назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [ 77 ] [78] [79] [80] [81] [82]


77

хозов в банке денежных средств и их расходования, своевременное и правильное креднтованне колхозов, оказание им немощи в налаживании кассового хозяйства и взыскании дебиторской задолженности. Размеры кредитной помощи социалистического государства, оказываемой колхозам через Госбанк СССР, увеличились по сравнению с предыдущим годом в 1946 г. на 26,5%, в 1947 г.- в 3,5 раза, в 1949 г.- в 2,5 раза, в 1950 г.- на 60%. Ссуды колхозам из Госбанка СССР выдавались на ремонт сельскохозяйственного инвентаря, покупку семян, горючего и смазочных материалов, средств борьбы с вредителями сельскохозяйственных растений и на разные другие производственные нужды.

Особенно большое значение имело нроведение мер, направленных на соблюдение колхозами установленного порядка образования, хранения и расходования денежных неделимых фондов и на усиление помощи колхозам в налаживании их финансового хозяйства и счетоводства.

Неделимые фонды играют крупнейшую роль в развитии общественного хозяйства колхозов и подъеме благосостояния колхозников,

К концу пятилетки колхозные неделимые фонды выросли по сравнению с довоенным периодом в 1,6 раза. За счет этих средств (наряду с собственными трудовыми затратами и приростом поголовья скота в самом колхозе) осуществляется расширенное воспроизводство основных фондов колхозов - строительство животноводческих и других хозяйственных помещений, электростанций, подсобных предприятий, приобретение рабочего и продуктивного скота, сельскохозяйственных орудий и инвентаря, транспортных средств, а также строительство культурно-бытовых объектов, детских учреждений и т. п.

Своевременное отчисление колхозами средств в неделимые фонды в полном соответствии с установленными нормами, своевременное перечисление зтих средств на счета колхозов по капитальным вложениям в Сельхозбанке, правильное их расходование но прямому назначению в соответствии с утвержденной общим собранием колхозников приходно-расходной сметой - все это было направлено на бесперебойное финансирование потребностей расширенного воспроизводства в колхозах, рост артельного богатства.

Финансовый контроль за этим был возложен на Сельхозбанк и Госбанк СССР, Сельхозбанк СССР обязан был усилить помощь колхозам в налаживании их финансового хозяйства, обеспечить правильное расходование средств неделимых фондов, добиваться использования банковских ссуд в точном соответствии с их назначением.

Партия и правительство, руководствуясь ленинским учением о значении электрификации в построении материально-технической базы коммунизма, уделяли в послевоенной пятилетке вопро-

сам электрификации сельского хозяйства большое внимание. Количество электрифицированных колхозов к концу пятилетки возросло по сравнению с довоенным периодом более чем в 3 раза. За один лишь 1949 г. было электрифицировано в 10 раз больше колхозов, чем в 1940 г. Это было достигнуто нри большой технической материальной и финансовой помощи колхозам со стороны социалистического государства.

Государственные влектростанции составляют основу электрификации страны. Развертывание стронтельства гигантских электротехнических сооружений - важнейшее условие создания материально-технической базы коммунизма. Крупные государственные эЛектростан1щи в возрастающих размерах обеспечивают снабжение электроэнергией сельскохозяйственных предприятий (включая колхозы) и сельское население по низким тарифам. Однако это ни в какой мере не снижает значения широкого строительства колхозных и межколхозных (обслуживающих несколько колхозов) электростанций. Строительство нх на основе использования разнообразных местных источников энергии имеет важное значение. Финансирование такого строительства осуществляется за счет средств колхозов при решающей. роли государственного долгосрочного кредита, предоставляемого на льготных условиях.

