой линией поддержки (иазыва-слк)11 также поддержкой 1-го уровня) обычно является Служба Sei-vice Desk, второй линией - подразделения, осу1цествляюпц1е Управление ИТ-инфраструктурой, третья - отделы разработки и архитек-ту)ы программного обеспечения, и четвертая - поставщики. Чем меньше организация, тем меньше в ней yX)BHcii эсгалации. В больших организациях Руководитель Процесса Управления Иттдептамн можгт нагшачнть Координаторов инцидентов в соответствуюпи1Х подрасаделениях для поддержки своей де>тгельности. Например, координаторы могут играть роль пнтерфе11са между процессной деятельно-
4. УПРАВЛеИИё ИНЦИДЕНТАМИ
стью II линейными организационными подразделениями. Каждый из иих координирует деятельность собственных групп по;у1ержки. Процедура эскалации графически представлена на рис. 4.3.
Первая линия помержки
Вторая линия помержки
Обнаружение и региарация
Классификация, началжая помержка
Привязка
Разрешение
Закрытие инцидента
Рис. 4.3. Эскалация инцидента (источник: OGC)
4.2. Цель
Целью Процесса Управления Инцидентами является скорейшее восстановление нормального Уровня Услуг, оиределенного в Соглашении об Уровне Услуг (Service Level Agreement - SLA), с минимальными возможными потерями для бизнес-деятельности организации и пользователей. Кро.ме того, Процесс Управления Инцидентами должен вести точную регистрацию инцидентов для оценки и совершенствования процесса и предоставления необходимой информации для других процессов.
4.2.1. Преимущества использования процесса
• Для бизнеса в целом:
-своевременное разрешение инцидентов. ведуи1ее к уменьшению потерь для бизнеса;
-повышение производительности работы пользователей;
-независимый, ориентированный на потребности заказчика мониторинг инцидентов;
-доступность объективной информации о соответствии предоставляемых услуг согласованным договоренностя.м (SLA).
• Для ИТ-организации:
-улучшенный мониторинг, позволяющий проводить точное сопоставление уровня производительности ИТ-систем с соглашениями (SLA);
-эффективное руководство и мониторинг выполнения соглашений (SLA) на основе достоверной информации;
-эффективное использование персонала;
-предотвращение потерь инцидентов и Запросов на Обслуживание или их неправильной регистрации;
-повышение точности информации в Кон(})игурационной Базе Данных (Configuration Management Database - CMDB) за счет ее проверки при регистрации инцидентов в привязке к Конфи-1-урационным Единицам (Configuration Item - CI);
-повышение удовлетворсности пользователей и заказчиков.
4. УШАШАЕНШ ИНеДИДЕНТАМИ
Отказ от использопапня Процесса Управления Инцидентами может привести к следующим отрицательным последствиям:
•инциденты могут быть потеряны или, наоборот, необоснованно восприняты как черезвычайно серьезные из-за отсутствия ответственных за мониторинг и эскалацию, что может привести к снижению общего уровня обслуживания;
•пользователи могут перенаправляться к одним и тем же cnenHajuicTaM «по кругу» без успешного разрешения И1ии1дента;
•специалисты могут постоянно отрываться от работы телефонными звонками пользователей, из-за чего им становится трудно эффективно выполнять свою работу;
•могут возникать ситуации, когда несколько человек будут работать над одним и тем же тнищден-том, непродутсгивтю теряя время, и примут противоречивые решения;
•может ои1ущаться недостаток информации о пользователях и предоставляемых услугах, необходимой для принятия руководящих решений;
•из-за указанных выше возможных проблем затраты компании и ИТ-организации на поддержку услуг будут выше, чем реально требуется.
4.3. Процесс
На рнс. 4.4 показаны входы и выходы процесса, а также виды деятельности, которые охватывает этот процесс.
Служба Service Desk
инциденты
Контроль работы серверов
Контроль работы компьютерных сетей
Процедуры
Друше источники инцидентов
Выходы: решения (resolution) и обходные п/ти (work-arourvj)
Запросы на
обслуживание
маршрутизация и ллониторинг ▼
Данные об
Детальная информация о Конфигурации
Конфигурационная База Данных (CMDB)
| Инциденте | Управление Проблеллами |
Процесс Управления Инциденташ: | |
Обходные пути Запросы на Изменение (RFCs) |
□ Обнаружение и регистрация | |
|
□ Классификация и первая линия | | Управление Изменениями |
поддержки | Решения |
□ Привязка (Matchina) | |
□ Расследование и диагностика | | |
Отчеты | Управление |
□ Решение | | Доступностью |
и восстановление | | |
□Закрытие инцидента □Владение инцидентом. | | |
Отчеты | Управление |
мониторинг. | | Мощностями |
отслеживание и | | |
информирование (коммуникации) | Отчеты | Управление Уровнем Сервиса |
| |
| Параметры |
| соглашений SLA | |
Рис. 4.4. Положение Процесса Управления Инцидентами