назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [ 47 ] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76]


47

Облигации под общее обязательство (general obligation bonds) подкреплены «признанием и доверием», а следовательно, и всеми налоговыми полномочиями учреждения-эмитента. Большинство облигаций такого вида выпускаются организациями с неограниченными полномочиями по взиманию налогов, хотя в некоторых случаях они все же должны соблюдать ограничения, установленные на сумму налогов или налоговую ставку (или на то и другое).

Облигации под доход от проекта (доходные облигации) (revenue bonds) обеспечиваются либо доходом от планируемого проекта, либо доходом соответствующего органа управления или учреждения, либо средствами от сбора определенного налога. Во многих случаях эмитентами таких облигаций являются учреждения, которые надеются продать свои услуги, погасить издержки и после этого иметь достаточно средств для погашения долга. За исключением предоставления некоторых монопольных прав, правительства штатов и местные органы власти могут не оказывать поддержки такому эмитенту. Степень надежности этих облигаций отражает состояние дел на предприятии, связанном с эмитентом.

Одни доходные облигации выпускаются для финансирования предприятий общественного пользования, принадлежащих местным властям, в частности систем водо-, электро- и газоснабжения и тп. Другие - для сбора средств на общественные нужды (например, на общественный транспорт). Некоторые облигации этого вида могут обеспечиваться специальными налоговыми сборами, которые взимаются с тех, для кого предназначается финансируемый с помощью таких облигаций проект (например, с тех, кто проживает на улице, на которой муниципальные органы устанавливают новую канализационную систему). Широкое распространение имеют облигации промышленного развития (industrial development bonds, IDB), выпускаемые для сбора средств на покупку или строительство промышленных сооружений, которые предполагается сдать в аренду фирмам на благоприятных условиях. Такие облигации позволяют снизить стоимость финансирования для тех компаний, которые решили разместить свои предприятия на той же территории, где находится эмитент облигаций.

Большая часть облигационных займов приходится на долгосрочные облигации, а различные виды краткосрочных облигаций выпускаются для удовлетворения срочной потребности в наличных средствах. Традиционно к таким видам относятся векселя со сроком до поступления налогов (TAN), векселя со сроком до поступления дохода (RAN), векселя со сроком до получения дотации (GAN) и векселя со сроком до поступления налогов и дохода (TRAN). В названии каждого вида этих бумаг отражен источник средств их погашения. Поэтому одни можно отнести к облигациям под общее обязательство, а другие - к облигациям под доход от проекта.

В последнее время муниципалитеты приступили к выпуску двух других видов краткосрочных обязательств. К одному из них относится освобожденный от налогов коммерческий вексель. Он подобен корпоративному коммерческому векселю, который выпускается с фиксированной процентной ставкой и сроком погашения, как правило, не более 270 дней. К другому виду относятся облигации с плавающей процентной ставкой, которая периодически меняется (обычно еженедельно) в соответствии с изменением рыночной процентной ставки. Более того, данные облигации обладают тем свойством, что инвестор может погашать их досрочно по истечении установленного числа дней после того, как он известил эмитента о своем намерении (например, через неделю после извещения).

14.5.3 Налоговый режим

Согласно двусторонней договоренности с федеральным правительством процентные выплаты по ценным бумагам, выпускаемым правительствами штатов и местными органами управления, освобождены от обложения федеральными налогами, а процентные выплаты по бумагам Казначейства и федеральных агентств (кроме FNMA) освобождены от штатных и местных налогов. Похожий порядок налогообложения доходов ус-



тановлен для краткосрочных и долгосрочных обязательств, которые являются изначально дисконтными ценными бумагами (как указывалось ранее, бумаги с нулевым купоном - это бумаги, которые при выпуске реализуются по цене ниже номинальной).

