назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [ 2 ] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50]


2

Эмитен

Начальна

инаести-ция, дол. США

Стоимость акции на 1 оюлбря 1997 года, дол. США

Коли-акций

14ена акции на 1 алреля 1998 год а, дол. США

Стоимость портфеля акций на 1 апреля 1998 года, дол. США

Суммарный доход, дол. США

1000

36,6875

807,125

-192,875

Microso ft

1000

90,375

1265,25

265,25

Итого;

2072,25

72,375

Проанализировав вышеприведенные примеры, можно сделать S выводов относительно инвестиций вообще и вложения среде IB, в частности. nqtBoe. Инвестиции дают хороший способ защитить свои средс1ва от инфляции и получить неплохой доход.

Второе. Инвестиции не всегда приносят доход, но 1акже бывают убыючными

Третье. За инвестициями необходимо следп1ь, чтобы учитывать ах деловой активности как единичных предприятии, так целом, а следовательно, инвестициями необходимо управлять.

Четвд»тое следс1вие уже ие так очевидно след>-ет из описанных примеров, но для того чтобы акции имели цену, необходим развитьш фондовый рьшок. обеспечивающий свободный и безусловный дос1уп на него любой категории инвесторов. Такой рьшок в насюящее время функционирует в СП1А.

Пятым выводом может быть соображение, что для осуществления инвестиции и управления портфелем необходим некоторьш запас базовых знании, позволяющий инвесторам и вообще деловым людям разговаривать на одном языке и понимать

друг друга. Иоиолнению этого запаса знании и посвящено дальнейшее

ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ЦЕННЫХ БУМАГ

Экономическая теория дели1 весь товарный мир на две группы: собственно товары (яа1ериальные блага, усл>ти) и деньги. В свою очередь, деньги могуч быть просто деньгами и КАШГГАЛОМ, т. е. деньгами, которые ириносят новые деньги. В отношениях, которые складываются на товарном рьшке, всегда существует иотребность передачи денег и товаров от одного участника рьшка к другоиту. Эти отношения определенным образом фиксируются, оформляются и закрепляются.

В смысле вышесказанного ценная бумага - это такая форма фиксации рьшочных отношении межд>- участниками рынка, которая также и сама является объектом этих отношении То е сделки или какого-либо соглашения межд>- его уча передаче или куиле-продаже ценной бумаги в обмен на деньги или на товар.

Однако ценная бутяага - это не деньги и не laaiepnanbHbm товар. Ее

ценность состоит в правах, которые она дает CBoeniy владельцу. Последний обменивает свой товар или свои деньги ив ценную бумагу только в том сл>-чае, если он уверен, что эта бумага нпч)чь не xj-же, а даже лучше (во всяком сл>-чае - удобнее), чем сами деньги или товар. Поскольку и деньги и товар в современных условиях, по сути, разные

формы существования Kanniana, то экономическое оирелеленне ценной

бумаги можно выразить след>-ющим образом:

Ценная буяика - это форма существования кашиала, отличная от

его товарной, производи 1ельнои и денежной форм, которая можм

передаваться вместо него самого, обращаться на рьшке как товар и



приносить доход. Cj-ib ее состоит в том, что у владельца капитала сам KBHHian отсутствует, но имеются все нрава ив него, которые и зафиксированы в форме ценной бумаги. Кроме этого, ценная бутяага - это особый товар, который обращается на особом, своем собсг рынке - рынке ценных бумаг, но не имеет ни вещественной, денежной потреби 1ельной стоимости, г. е. не является ин физичес товаром, ин услугой.

Ценная бумага выполняет ряд обшествеино знаншйых функций:

-иерераспределяет денежные средс1ва (капи1алы межд>-: отраслями и сферами экономики; территориями и странами; группами и слоями населения; населением и сферами экономики; государством и т. п.;

-предоставляет определенные дополни!ельные нрава! дельцам, помимо права на капитал. Например, право научает управлении, право на соответствующую информацию, право первоочередность в определенных ситуациях и т. д.;

-обеспечивает иолучеине дохода на капи1ал и (или)

Как любая экономическая ка1егория, ценная бутяага hi ответствующие характеристики: временные, пространс1В1 рыночные. Рыночные характеристики включают: фориту владения, выпуска, характер обращаемости и степень риска вложений в дант-ю ценную бумагу, фориту вьи1ла1ы дохода и др..

Ценная бумага обладам рядом cboucib, которые сближают ее с деньгами. Ее главное свойство - это возможность обмеив на деньги в различных фортяах (гт>тем иогашения, куили-гтродажп, иереусгупки их. д.). Она может использоваться в расчегах, быть гтредметом залога, храниться в течение ряда лет или бессрочно, передаваться ио наследсгву, сл>-жигь подарком ИТ. д.

По форме выпуска ценные бумаги деляг ся на:

-документарные (выпускаемые в бумажной форме) ценные бумаги и бездогд-ментарные или безбумажные ценные бумаги;

-именные ценные бумаги (имя владельца которой фиксируется на бланке ценной бумаги и (или) в ее реестре собственников) и гтредъявительские ценные бумаги (имя владельца которой не фиксируется на ней самой, а ее обращение не требует никакой регисграции);

-ордерные ценные бумаги (сочетающие черты именных и гтредъявительских ценных бумаг).