Б мае 1948 г. был утвержден план развития сельской электрификации на 1948-1950 it. В ноябре того же года были введены иовые правила кредитования колхозов на строительство колхозных и межколхозных электростанций и электроустановок. Согласно зтим правилам, Сельхозбанк кредитовал колхозы на строительство электростанций, электролиний и трансформаторных подстанций, а также на монтаж энергосилового и осветительного оборудования в размере 75% денежных затрат, предусмотренных сметой. Кредит выдавался сроком на 10 лет. В 1949 г,, колхозы получили от государства таких долгосрочных ссуд на сумму 459,5 млн, руб.

Благодаря помощи социалистического государства к концу послевоенной пятилетки мощность сельских электростанций увеличилась по сравнению с 1940 г. в 2,8 раза. По уровню электрификации сельского хозяйства Советский Союз занял первое место в Европе.

В укреплении колхозного строя и подъеме сельского хозяйства большая роль принадлежала машинно-тракторным станциям. За годы послевоенной пятилетки число МТС возросло до 8400 против 7 тыс. в 1940 г.

Февральский (1947 г.) Пленум ЦК ВКП (б) отметил, что основной задачей этих станций является новышение урожайности в обслуживаемых колхозах, дальнейшее улучшение использования машинно-тракторного парка, новышение качества работ и выиолненне их в агротехнические сроки, своевременная уборка урожая и выполнение планов сдачи натуроплаты за работу МТС.



Успешное осуществление этой задачи требовало улучшения проиа-водстаеяио-финапсовой деятельности МТС, недостатки в которой были отмечены в решениях Пленума ЦК ВКП(б) и постановле-НИИ правительства о работе МТС в 1946 г.

Пленум осудил действовавшую тогда систему оценки работ МТС в гектарах мягкой пахоты как не стимулирующую выполнение более тяжелых, но продуктивных пахотных работ. По указанию Пленума план тракторных работ должен был впредь считаться выполненным лишь при выполнении основных видов тракторных работ в строго установленные сроки и при непременном выполнении плана сдачи натуроплаты. Была также осуждена и отменена система пренцровапия руководящих работников и специалистов МТС независимо от достигнутой в колхозах урожайности.

Пленум постановил, что премирование должно производиться за выполнение важнейших тракторных работ с учетом выполнения плана сдачи натуроплаты и установленного задания Но себестоимости тракторных работ. В мае 1948 г. было принято решение о премировании за экономию и удержаниях за перерасход горючего в машинно-тракторных станциях, также поставившее премирование в зависимость от соблюдения агротехнических требований к качеству работ, выполнения планового задания но урожайности и натуроплате.

Среди недостатков в производственно-финансовой деятельности МТС были несоблюдения договорных отношений между колхозами и МТС, несвоевременный ремонт машин в МТС. Пленум предложил восстановить в полной мере значение договоров, определяющих вваимные обязательства машинно-тракторных станций н колхозов, обеспечить строгое соблюдение договорных отношений, не допускать взаимного укрывательства недостатков работы МТС и колхозов. В целях упорядочения работы МТС в декабре 1948 г. были утверждены лимитная стоимость ремонта тракторов и комбайнов, нормы отчисления средств на ремонт и технический уход за комбайнами и сельскохозяйственными машинами, а в декабре 1949 г.- новые типовые договоры МТС с колхозами.

Большая роль в улучшении производствнно-фхшкнсовой деятельности МТС была отведена Государственному банку, через который осуществлялось финансирование МТС из средств гоод-жета. Обеспечение тракторов, комбайнов и другах машин горючим, смазочными материалами и топливом, проведение ремонта тракторов и машин, оплата агрономического и технического персонала МТС, выплаты колхозникам - тракторист** ш бригадирам денежной части заработка в соответствии с количеством выработанных в колхозе трудодней и другие производственные затраты, которые По договору с колхозами была обяяаяа обеснегчить каждая МТС за свой счет, а также административно-хозяйственные расходы МТС покрывались средствами, получаемыми МТС в Госбанке в порядке бюджетного финансирования. Тем самым от ор-

ганивации финансирования МТС, от качества работы учреждений Госбанка во многом зависело своевременное и точное выцол-ненне договоров МТС с колхозами. Госбанк должен был обеспечивать бесперебойное финансирование МТС, своевременное осуществление расчетов МТС с ноставщикамн, со своими рабочими и служащими - по вьшлате заработной платы, с колхозами цо натуральной и денежной оплате произведенных машинно-тракторной станцией работ. Из государственного бюджета направлялись иа финансирование машинно-тракторных станций болышЕе средства.