Иной налоговый режим установлен для купонных облигаций, которые при выпуске реализуются по номинальной стоимости, а затем на вторичном рынке покупаются со скидкой к номиналу По таким бумагам, называемым дискоитными рыночными облигациями (market discount bonds), инвестор получает доход не только от купонов, но и от разницы между номинальной стоимостью и ценой покупки. В отличие от выплат по купонам, которые освобождены от налогов, эта разница считается налогооблагаемым доходом в виде процентов (если облигация была куплена до 1 мая 1993 г, то эта разница облагается налогом с дохода от прироста капитала).

Интересным моментом в налогообложении муниципальных бумаг является также и то, что если инвестор проживает в том штате, где находится эмитент, то он, как правило, освобождается не только от уплаты федеральных налогов на процентные выплаты, но и от налогов штата. Более того, если инвестор живет в городе и платит подоходный налог, то, приобретая бумаги, выпускаемые местным муниципалитетом, он обычно освобождается от уплаты муниципальных налогов на процентные выплаты. Таким образом, жителю Нью-Йорк Сити, купившему ценную бумагу местного муниципалитета, не нужно платить ни федерального, ни штатного, ни муниципального подоходного налога на процентные выплаты. А в случае, если он приобретет муниципальную ценную бумагу, выпущенную в Калифорнии, то на процентные выплаты ему придется платить как подоходный налог штата Нью-Йорк, так и города Нью-Йорк. Хотя ставки подоходных налогов штата и города гораздо ниже ставки федерального налога, такой порядок налогообложения делает местные выпуски бумаг более выгодными с точки зрения величины реальной прибыли после уплаты налогов (преимущество, которое в некоторой степени компенсируется невозможностью создать достаточно диверсифицированный портфель).

Возможность избежать уплаты федерального подоходного налога на полученные проценты с муниципальных облигаций делает их привлекательными как для состоятельных частных инвесторов, так и для корпораций. А в результате, как показано на рис. 14.7, доходность муниципальных бумаг намного ниже, чем доходность налогооблагаемых бумаг\ Это приводит к тому, что издержки по обслуживанию облигационного займа для эмитентов муниципальных бумаг являются низкими, поскольку им таким образом фактически выделяются федеральные субсидии.

В течение многих лет эти субсидии используются для поддержания общественно полезной деятельности (хотя данная поддержка носит неявный характер). Например, частные университеты могут выпускать освобождаемые от налогов облигации для финансирования определенного рода нововведений, а частные фирмы таким же образом финансируют мероприятия по уменьшению загрязнения окружающей среды. Обычно такие облигации обеспечиваются только ресурсами эмитента, а участие правительства ограничено лишь предоставлением благоприятного режима налогообложения. Закон о налоговой реформе от 1986 г существенно сократил возможности предоставления льготного режима, что привело к появлению налогооблагаемых муниципальных облигаций (taxable municipals), обычно выпускаемых для финансирования проектов, которые не рассматриваются налоговым законодательством как важные и необходимые.

14.5.4 Рынок муниципальных облигаций

Муниципальные облигации обычно выпускаются как серийные облигации (serial bonds), которые погашаются в разные сроки: одна серия погашается через год после выпуска, другая - через два, третья - через три и т.д. Альтернативным этому является выпуск облигаций с единым сроком погашения (term bonds) либо смешанный - как облигаций



16 -

14 -

10 -

6 -

Облигации Казначейства с 30-летним сроком погашения

Муниципальные облигации Облигации корпораций

* IIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIII.....IIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIII

1983 1984 1985 1986 1987 1988 1989 1990 1991 1992 1993

Капендарные года

Рис. 14.7. Средние доходности долгосрочных бумаг с фиксированным доходом

(усреднение по месяцам)

Источник: Treasury Bulletin, September 1993, p. 68.

с единым сроком погашения, так и серийных. Эмитент, как правило, предлагает полный пакет облигаций на конкурсной основе различным гарантам его размещения. Затем победитель конкурса размещает облигации среди инвесторов по более высокой цене.

В отличие от облигаций корпораций новые муниципальные облигации не надо регистрировать в Комиссии по ценным бумагам и биржам перед их публичным выпуском*. Федеральное правительство оставляет регулирование их рынка в компетенции штатных и местных властей.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [ 47 ] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76]