назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [ 76 ] [77] [78] [79] [80] [81] [82]


76

личился к концу 1950 г, по сравнению с 1940 г, более чем в 2 раза. Энерговооруженность труда в промышленности по расчету на одного рабочего возросла в 1,5 раза. Однако успехи эти были бы еще более высокими, если бы строители добились полного осуществления заданий пятилетки по снижению стоимости строительства.

Вопросам снижения стоимости строительства партия и пра-вительстйо уделяли неослабное внимание. Постановлением «О государственном плане восстановления и развития народного х;озяйства СССРна 1947 г.» Совет Министров СССР обязал союзные министерства и советы министров союзных республик: л) сократить действующие сметы на стройки 1947 г. в среднем на 15% за счет устранения из смет излишеств, а также сокращения объема строительных работ на второстепенных стройках; б) обеспечить стройки утвержденными проектами и сметами. Министерству финансов СССР было предложено прекратить финансирование тех строек, которые до 1 апреля 1947 г. не будут иметь утвержденных в установленном порядке проектов и смет. В сентябре 1947 г. быля снижены нормы заготовительно-складских расходов с 3,5 до 2,8% от стоимости строительных и технических материалов,

В мае 1947 г. Совет Министров СССР принял постановление об образовании (на основаниях, аналогичных прн образовании фонда директора предприятия) фонда Начальника строительно-монтажных организаций в целях усЕЕлепия инициативы и ответственности руководителей этих организаций в деле выполнения программ строительно-монтажных работ, снижения стоимостн строительства и выполнения плана прибылей. Несмотря, однако, на принятые меры, задания по снижению" стоимости строительства не всегда выполнялись.

Главными причинами высокой стоимости строительства были: распыление денежных и материальных ресурсов и рабочей силы по многим ведущимся одновременно объектам строительства и . обусловленное этим, а также чрезмерными переходящими запасами замораживание, средств в незаконченном строительстве; недостатки в организации труда и отставание в деле механизации трудоемких работ; превышение затрат иа материалы против утвержденных смет и чрезмерные накладные расходы; слабый контроль со стороны специальных банков долгосрочных вложений

Имеющиеся возможности мощной строительной индустрии использовались иногда недостаточно.

Недостатком в области строительства, связанным с неудовлетворительным состоянием учета и отчетности и слабостью контроля со стороны финансовых органов и банков, была практика так называемых «приписок» в отчетности; объем работ в

» Зверев А. Г. О государственной бюджете СССР на 1949 год, С 16-17. 458

отчетах ряда строек показывался большим, чем фактически выполненный. С этим велась решительная борьба. Выла запрещена выдача премий предприятиям, организациям и отдельным лицам на основании так называемых «оперативных данных» и других сообщений с мест: выдача премий стала допускаться только па основании бухгалтерских отчётов,

В тот период перед банками была поставлена задача принять меры к тому, чтобы решительно покончить с нарушениями нравнл финансирования строительства, усилить контроль за целевым использованием средств, соблюдением проектно-сметной дисциплины, снижением стоимости строительства и мобилизацией внутренних ресурсов на стройках. Были приняты меры по обеспечению проведения спецбанками контрольных обмеров на большинстве строек, применению финансовых санкций в случаях завышения стройками и строительными организациями стоимостн выполненных работ.

С 1 апреля 1949 г, стало действовать новое положение о премировании за выполнение месячных планов строительно-монтажных работ, согласно которому премии могут выплачиваться лишь при условии выполнения: а) плана ввода в действие объектов строительства, ввод в действие которых предусмотрен планом; б) задания по снижению стоимости строительно-монтажных работ или других соответствующих показателей (если для данных участков задания по снижению стоимости ве устанавливаются) с соблюдением всех требований относительно качества строительства.

Большое народнохозяйствеввое значение вмели принятые в мае 1950 г. постановления Совета Министров СССР о снижении стоимости строительства, порядке утверждения проектов и смет и упорядочения проектного дела.

Совет Министров констатировал, что, в то время как развитве промышленного производства сопровождается снижением стоимостн продукции и на этой основе происходит снижение цен на товары и укрепление советского рубля, стоимость строительства, несмотря на значительный рост объема капитальных работ, не снижается и остается высокой На министерства, ведомства, советы министров союзных республик, руководителей строительных в проектных организаций возлагалась обязанвость - принять меры но коренному улучшенвю и перестройке работы Строительных в проектных организаций. Предлагалось с 1 июля 1950 г. снизить сметную стоимость строительства в средием иа 25% ирн сохраневин установленных иа 1950 г. заданий по вводу в действие производственных площадей. Это снижение обеспечивалось устранением излишеств в проектах и сметах, синженнем стоимости строительно-монтажных работ, а также дальвейшнн

» Решения партии и 1фавительства по хозяйственным вопросам, т. Z, с. Ш.



снижением оптовых цен на материалы и оборудование и тарифов на перевозки.

Важное значение имела ликвидация излишеств в проектах и сметах. За этот счет предлагалось снизить стоимость строительства в среднем иа 15%. Основными путями для этого были: сокращение территории промышленных предприятий и поселков при них, объединение в одном здании нескольких производственных и подсобных цехов, уменьшение площадей и объемов промышленных зданий и сооружений, вспомогательных цехов при сохранении заданной мощности предприятий; сокращение площадей конторских зданий и помещений для бытовых нужд, необоснованно превышающих потребность; применение наиболее экономных конструктивных решений, максимально облегчающих вес зданий и сооружений и сокращающих расход строительных материалов.

