назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [ 38 ] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90]


38

ценных бумаг) является объективным препятствием к повышению точности оценивания их неизвестных статистических характеристик, а также характеристик статистической взаимосвязи между ценными бумагами тех или иных компаний. С учетом также того фактора, что на фондовом рынке, например в США, котируются несколько тысяч компаний[8], оценивание статистических характеристик рынка в целом является самостоятельной достаточно трудной проблемой. Поэтому в США пошли путём описания поведения рынка в целом на основе расчёта индексов рынка, являющихся его «индикаторами» или же «барометрами», которые рассчитываются по ограниченному объёму статистических данных. При расчёте индексов рынка прямой статистический подход используется для оценивания математического ожидания эффективности, а также для оценивания ковариации между «самыми главными» акциями (например, в количестве 30), на базе которых выводится знаменитый индекс Доу-Джонса. Существуют также и другие более содержательные индексы, например S&P 500 Index, который упоминался нами ранее.

6.4.2. Метод ведущих факторов

С учетом подходов, развиваемых в рамках традиционного фундаментального анализа для рынка ценных бумаг (см. разд.6.2), можно предположить, что эффективность ценных бумаг, определяемая формулой 6.4.1, будет зависеть от целого ряда факторов. Например, от финансового положения эмитента ценных бумаг, отрасли, в которой он осуществляет свою деятельность, и многих других факторов, включая даже такие непосредственно не измеряемые, как успешность рекламно-маркетинговой компании при продаже ценных бумаг и так далее. Принципиально методами факторного анализа, использование которого применительно к фондовому рынку рассмотрено, например, в работе [8], можно оценить значимость и влияние любых факторов на эффективность ценных бумаг.



Применительно к западному фондовому рынку (США) было эмпирически замечено, а также позже подтверждено многочисленными статистическими исследованиями, что главным ведущим фактором, определяющим эффективность ценных бумаг, является состояние рынка в целом. Состояние рынка в целом является «барометром», позволяющим предсказывать судьбу ценных бумаг на рынке и это состояние рынка отражается в сводных индексах Доу-Джонса, Standart and Poors Index (S&P 500 Index) и других индексах. Наиболее важным для финансовых аналитиков является S&P 500 Index, представляющий собой сумму курсов 500 важнейших видов ценных бумаг, взвешенных с учетом акционерного капитала каждой корпорации. В теории финансового рынка аналогичную роль играет величина, именуемая эффективностью рынка в целом и представляющая собой взвешенную (с учетом капитала) сумму эффективностей всех рисковых ценных бзиаг, функционирующих на рынке. Это совершенно очевидно, если подставить два смежных значения S&P 500 индексов в формулу (6.4.1). Все расчёты индексов рынка для ценных бумаг США осуществляются на регулярной основе специализированными фирмами, например Merril Lynch and Co., Ltd, и публикуются в специальных изданиях. В качестве временного горизонта представления статистических данных используются котировки ценных бумаг за 5 лет, предшествующих дате расчёта индекса, при этом используется поквартальная дискретизация информации.

Выделение ведущего фактора позволило построить простые и удобные для конечных пользователей математические модели (в рамках линейного регрессионного анализа) для оценивания динамики эффективностей ценных бутлаг в функции состояния рынка в целом. В распоряжение конечного пользователя предоставляется модель линейной регрессии в виде:

Yt=a,+brX„(6.4.4.),

где: / - номер ценной бумаги; 122



Y, - эффективность i - й ценной бумаги, «отклик» или, что одно и тоже, объясняемая переменная;

- текущее значение эффективности рынка в целом, рассчитываемое по формуле (6.4.1) на основе публикаций индексов рынка (например, S&P 500 Index), является входной переменной; a,,bi - коэффициенты линейной регрессионной модели для / - й

ценной бумаги; эти коэффициенты, а также относительные ошибки их вычисления публикуются в специальных изданиях для ценных бумаг, функционирующих на рынке.

На основе модели (6.4.4) конечный пользователь, подставляя текущее или прогнозируемое значение эффективности рынка

Х (рассчитываемое по формуле (6.4.1) или же публикуемое в

специальных изданиях), легко может рассчитать текущую или прогнозируемую эффективность / - й ценной бумаги и уже на основе этого может принимать экономически обоснованные решения.

На практике более удобно отсчитывать эффективность ценных бумаг относительно эффективности безрискового вклада Rq . Эффективность безрисковых вложений (ставка без риска) играет важную роль в теории равновесия на конкурентном финансовом рынке. Центральное место в этой теории занимает регрессионная модель У. Шарпа, известная как модель установления цен на капитальные активы (Capital Asset Pricing Model, САРМ) [8]. В рамках указанной модели основное уравнение равновесного рынка имеет вид:

Y,-R, =j3,iX-R,)(6.4.5)

В выражении (6.4.5) расшифровка основных обозначений приведена ранее. Новый коэффициент пропорциональности в выражении (6.4.5) играет важную роль в финансовом анализе и называется «бета ценных бумаг вида / относительно рынка» или же

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [ 38 ] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90]