назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [ 2 ] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22]


2

о,гоо

-•- \

Норма накопления

Норма производственного маопленил

Рис. 1

производства позволит резко снизить эту долю. Технический прогресс не всегда протекает гладко и равномерно: периоды преобладания экстенсивного типа развития, требующего больших вложений, сменяются периодами, когда главную роль играют интенсификация производства, лучшее использование имеющихся производственных мощностей. В первом случав норма производственного накопления возрастает гораздо быстрее, чем общая норма накопления, во втором - картина изменения показателей носит противоположный характер.

Эти своеобразные «скачки», однако, свидетельствуют не о наличии каких-то диспропорций в развитии экономики, а только о таком изменении пропорций, которое мол<ет быть предвидено и уложено в рамки сбалансированных народнохозяйственных планов.

Уровень и динамика нормы производственного накопления тесно связаны с одним из обобщающих показателей эффективности общественного производства - показателем фондоотдачи. Чем выше фондоемкость общественного производства, тем большее количество средств из национального дохода приходится направлять на увеличение основных производственных фондов и, следовательно, тем выше устанавливается норма производственного накопления. И наоборот, уменьшение массы средств труда, приходящейся на единицу выпускаемой продукции, означает, что высокий темп роста национального дохода может быть обеспечен меньшими средствами, а это, естественно, означает изменение пропорции между фондом потребления и фондом накопления национального дохода. Поэтому все факторы, действующие в сторону улучшения показателя фондоемкости, являются одновременно факторами изменения структуры накопления в пользу непроизводственного накопления, связанного с потреблением. Такое изменение структуры национального дохода без ущерба для темпов роста экономики означало бы рост благосостояния трудящихся, переход к вариантам менее напряженного экономического развития.

Повышение эффективности социалистического накопления - одна из важнейших задач развития народного хозяйства. Экономика социализма должна полностью использовать громадные преимущества перед капитализмом в области накопления и расширения производства, заключающиеся в отсутствии тормозящего эффекта диспропорций между самовозрастанием стоимости и потреблением. В настоящее время в социалистических странах норма производственного накопления гораздо выше, чем в главных странах капитализма. Такая норма накопления требует со стороны планирующих и хозяйственных органов огромного внимания к вопросам эффективности капиталовложений, продолжительности создания новых производственных мощностей, к проблеме осуществления технического прогресса через накопление.

Из таблицы 2 следует, что в СССР в период



1958-1965 гг. норма производственного накопления поддерживалась в среднем на уровне 20%. Правомерно поставить вопрос: насколько эта величина близка к наилучшему, оптимальному ее значению? Какая норма накопления обеспечивает оптимум накопления и потребления? Как определить и вычислить этот оптимум, если он существует? Ответа на эти вопросы ждут не только экономическая теория, но и практика планирования капитального строительства.

Когда речь идет о процессах оптимизации, предполагается, что оптимизируемый параметр имеет возможность вариации в определенных пределах. В противном случае постановка задачи как оптимизационной теряет смысл. Если, например, некоторое экономическое явление описывается с помощью системы п уравнений с п неизвестными и определитель системы не равен нулю, множество планов задачи сводится в точку, какие-либо изменения плана без изменения условий исключаются и оптимизационные постановки задачи оказываются невозможными. Поэтому далеко не праздным является вопрос: можно ли свободно варьировать норму производственного накопления?

Производственное накопление некоторого года по своей натуральной форме представляет собой, в частности, средства производства, предназначенные для создания новых мощностей в двух подразделениях общественного производства. Превращение оборудования, зданий, сооружений, созданных в этом году, непосредственно в предметы потребления, естественно, невозможно (если рассматривать экономику как систему замкнутую, т. е. игнорировать роль внешней торговли, посредством которой, конечно, можно существенно изменить соотношение между производственным и непроизводственным потреблением). Таким образом, накопление данного года предопределяется сложившейся структурой производства, которая в свою очередь зависит от накопления предыдущих лет. Однако процесс, конечно, не столь жестко детерминирован, так что изменение сложившейся производственной структуры на протяжении некоторого периода создает

предпосылки [i для изменения нормы накопления в будущем

Можно сказать, что процесс изменения нормы накопления обладает большой инерционностью. Крутые изменения показателя на коротком промежутке времени не только неблагоприятны, но и не всегда возможны.