Важное значение для укрепления колхозного строя и поднятия сельского Хозяйства имела также осуществляемая партией я правительством политика сельскохозяйственных заготовок. Февральский (1947 г.) Пленум ЦК ВКП(б) отметил как вполне себя оправдываемую систему обязательных поставок сельскохозяйствец-вых продуктов колхозами с каждого гектара пашни или земельной площади колхозов, а не в зависимости от посевных площадей. Такая система обязательных поставок стимулировала наиболее полное и рациональное использование земель, переданных колхозам на вечное пользование. Вместе с тем Пленум признал необходимым дифференцировать нормы поставок не только но районам, но и но группам колхозов внутри административного района, чтобы учесть условия работы колхозов, в особенности обеспеченность их рабочей силой.

Успех проведения сельскохозяйственных заготовок в немалой степени зависел от налаженности работы Госбанка СССР по кредитованию заготовок и осуществлению расчетов за загоювляемую продукцию. Установленный порядок оплаты сельскохозяйственной продукции, сданной на государственные заготовительные пункты, по специальному ссудному счету за счет кредитов банка - без всяких лимитов кредитования н независимо от состоя-цця собственных оборотных средств заготовительных организа-ций - обеспечивал своевременные и бесперебойные расчеты государства с колхозами и другими поставщиками сельскохозяйственной продукции. Правильно применяя этот порядок оплаты заготовляемой продукции. Госбанк содействовал выполнению плана заготовок.

На банк возлаТались в связи с этим также функции финансово-кредитного контроля за подготовкой технической базы заготовительных пунктов к приему сельскохозяйственной продукции и за расчетами заготовительных организаций с колхозами за сданную црод]гкцню.

Февральский (1947 г.) Пленум ЦК ВКП(б) определил также задачи дальнейшего развития совхозов и пути их рещения. Пленум обязая развивать в совхозах наряду с ведущей и другие отрасли хозяйства, чтобы наиболее полно использовать природные и зкономическне условия. Разиостороннее развитие хозяйства совхозов облегчает ликвидацию чрезмерной сезонности сепьскохо-



зяйствеиного аронзводства, повьяшение проиаводятельноств труда, укрепление эконоиики и финансов совхозов.

В целях усиления инициативы и ответственности директоров совхозов в деле выполненияпроизводственной програшш, повышения урожайностп и продуктивности скота, а также снижения себестоимости продукции Совет Министров ССС постановил в мае 1947 г. восстановить фонд директора в совхозах, образуемый за счет прибыли совхозов от реализации •продукции. Отчисления в фонд директора совхозов (в размере 5% от плановой прибыли и 50% от сверхплановой прибыли в пределах, превышающих 10% фонда зарплаты) могли производиться лишь при условии выполнения и перевыполнения государственного плана выхода продукции, заданий по себестоимости продукции, а также плана выходного поголовья основного вида скота в животноводческих совхозах.

С 1949 г. в фонд укрепления и расширения хозяйстгва совхозов системы Министерства совхозов СССР направлялись отчисления (в размере 75%) от суммы поощрительной платы, получаемой совхозами За сданную сверх плана продукцию; прибыль от реализации продукции подсобных отраслей совхозов н предприятий совхозов (за исключеинем отчислений в страховой фонд и в фонд директора); получаемые совхозами фактические накопления в размерах, определяемых по их годовым отчетам (за исключением отчислений в фонд директора и в страховой фонд). СрёДства этого фонда расходовались сверх установленных для совхозов планов внелимитных капитальных вложений. Создание таких фондов ва многом способствовало укреплению хозрасчета в совхозах. Вместе с тем государство продолжало оказывать совхозам большую финансовую помощь в порядке бюджетного финансирования капитальных вложений и прироста оборотных средств, Пе покрЕхваемых собственными ресурсами совхозов, и в порядкекредитования их. Все зто содействовало организационно-хозяйственному укреплению совхозов.

