назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [ 17 ] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50]


17

Ценя акции Доход на акцию

Р/Е ratio =

Еслп акцпя -Microsoft- имеет рыночную с в 60,00 долл., то ее Р/Е составит $60,00/$2,63 и может расцениваться г отрасли или от среднего его значения на фогщовой бирже. Если биржа, на которой обращаются акции, имеет в среднем Р/Е =12 для всех компаний, то 22,81 будет считаться очень высоким коэффициентом, хотя и не экстраординарным.

Дохобиосжь (реяшаоелгмоешь) собствеимого канита:ш (КеШгя On Едн&р) ряиив:

Чистая прибыль (доход) Nel profit (income) Собственный капиталStockhcdders* Equity

Обьино этот показатель означает доход на обыкновенные акции. Еслп компания выпускала иртшилегировантые акции, аналитик может рассчитать доход иа весь собствеппый капитал и доход иа обыкиовеппые атщии - используготся оба показателя. Важный вопрос при анализе данного показателя иа какой момент времени учитывать собственный капитал: на начало, на конец периода пли же брать среднюю в Большинство аналитиков согласно, что лучшую основу для i обеспечттвает средняя велггчниа собственного капитала Однако растет число тех, кто считает, что наибольшее значение имеет остаток собственного капитала на начало периода, поскольку это как раз та база, которая генерирует доходьт. Тем не менее наиболее распространеииьтй способ расчета: деление чистой ирибьши за год на среднюю величину собственного капитала иа начало н конец года При условии пот-чепия доступа к соответствующей информации доход на собсгвенньтй капитал может быть уточнен путем усреднения квартальньтх или месячньтх сумм

Птлиателъ выплаты бывшбендов (Firpont BaUo - PB) характеризует долю прибыли иа акцию, которая распределяется фирмой в качестве дивидендов, или долю чистого дохода, вьтплачттваемого как дивндеттдьт. Этот коэффициент зависит от струкгурьт акционерного кагштала фирмьт, отрасли, к которой отиосится компания, и перспектттв роста фирмьт. Обьтчио молодые, быстрораст)чцие низкие дивндеттдьт, если вообще их вьттшачттвают, компании в традициоиньтх отраслях стремятся шн дивндеттдьт

Дивиденды

Показатель выплаты ~

дивиле1иов (PR)Чистый доходNet Income

Показатель выплаты дттвндеидов, равттьтй 55°о, считается достаточно

и отражает зрелость отрасли. Уйелыааы вес т Еи to Assets) - г

зирмьт.

Удельный вес акцно- = мерного капиталаОбщая сумма аю-ивов

Общая сумма амщонднюго мпитала сумма atcTHBoi

Total Equity

Equity to Assets =----

Total Assets

для «Майтфософт» составляет (табл. 5) $10 777 / $14 387 = 0,74.

Пивесгор, вкладьтвающий средства в акционерньтй



1И, чувствует себя «безопаснее», если этот показатель стриши ся к теоретическоиту пределу, равиоиту 1,0, noroRiy что при этом фирма ие имеет обязательств. Тем ие менее сегодня на финансовом рынке считается, что фирма должтга использовать определеитый уроветп. долга как элемента структуры капитала, необходимого для иодьема доходов фирмы.

Cj-тцествует и другие показатели деятельности компаний, некоторые из которых иртшедеты в Приложении 3, другие можно найти в литературе, но большая часть доступна прямо из отчетов фирмы, а их интерпретация определяется здфавым смыслом.

ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ

Соотношения, вытекающие из финансовой отчетности, дают ь оценить деятельность фирмы. Однако иртшедентые вьште имеют смысл только тогда, когда они могут быть с чем-то сравнимы. Процентные изменения (PerceMtage Change разлттчных компонентов финансовой отчетности также являются источником информации для исследователя и также требу тот сравнения. 1 ори 10нта.чы1ые и/нщентные ы мененыя (Ilorizimlal Peneutage Chmgei) характериз>-тот изменения отдельных комнонентов финансовой документации ио годам. Например, горизоитальньщ анализ отчета о доходах «Майкрософт» растфывает след>-ющие изменения с 1996 ио 1997

Чистая 1»:л-. --s ит р<- чизации (Net R< -30 98

Oi&etTOHMjCTb (иелизованной npoj ции (lusr ut Goo Sold)-8 6

Ваповая прибыль(Gniiss PiuM)47 11

Общие псоизваюнные Dewi»=i (Тд01*Л)ега1*К1 EmgnvrA11.35

J>-- л UT пpa1.:.»•t>••aУнoй дечтепьносщ ((«МКв1псогв1ЬЫШ

Чистый Ди ид (Net Inccme)57 35

Очевидно, что такие показатели деятельности корпорации ие могли остаться иезамечентыми итшесгорами, что, кстати, и отразилось на росте тсурсовои стоимости акций «Microsoft» в начале 1998 г.