С>тцествующне в современной мировой гтракгике ценные бумаги деляг ся на два больших класса:

-основные ценные бумаги:

-гтроизводные ценные бумаги или деривативы.

Основные ценные буяикм - это ценные бумаги, в основе которых лежаг имущественные гтрава на какой-либо актив, обьтчио на товар, деньги, канигал, имущество, разлггчного рода ресурсы и др. Основные ценные бумаги, в свою очередь, можно разбить на две подгруппы: иервычные и етори*тые ценные бумжи.

Первичные ценные e.wKU основаны на активах, в число которых не аходят сами ценные бумаги. Это, например, агшпи, облигагши, векселя, закладные и др.

-Втори*е1ые ценные буликм - это ценные бумаги, выпускаемые на основе первичных ценных бумаг; это ценные бумаги ив сами ценные бумаги: BafpaHTbi на ценные бумаги, депозитарные расписки и др.

ПротзвоО/шя ценная бумага или Оермвашме - это бездокументарная форма выражения имущественного гтрава (обязагельсгва), возникающего в связи с изменением ценьт лежащего в основе данной ценной бумаги бгфжевого актива К гтроизводным ценньтм бутяагам относятся: фьючерсньте контракгы (товарньте, валютньте гтроцентньте, нидексньте и др.) и свободно обращающиеся опционьт.

Рассмотрение более подробной классификацин ценньтх бумаг авторьт не считают необходшяым в ратяках данной книги, т. к ценньте бумаги, когорьте нас интересугот в дальнейшем - это агщпи и оиционьт.



в мировой практике акцией называется вид ценной бумаги, закрепляющий право владельца на единичный вклад в уставный капитал акционерного общества с вытекающими из этого правами. Вопросы, связанные с обращением акций, размещением денежных средс1в в акхцгах, нифрасЕрукЕ-рой рынка акций будут кратко расс1яа1риватъся в дальнейшем. Отцяоиом называется вид производной цепной бумаги, дающий право купить или ирода1ь данную акцию ио заранее оговоренной цене. (Подробнее опционы буд>-1 описаны в главе «Что зивчит играть ив бщкке».)

ФОНДОВЫЙ РЫНОК США

Приступая к написанию данной главы, авторы испытывали большой соблазн увести читателя в эксеурс по истории с1ановле-ния и развития американского фондового рынка и напоследок поразить его данными по совокупной капи1ализации и оборотам ведущих американских бирж. Но по зрелоиту размышлению решили ие перегр>-жа1ь книгу избытком данных. Если уважаемьш читатель желает ознакомиться с историей американского фондового рынка, то к его услугам монографин по истории развития американского рынка ценных бумаг. А цифр, иожати, хватит, если чита1ель решится погрузиться в пучину этого самого рынка. Поэтоиту мы остановимся ив С1руктуре, сложившейся к насюящеиту моменту, а это три сегмента рынка ценных бумаг:

-внебиржевой (первичный),

-вторичный рынок (б1фжевои) ценных бумаг,

-атакже внебиржевой («уличный»)рынок.

Первичный (внебиржевой) рынок - это рынок размещения. Он охватывает, в основном, новые выпуски цепных бумаг корпорации как акции, так и облигации. Иными словатяи, через первичный рынок осуществляется финансирование ироизводс1венного процесса, здесь корпорации получают необходшяые им денежные ресурсы.

На вторичном (биржевом) рынке происходит обращение j-же существующих выпусков ценных бумаг, именно через биржевой торговли не только крупные нивестнцнонные н фин HHCTHiyibi, но и мелкие и средине инвесторы получают доступ к ценным бумагам американских и иностранных эмитентов. Биржевой рынок о функции: от функции иерераспределения контроля купки крупных пакетов акции компании до функции индикатора состояния дел отдельного этшиента, отдельных отраслей и экономики в целом. Но разбор всего многообразия функции биржевого рынка на является задачей данной книги.

Первичный (внеб1фжевои) оборот, как и биржа, обладает собственными методами гсрговли ценными бумагами, лигахщями. В настоящее время основными методатяи являются прямое (частное) размещение (direct Qtiivate) placement), позволяющее осуществлять пря1а>-ю связь межд>- эмитентом ценных бумаг и их покупателями, и пувличный метод (IPO - Initial Fnblic Offering), Однако единственным организующим иосрединком здесь выступают инвестиционные банки. 3ih методы внебиржевого оборота в основном и используются в С1ПА, при некотором с прямого метода относительно публичного размещения в

е время.

В дальнейшем под «бщккеп», а также «рынком» мы будем и не какое-то конкретное место торговли ценными бумагатяи (например. Нью-йоркская Фондовая б1фжа), а всю совокупность 1аких торговых площадок на территории США.

Б1фжа. не смотря ив многочисленные попытки (особенно после щирокого распространения компьютеров и компьютерных сетей) поколебать ее монопольное положение, как организатора ведения торгов ценными бумагами, по-ирежнеиту остается наиболее удобным, комфортным и ирисиособленным местом для ведения такой торговли. Эю обьясняется и длшельной историей развития биржевой торговли ценными бумагами, и обесиеченностью быс1рой и квалифицированной

[Старт] [1] [ 2 ] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50]