назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [ 80 ] [81] [82]


80

Швг.

1847 г.

361,5

1Шг. 370.9

1»49 г.

4123

1450 г. 412,7

За 5 лет 1864.9

133.1

149,6

161,9

1573

708.1

166.0

105,7

116,0

11в,7

524,4

73,6

66.3 13,0

663 13,1

793 133

3683 653

34,5

38,1

26,0

29,3

28,0

28,1

28.3

28,1

18.3

17,9

20,0

пятилетки следующим образом:

Bowo расходе», икря. руб. В тон числе

вародиое xtazt-с*во

соивалБНо-куль-чушк керо-приятия оборона

оодаржаив» саганов госуде1рс1ъен-вого упразлевия

% в итогу расхода)-

вавия народное хозяйство

о(щвальво-куя Typmie неро-Вршгаия

воаружеиные т-вы

государотвенаое управление

За пять первых послевоенных лет советский государственный бюджет направил ва финанепрование наредного хозяйства более 700 млрд. руб. и на финансщювание социально-культурных мероприятий - почти 525 млрд. руб. На долю финансирования народного хозяйства и социально-культурных мероприятий приходилось свыше 7» всех бюджетных затрат, расходы же ио сметам Министерства Вооруженных Сил СССР и Военно-Морского министерства составили менее 20%всех бюджетных затрат.

Следует прн этом учесть, что на диванику и структуру расходов государственного бюджета СССР существенное влияние оказали взненения цен и повышение доли собственных ресурсов предприятвй и организаций в финансировании народного хозяй* ства. Объем затрат по финансированию народного хозяйства отвосиФельво умевыпялся в связи со снижением, а затеи я отменой снстемы государственных дотаций; часть плановых убытков стала покрываться за счет прибылей в результате повышения рентабельноств предприятий и хозяйственных организаций. Вместе с тем повышенно оптовых цев, сопровождавшее отмену снстемы дотаций, обусловило увеличение расходов в 1949 г. но сметам Министерства Вооруженных Сил СССР.

Об изменениях соотн(шевия бюджетных ресурсов и собственных средств предприятий и хозяйственных организаций, направленных на финанснровавие народного хозяйства, свидетельствуют данные табл. 12.

Капитальные вложения составили в первой послевоенной пятилетке подавляющую массу ресурсов, ассигновав вых вз госу-даретмивого бюджета ва фяванснрование народного хозяйства. Огромные капитальные вложения отражали основные особенности восстановительного процесса в послевоенной пятилетке по сраввёишо с восстановительным процессом после первой мировой войны й иностранной военной интервенции. Это сравнение ярко показывает неизмеримо возросшую нощь Советского Союза в результате победы и упрочения социализна в нашей стране.

Таблица 12

1»4е г. /

1»к» г.

1950 г.

млрд.

руб.

млм. руб.

млш. руб.

Всего капитальных вложений

100,0

1053

1003

1353

1003

В ток чнсш за счет

го<дгдарствевного бюд-

37,4

84,6

75,6

1063

78,5

жета

еоботвенных средств

15,4

25,7

24,4

29,1

предприятвй и органи-

заций

14,1

100,0

23,6

100,0

1003

ротвих средств.

В том числе за счет

государственного бюд-

53,9

10,1

41,1

жета

собственных ресурсов

46,1

57,2

58,9

предприятий и организаций

Восстановительный процесс в аерНой послевоенной пятилетке прежде всего отличался своими масштабами. Ранее уже приводились суммы ущерба, причиненного вашему вародвому хозяйству вемецко-фашвстсквми захватчиками. На территожи временно оккунироваввых врагом районов страны до Великой Отечественной войны проживало свыше 40% всего населения Советского Союза, производилась треть всей промышленной про-дукцш1, было сосредоточено около половины сети железных дорог (по протяженности), 47% посевных площадей, около половины поголовья скота. Особенно высоким был удельный вес этих районов в добыче угля и выплавке чугуна. В результате немещ£о-фашистской оккупации была, таким образом, разрушена большая доля основных фондов страны. Это определило я особенности процесса восстановления народного хозяйства СССР после второй мировой войны.



в 1321-1д25 гг., после первой мировой войны п нностранной военной интервенции, основная задача заключалась в том, чтобы оживить имевншеся нредпринтия, использовать основные производственные фонды, бездействовавшие из-за нехватки сырья, топлива, рабочей силы. Для решения этой задачи необходимо было главным образом организовать ремонт, наладить и расширить существующие предприятия, увеличить оборотные средства предприятий и хозяйственных организаций; эта задача могла быть решена при сравнительно неболыпих капитальных вложениях.

