назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [ 45 ] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57]


45

в рассмотренном выше примере соглашения о свопе между IBM и Всемирным банком процентные ставки, используемые для осуществления платежей по свопу, являются фиксированными. Такой своп называют еще валют-но-процентным свопом с фиксированной/ фиксированной ставкой.

Вместе с тем в некоторых валютно-процен-тных свопах используются и плавающие ставки для одной или обеих валют. Такие свопы называют кросс-валютными. Например, в кросс-валютном свопе с фиксированной/плавающей ставкой фиксированный процентный платеж в одной валюте обменивается на плавающий процентный платеж в другой валюте.

Особенности

валютно-процентных свопов

Валютно-процентный своп обычно предполагает обмен валютами между контрагентами в начале срока сделки и в его конце. Если в начале срока сделки обмен не производится, то он должен произойти при закрытии сделки. Обмен основными суммами влечет за собой появление дополнительного кредитного риска.

Процентные платежи обычно осуществляются сторонами в полном объеме.

Процентные платежи по двум валютам могут исчисляться по фиксированной или плавающей ставке для обеих ва\ют или по фиксированной ставке для одной валюты и плавающей для другой.



Товарные свопы

Наибольшее распространение среди товарных свопов получили простые внебиржевые соглашения по обмену фиксированного риска на плавающий. Это чисто финансовые сделки, не предусматривающие поставку физического товара.

Товарный своп - это соглашение между сторонами, согласно которому по меньшей мере одна серия платежей определяется ценой товара или товарным индексом.

Товарные свопы используются многими потребителями и производителями товарно-сырьевой продукции в целях долгосрочного хеджирования от роста цен. Например, производители хлеба и печенья хеджируют цены на зерно, а авиакомпании - цены на авиационное топливо.

Со времен войны в Персидском заливе 1990- 1991 годов на рынках деривативов значительно выросла роль фиксированных/плавающих энергетических свопов на нефтепродукты.

Производители и потребители товарно-сырьевой продукции нередко заключают долгосрочные контракты на покупку или продажу, в которых цена поставки зависит от котировки индекса. В этой ситуации цена поставки становится известной лишь в момент поставки или незадолго до его наступления, что ведет к возникновению существенного плавающего ценового риска.

Ниже приведен пример, показывающий, как работает товарный своп, а именно энергетический своп.

Пример: простой товарный своп

Авиакомпании XYZ необходимо зафиксировать или установить цену билетов на год впе-\ ред, чтобы прогнозировать бу-

дущие доходы. На стоимость топлива приходится около 35% эксплуатационных расходов авиакомпании, поэтому колебания цены могут серьезно повлиять на ее прибыль при фиксированной цене билетов. Кроме того, авиакомпании стремятся покупать топливо по долгосрочным контрактам с помесячными поставками. Такие контракты гарантируют поставки, однако цена поставки устанавливается на основании средней месячной котировки индекса. Обычно используются котировки Platts, независимой торговой площадки по нефтепродуктам.

Итак, авиакомпания XYZ имеет фиксированный доход от продажи билетов, но ее эксплуатационные издержки могут колебаться в широких пределах. Каким же образом она может устранить или снизить этот плавающий ценовой риск?

Существует множество деривативов, которые авиакомпания может использовать для хеджирования своего риска, например фьючерсы и опционы. Однако наиболее удобный из них - энергетический своп, поскольку это долгосрочный внебиржевой инструмент, обладающий необходимой гибкостью.

Авиакомпании часто входят в двухлетние свопы с периодичностью выплат раз в полгода, при этом они либо сами платят, либо получают натшчные платежи в зависимости от величины индекса цен на топливо Platts. Своп определяет количество топлива, которое авиакомпания либо должна принять по поставке, либо купить на спот-рынке.

Входя в энергетический своп, авиакомпания надежно фиксирует цену топлива на два года.



Товарный своп работает следующим образом.

а) Авиакомпания входит в своп с банком

Авиакомпания, несущая плавающий ценовой риск, покупает энергетический своп у банка AYZ и соглашается заплатить ему фиксированную цену в обмен на серию платежей в течение срока действия свопа. Продавец свопа, банк AYZ, соглашается осуществлять в пользу авиакомпании гарантированные платежи на основе индекса цен на топливо Platts в каждый из расчетных периодов.

Платеж на основе индекса Кцен на топливо Platts

Фиксированный платеж

б) Контрагенты обмениваются платежами

Вычисляется нетто-разница между платежами, которая выплачивается наличными либо авиакомпании, либо банку. Если цены на топливо идут вниз, то авиакомпания извлекает выгоду из более низких спот- или контрактных цен, однако выплачивает банку разницу между фиксированной и плавающей ценой.

Когда цена на топливо растет, авиакомпания платит за него больше, но получает от банка разницу между фиксированной и плавающей ценой. Эти платежи компенсируют рост стоимости топлива.

В целом энергетический своп позволяет авиакомпании фиксировать свои издержки. Этот процесс иллюстрирует следующий рисунок.

Покупка топлива по спот-цене или контрактной цене на основе индекса Platts

Цена топлива падает до 8 долларов

XYZ платит AYZ фиксированную цену в 10 долларов

Цена топлива возрастает до 11 долларов

XYZ платит AYZ 2 доллара - чистую разницу между причитающимися к платежу

10 долларами и полученными 8 долларами.

XYZ платит 8 долларов за топливо.

Итоговая стоимость топлива для XYZ = 8 + 2 3 10 долларов

XYZ получает 1 доллар от AYZ - чистую разницу между причитающимися к платежу 10 долларами и полученными 11 долларами.

XYZ платит 11 долларов за топливо.

Итоговая стоимость топлива для XYZ s 11- 1 = 10 долларов

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [ 45 ] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57]