Условием расширенного воспроизводства, как известно, является превышение чистого продукта, созданного в первом подразделении, над фондом возмещения второго подразделения общественного производства, т. е. неравенство I (y-f/n)>IIc. Величина накопления в конечном счете лимитируется размером этого превышения I (v + m)-II с. Поскольку I (v + m) - часть национального дохода, а Uc - часть фонда возмещения, становится ясным, что размер накопления в какой-то степени зависит от сложившейся структуры совокупного общественного продукта, а именно от соотношения в нем фонда возмещения и национального дохода. Если структура совокупного продукта изменяется в пользу национального дохода, возможности накопления расширяются. Если принять утверждение некоторых экономистов, что существует закономерность снижения доли национального дохода в совокупном продукте общества (что, впрочем, далеко не очевидно), то эта тенденция накладывает еще одно ограничение на изменение нормы накопления.

Утверждая тезис возможности вариации нормы накопления, следует всегда помнить об этих условиях, исключающих кардинальное, резкое изменение этого показателя за короткий период.

Некоторые советские экономисты считают, что при социализме действует закон оптимального сочетания накопления и потребления.

Является ли поддержание оптимальной пропорции между накоплением и потреблением проявлени-

Проблема управления нормой накопления рассматривается в главе IV.

См. А. Ноткин. Оптимальное сочетание накопления н потребления и норма накопления. - - «Проблемы политической экономии социализма». М., I960.



ем одного из специфических законов социализма, или это просто одна из сторон, одно из выражений закона планомерного, пропорционального развития народного хозяйства - вопрос этот, имеющий определенное научное значение, уступает, однако, по важности другому: как вычислить, как рассчитать оптимальную пропорцию между накоплением и потреблением? Термин «оптимальная», присоединенный к известным экономическим понятиям, налагает на исследователя, его использующего, вполне определенное обязательство: вычислить этот оптимум или по крайней мере нащупать его некоторые свойства и особенности.

Вычисление оптимума предполагает построение математической модели, что требует тщательной разработки ряда методологических вопросов, важнейшие из которых следующие:

во-первых, вопрос о месте модели оптимальной нормы накопления в общей системе оптимального планирования, об отношении такой модели к другим уже известным моделям;

во-вторых, проблема выбора критерия оптимальности модели и его взаимосвязи с народнохозяйственными критериями, сформулированными для иных моделей;

в-третьих, вопрос о том, предметом какого планирования, текущего или перспективного, является оптимизация нормы накопления.

Рассмотрим некоторые моменты, связанные с вопросом о том, какое место может и должна занять модель оптимизации пропорции между накоплением и потреблением в общей системе оптимального планирования. Проще говоря, нул<:на ли особая модель, описывающая указанную пропорцию, и если нужна, то каковы ее взаимосвязи с моделями межотраслевого оптимального план[1рования и мо-делям.и отраслевого регионального планирования?

Известно, что система планирования и управления народным хозяйством страны имеет своеобразную неоднородную структуру, предполагающую выделение особых этажей планирования и управления. Народнохозяйственное планирование начинается с определения основных параметров плана, 16

главных пропорций развития, выявления генеральных тенденций технического прогресса и основных социальных задан. Это самый верхний этаж планирования, на котором устанавливаются темпы роста национального дохода, фонда возмещения, совокупного общественного продукта, первого и второго подразделений общественного производства, соотношение между накоплением и потреблением. На этой стадии составляются провизорные балансы национального дохода, капитальных вложений, трудовых ресурсов. Важно отметить, что расчеты, связанные с самым верхним этажом планирования, не могут не быть поначалу приближенными, ориентировочными. Синтетические расчеты плана кладутся в основу межотраслевых разработок, на стадии которых устанавливаются основные структурные соотношения в народном хозяйстве, обеспечивающие развитие прогрессивных отраслей (строится низший этаж плана). Логика народнохозяйственного планирования, однако, такова, что разработки низшего этажа позволяют уточнить и скорректировать разработки синтетические, рассчитанные на самом первом этаже планирования, что означает, как справедливо замечает Л. Берри, движение от общего к частному и обратно - от частного к общему - в планировании.

Структурные межотраслевые расчеты позволяют перейти непосредственно к установлению темпов роста объема реализованной продукции, прибыли и других плановых показателей для отдельных отраслей народного хозяйства, отдельных районов и производственных объединений. Самым нижним этажом этой своеобразной пирамиды этапов планирования является технико-экономическое и оперативно-календарное планирование на отдельных

предприятиях.

На всех этапах планирование выполняет две основные задачи: с одной стороны, обеспечение гармоничности, сбалансированности развития экономики и, с другой - выбор таких ее вариантов, ко-

I См. Л. Берри. Вопросы методологии народнохозяйственного планирования. - «Вопросы экономики», 1968, № 3.

[Старт] [1] [ 2 ] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22]