После же второй мировой войны необходимо было вместо разрушенных предприятий, жилых домов, населенных пунктов строить новые и производить большие затраты по восстановлению частично разрушещшх предприятий и сооружений. Для того чтобы достичь довоенцого (1940 г.) уровня производства в освобожденных районах страны, в годы первой послевоенной пятилетки были осуществлены капитальные вложения в сумме около 500 млрд. руб., тогда как все капитальные вложения по всему народному хозяйству за 1918-1928 гг. выразились в сумМе около 5 млрд, руб.

Особенность восстановительного процесса в 1946-1950 гг, по сравнению с 1921-1925 гг. состояла также в том, что этот процесс восстановления переплетался с дальнейшим развитием всего народного хозяйства: необходимо было намного превзойти довоенный уровень производства, что также требовало больших капитальных вложений.

Первый этап нэпа, как известно, характеризовался главным образом быстрым развитием легкой промышленности. В отличие от этого для первой послевоенной пятилетки было характерно первоочередное развитие тяжелой индустрии, основные фонды которой (наряду с основными фондами железнодорожного транспорта и жилищного хозяйства) наиболее пострадали в период войны. Первоочередное развитие тяжелой индустрии диктовалось также задачами не только достичь, но и знатательио превзойти довоенный уровень развития производства. Это означало, что в послевоенной пятилетке в отличие от первого периода нэпа успешно осуществлялся в больншх масштабах процесс дальнейшей социалистической индустриализации страны, создавалась материально-техническая база коммунизма.

За годы первой послевоенной пятилетки было создано большое число новых предприятий и отраслей производства, введено: в действие основных фондов на 428,млрд. руб. Намного поднялся индустриальный уровень разрушенных немецко-фашист<жими захватчиками районов, .а ташке всей страны. Так, например, в Украинской ССР было заново организовано производство ряда важных видов металлургического, горно-шахтного; вдергетиче-ского оборудования, сельскохозяйственных машин ти пр., в Беяв-руссии - автомобильное и тракторное- производство, в Молдвг

вии - крупная легкая промышленность в машиностроение, в Литве - производство металлообрабатывающих станков, электромоторов, сельскохозяйственных машин, речных судов, в Латвии-транспортное и электротехническое машиностроение и приборостроение, в Эстонии - крупная газосланцевая промышленность и т. д.

Восстановленне разрушенных и строительство новых предприятий в послевоенной пятилетке осуществлялось па новой, более совершенной технической основе, с широким внедрением механизации, электрификации, химизации производственных про цессов.

Ярким показателем возросшей мощи Советского Союза в результате победы социализма в нашей стране явпцются невиданно высокие темпы восстановления пострадавших от немецко-фашистских захватчиков районов и темпы общего развития народного xosBUciBa СССР в послевоенной пятилетке.

В.первый период нэпа для достижения довоенного (1913 г.) уровня промышленного производства потребовалось шесть лет, а довоенный уровень производства сельскохозяйственной продукции был достигнут еще позже. После Великой Отечественной войны довоенный (1940 г,) уровень производства промышленной продукции был достигнут в 1948 г., т. е, через три года после окончания войны, уровень производства сельскохозяйственной продукции - в 1949 г., через четыре года после окончания войны. Таким образом, темпы восстановления хозяйства в послевоенной пятилетке в 2-2,5 раза превысили темпы восстановления в первый период нэпа. При этом не следует забывать, что уровень 1940 г., который нужно было достичь и превзойти в послевоенной пятилетке, во много раз (по промышленному производству в 12 раз) превышал уровень 1913 г. В районах, пострадавших от немецко-фашистской оккупации, восстановление хозяйства и культурно-бытовых учреждейий было в основном завершено в 1949 г.- значительно ранее сроков, которые намечались пятилетиям Планом.

Особенности восстановительного процесса в СССР после второй мировой войны обусловлены тем, что советский народ располагал высокоразвитой индустриальной базой, созданной за годы довоенных пятилеток и исиользуемон в условиях безраздельного- господства социалистических форм хозяйства во всем народном хозяйстве страны. Невиданные темпы возрождения районов, пострадавших от немецко-фашистских захватчиков, опирались на высокий индустриальный уровень развития других районов страны, на нерушимое морально-политическое единство всего советского народа. Восстановление и дальнейшее развитие народного хозяйства (iCCP в послевоенный период осуществлялось не в условиях отсталости страны, раздробленного мелкотоварного сельского хозяйства, многоукладной экономики, как было в первый период нэпа, а в- условиях мощной индустриаль-



ной державы, крупного социалистического сельского хозяйства, победившего социализма.