Пе/тмт.чы11.ш шроцентюаы анаяыз (I erdcat PerceMbige AmUysis) характеризует изменения другого рода В этом вт компонент (обьино обьем реализации) выбирается в для выражения других комнонентов. Вертикапьтый анализ отчета о доходах «Матпфософт» за 1996-1997 гг. выглядит след>-ющим образом:

Компоненты в % от объема выручки

npojywjiHCCtstutiJilii*)) 1370 < .5

Ваповая прибылb(Gn:iss Picflt)8546 9044

бщиепсоизвМСЖНные! rt ы(Т " )erat j Е i - - ) О 54 83

ДШй итосновиой дечтепьносп! (Operating Income)3549 45 16

Чистый д.:«:.дffrtlnc.:-ne)2531 3041

Изменения в показателях, которые выявились в ходе процеитиого анализа, порождают вопросы, иа которые исследователям требуется найти ответы. Например, компания снизила свои ироизводственные расходы на



9,67"Ь от обьема реализации. Почеиту ее чистый Доход возрос только иа 5,1ь вьфз-чки от реализации? Впрочем, для такой огромной корпорации и это, вероятно, неплохо.

Как отмечалось ранее, одна нз основных целей финансового учета сосгоит в обеспечении сравнимости финансовой отчетности. Эга сравнимость возможна ие только в рамках фирмы, но и между фирмами и отраслями, а также за ряд лет.

Анализ теибетш - Многих исследователей интересует, как развивапась деягельносгь компании в течение нескольких лет. Подобное ретроспекггшное исследование проводится для выяснения ;гого, как руководство фирмы справлялось со своими обязанностями в прошлом, а также в качестве основы для прогноза его поведения в будущем. Если важными считаются ежегодные изменения, то еще более вв иметот исследования тенденций развития. Одни из способов в тенденций - сравиепие разлттчиых показателей в последовательные годы. Такой анализ отличается от представ ленного выше процентного

! - Пгшесгор, как правило, выбирает (

ределеиную отрасль, в которую ои памереи вложить капитал; более того, он должен выбрать определенную компанию и, обьино, желает знать, как его фирма выглядит пафопе комианий-коитсурейтов. Подобные ситуации иорождают необходимость «межфирменного» анализа - сравнения разлпчиьтх комиаинй. Приемлема та же методика, что и при вгт>трифирмеииом анализе. При этом наиболее плодотворгтьт сравнения компании одного размера Необходимо гакже иомнить о разлттчиях в X учета, используемьтх в

:. Наконец, прежде чем сделать свои заключения, вы должш>т D разлттчньтх стратегиях, которьтх придерживаются . Наттример, одна компания стремится производить как можно более дешевьти товар, полагаясь нареклата)- своей продукции. Ее когпд-реит, наттротив, делает ставку на очегть дорогую продукцию, которая, как ои считает, денствнтельно иргтвлечет потребителей своим качеством. Обе эти комиатши могут быть одного размера, иметь равньте обьемьт доходов и реализации и в то же время резко отличаться ио [е расходов, показанных в нх отчетах о доходах. Ср.2вччи срчсч11р2слбыш1 !1С:2:.2111п.1Ш1 - Чрезвычайно сравнения показателен компании со среднеотраслевыми показателями. Отраслевые показатели достуиньт иа страницах Питериет, прииадлежацих разлпчиьтм коисалтииговьтм и реитинговьтм (см. далее) агентствам, а также иа серверах разлттчньтх отраслевьтх ассоциации и обьедниении. Нх элекгроиттьте адреса можно отьтскать с помощью моторов поиска Однако необходимо сознавать, что в отраслевьтх показателях усреднено исиользоватше ржгтгчньтх методов б>-хгалтерского учета Тем не менее, сравнение состояния деятельности фирмьт с отраслевьтми дагшымн при финансовом исследоватпти имеет для фирмьт такое же зиачепие, как стоимость ее облигаций и тсурс ее атщий иа "Уолл-стрит.

Никакой фипансовьти аттализ ие может считаться полным, если ои сосгоит из одних цифр. Количесгвеиттьти анализ должен быть сбаттанспрован с серьезньтм рассмотрением всего пакета проблем, влтгяющнх иа деятельпосгь компании. Важно, чтобьт исследователь понимал, как изменения общих пропорции во всем хозяйстве и пропорций по секторам экономики буд>т влтгять на отрасль в целом, и фириту в часгносги. Изменения уровня цен, досгуиносги сьтрья и материалов, ставок процента могут иметь для фирмьт очетть важньте последствия.

о исследование того, как фирма вела себя в прошлом, когда с иодобпьтми измеиепиями. Не менее важным аспектом, чем общезкономнческие предпосьшкгт, является учет когпд-реиции в отрастгп и оценка того, что компания определяет как «ключ к ycnexj--. Компания должна зиать о том, какой у нее есть «ключ к ycnexj--, даже если до сих пор она иметта достаточно «скромную» репутацию. Качествеиньтй анаттиз должен предшествовать колпчесгвеииоиту, поскольку с его помощью мож но опредеттить тфуг проблем и показателей, представляющих паттбольший

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [ 17 ] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50]