Февральский (1947 г.) Пленум ЦК ВКП (б) обязал партийные и советские организации в течение 1947-1949 гг. восстановить довоенный уровень производства зерна и значительно превзойти его к концу первой послевоенной пятилетки. Эта директива была выполнена. В 1948 г., несмотря на неблагоприятные метеорологическиеусловия в большинстве районов Поволжья, валовой урожай зерновых превысил 7 млрд. нудов и почти достиг довоенного уровня; урожай зерновых в 1949 г. (7,6 млрд, нудов) ПОЧТЕ достиг уровня, определенного пятилетним планом на 1950 г,, а урожай 1950 г. превысил довоенный уровень на 345 млн, пу-. дов. Проблема подъема зернового хозяйства была в основном решена. Центральной задачей партии и Советского государства в сельском хозяйстве стало всемерное развитие живогновояства.

18 апреля 1949 г. Совет Министров СССР я ЦК ВКП (б) утвердили Трехлетний план развития общественного колхозного и

совхозного продуктивного животноводства (1949-1951 гг,). "Устанавливая задания по увеличению поголовья скота, клан предусматривал систему мероприятий, обеспечивающих их вЫполне-ине: создание уже в 1949 г. в каждом колхозе ферм крупного рогатого скота, а также овцеводческой, свиноводческой (за исключением районов, где свиноводство не может иметь развития) и птицеводческой ферм (за исключением колхозов, не имеющих посевов зерновых культур); значительное увеличение существующего минимума поголовья скота на животноводческих фермах в соответствии с размерами закрепленной за колхозами земельной площади; коренное улучшение кормовой базы; правильное сочетание роста поголовья скота с массовым качественным улучшением и Повышением его продуктивности; широкое строительство новых животноводческих построек; создание в каждом районе зооветеринарных участков с районной ветеринарной лечебницей и др.

Были установлены государственные премии специалистам сельского хозяйства за совершеиствование существующих и выведение новых пород крупного рогатого скота, овец и свиней. Для премирования колхозов, совхозов, государственных племен-Etbtx рассадников, научно-иссявдователЬских институтов и станций за крупные успехи в подъеме животноводства и кормодобывания был создан государственный фонд премирования, на образование которого предлагалось выделить в 1950-1951 гг. 5 тыс. грузовых и 1 тыс. легковых автомашин, 10 тыс. мотоциклов. Для зоотехников и ветеринарных работников, достигших 50-летнего возраста, устанавливались начиная с 1949 г. пенсии за выслугу дет,

6 целях дальнейшего совершенствования организации и osrat-ты труда, упорядочения системы начисления трудодней и усиления материальной заинтересованности колхозников, в целях повышения продуктивности животноводства и увеличения поголовья скота колхозам рекомендовалось установить оплату труда коя-хозииков, работающих в животноводстве, в зависимости от полученных ими надоя молока, настрига шерсти, достижений в выращивании молодняка, прироста лшвого веса и упитанности рабочего и продуктивного скота.

Трехлетний план развития общественного животноводства явился важным звеи<ш в системе,мер, проведенных партией и правительством для подъема сельского хозяйства и создания изобилия продуктов питания и промышленного сырья в стране. Задания пятилетнего народнохозяйственного плана по увеличению поголовья общественного скота были значительно перевыполнены.

Для осзшествлвния плана развития животноводства были намного увеличены бюджетные ассигнования и кредитные вложения в сельское хозяйство. Особенно возросли кредиты Госбанка на развитие животноводства в совхозах; в 1949 г, удельный вес ссуд на затрат животноводства составил 50,6% общего объема кре-

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [ 77 ] [78] [79] [80] [81] [82]