Большая роль в обеспечении высоких темпов возрождения пострадавших от немецко-фашистских захватчиков районов, восстановления и дальнейшего развития народного хозяйства СССР принадлежит советской финансово-кредитной системе, и прежде всего ее сердцевине - советскому государственному бюджету: Роль бюджета в государственном финансировании отдельйых отраслей народного хозяйства иллюстрируют данные табл. ii (в млрд, руб.).

Всего за первые пять послевоенных лет (1946-1950 гг.) государственный бюджет СССР направил на финансирование промышленности 407,9 млрд. руб., сельского и лесного хозяйства - 115,5 млрд., транспорта и связи - 76,9 млрд., торговли и

Таблица 13

Всего

Ц&Вг. (н<жоанено)

Всего

1Й49 т. <плая)

нэ госбюджета

собствев-шм средства хов-

OI>r«HOB

нвгоо-

собственные средства хов-оргашю

Всего затрат иа иарод-

1623

1473

180,0

1523

37,5

иое хозяйство

В пом числе

п]мытлшность

1033

94.1

100,7

сельское и дестое

21,1

33,7

32,7

хозяйство

травспорт

21,4

14.7

торговля и заготов-

коммунальное хо-

зяйство

заготовок - 30,1 млрд., жилищного и коммунального хозяйства - 26,5 млрд. руб. Крупные суммы сверх того были вложены в порядке оказання кредитной помощи колхозам и населению через Госбанк н специальные банки долгосрочных вложений. Важную роль в быстром возрождении пострадавших во время войны районов сыграли также налоговая и другие льготы, установленные правительством для восстанавливаемых или вновь построенных государственных я кооперативных предприятий и для населения, местностей, подвергавшихся оккупации.

В области финансирования социально-культурных мероприятий роль бюджетных ресурсов была еще более высокой. За первую послевоенную пятилетку из государственного бюджета СССР было направлено на финанснровавие извещения 258,9 млрд. руб..

здравоохравенвя и спорта - 94,4 млрд. руб., мероприятий но линии государственного социшьиого страхования и социального обеспечения, включая государственные пособия матерям,- 171,2 млрд. руб.

Невиданно быстрые темпы возрождения районов, ноетрадав-ших от венецко-фашистскк захватчиков, обеспечива/шеь как крупными вложениями из союзного бюджета, так и выесошвш темпами роста государственных бюджетов союзных республик и местных бюджетов зтих районов.

Сразу же после оевобожд1№ия советской территории от немецко-фашистской оккупации происходило быстрое восетаио«л№ие республиканских п местных («оджетов, причем уже в 1945 т. по объему своих расходов государствеввые бюджеты союзных республик, пострадавших от оккупации, намного превысили довоенный уровень.

Это оказалось возможным лишь благодаря большой поддержке со стороны союзного бюджета, осуществляемой в соответствен с ленинской национальной нолитикс.

Основным источником доходов союзного бюд>кета, испольауе-мым для усиления доходной базы и сбалансирования государственных бюджетов союзных ресщгблик, являются поступления по налогу с оборота. Прн утверждении государственных бюджетов СССР сессии Верховного Совета СССР устанавливают дифференцированные отчисления от поступлений по налогу с оборота в республвкапскве и местные бюджеты отдельных союзных республик.

В результате осуществления ленинской национальной политики республики, пострадавшие от немецко-фашистских захват-чшсов, не только быстро восстановили довоенный уровень своего развития, но и намного превзошли его за годы четвертой пятилетки. Например, промышленная продукция Литовской ССР превысила в 1950 г. уровень 1940 г. на 87,5%, Молдавской- в два с лишним раза, Латвийской ССР - в 3 раза. Как указывалось в сообщении Госплана СССР об итогах выполнепня первого пятилетнего плана, крестьянским хозяйствам Литовской, Латвийской, Эстонской, Молдавской союзных республик и западных областей Укравнской и Белорусской ССР, подпавшим под немецкую оккупацию, Советским Союзом была оказана большая производственная помощь но укреплению сельскохозяйственной кооперации, по организации машинно-тракторных станций, завозу тракторов и машин, минеральных удобрений, предоставлением кредита. К концу пятилетки в этих районах на добровольных началах была завершена в основном коллективизация крестьянских хозяйств.

Огромные успехи в деле выполнения послевоенного пятилетнего план1а[, усиления экономической и фнвавсовой мощи социалистического государства иашли свое отражение не только в объеме и динамике доходов и расходов государственного бюдже-

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [ 80 ] [81] [82]