Излишества в проектах и сметах были во многом связаны с системой оплаты проектных работ. Стоимость проектирования определялась в процентах к сметной стоимости строительства; фонд премирования работников проектных организаций устанавливался в процентах от стоимости проектирования, оплата проектных и изыскательских работ производилась на основе договоров за счет смет на капитальное строительство. Такая система порождала искусственное завышение стоимости строительства, незаинтересованность проектных организаций в наиболее экономных проектных решениях и в использовании имеющихся типовых и стандартных проектов. Чем выше была запроектированная стоимость объекта строительства, тем больше средств получала проектная организация и выше были отчисления в фонд премирования. На качестве проектов и стоимости строительства отрицательно сказывались многочисленность мелких проектных организаций, параллелизм в их работе.

Содержание проектных организаций было передано на государственный бюджет, а их работники переводились со сдельной оплаты труда на повременную с премированием за снижение стоимости строительства. Был введен единый прейскурант на проектные и изыскательные работы и коренным образом улучшено планирование проектных и изыскательных работ; они стали производиться не в зависимости от получения заказов, а на основе общего народнохозяйственного плана, что обеспечивает большую равномерность работы проектных организаций, улучшение качества проектирования и своевременное обеспечение всех строек ироектно-сметной документацией. Мелкие проектные организации ликвидировались, устанавливался авторский надзор проектных организаций за качеством возводимых по их проектам зданий и сооружений. Все зто обеспечило уже во втором полугодии 1950 г. снижение стоимости проектных и изыскательных работ на 19,9% по сравнению с первым полугодием того же года.

Стоимость строительно-монтажных работ должна была сни-

зиться с 1 июля 1950 г, на 7,5-8% за счет сокращения сроков строительства, улучшения организации строительных и монтажных работ, значительного повышения механизации всех видов работ, лучшего использования механизмов, более экономного расходования материалов, широкого внедрения индустриальных методов строительства, сокращения транспортных, накладных и административно-хозяйственных расходов. Административно-хозяйственные расходы предлагалось снизить до 10%, расходы по содержанию дирекции строительных предприятий - на 15, заго-товнтельно-складскне расходы - на 20%.

Были намечены также пути ликвидации недостатков в планировании каггатального строительства, приводивших к распылению материальных и денежных средств по многим стройкам, удлинению сроков строительства, задержке ввода новых мощностей в действие.

С 1 июля 1950 г. были значительно снижены цены на строительные материалы и изделия, лесоматериалы, на строительное и технологическое оборудование, а также грузовые тарифы.

Перед банками долгосрочных вложений была поставлена задача улучшения контроля за снижением стоимости строительства, выполнением плана ввода в действие пусковых объектов, распределением денежных и материальных ресурсов по многочисленным стройкам в целях недопущения их распыления, за состоянием незавершенного строительства, укреплением проектно-сметной дисциплины и повышением качества проектов. С 1 июля 1950 г, финансирование строек могло осуществляться только по уточненным (в связи со снижением стоимости строительства на 25%) планам капитальных работ, планам финансирования, титульным спискам и подрядным договорам. Министерство финансов СССР приняло меры к изменению правил финансирования строительства банками долгосрочных вложений, всходя из задач, поставлеввых партией и правительством.

Удовлетворение потребностей строек в финансовых ресурсах, бесперебойное и правильное их фивансировавие являлвсь важнейшими задачами советской системы финансов в годы первой послевоенной пятилетки.

6. Финансы в борьбе за послевоенный поьен сельского хозяйетва

в дальнейшее органнзационио-хозяйетвевяое укрепление колхозов

Успешное развитие социалистического сельского хозяйства составляет непременную предпосылку обеспечения промышленности сырьем и подъема уровня потребления народных масс. Главными условиями развития социалиствческого сельского хозяйства являются растущая его техническая оснащенность, базирующаяся на успехах соцвалистической индустрии, и организациовно-



хозяйствевиое укрепление колхозов. Партия и правительство приняли необходимые меры для обеспечения этих условий, используя имеющиеся в распоряжении социалистического государства ресурсы и экономические рычаги, в том числе советские фииавсы и советский кредит.

19 сентября 1946 г. Совет Министров СССР и Центральный Комитет ВКП(б) приняли постановление «О мерах по ликвидации нарушений Устава сельскохозяйственной артели в колхозах».

Предстояло упорядочить распределение трудодней, сократить штаты управленческого и обслуживающего персонала, снизить затраты трудодней и денежных средств на административно-управленческие расходы, тем самым повысить зацнтересоваиность колхозников в развитии сельскохозяйственного производства.

Совет Министров СССР и ЦК ВКП(б) в целях ликвидации ошибок в колхозном строительстве установили систему мер: в двухмесячный срок проверить по всем колхозам и сократить штаты административного и обслуживающего персонала и затраты трудодней на их оплату; привести адмииистративно-хозяист-венные расходы в соответствие с Уставом сельскохозяйственной артели, снять с оплаты по трудодням лиц, не имеющих отношения к колхозам; упорядочить расчеты различных организаций с колхозами, ликвидировать в трехмесячный срок всю задолженность колхозам и установить порядок своевременной расплаты с колхозами за их продукцию и выполненные ими работы. При Совете Министров СССР был создан Совет по делам колхозов в целях строгого контроля за соблюдением Устава сельхозартели, для разрешения вопросов колхозного строительства.

Проведение в жизнь постановления Севета Министров СССР и ЦК ВКП(б) дало положительные результаты в деле укрепления и развития ЗКОН01ЩКИ и финансов колхозов. Был произведен обмер общественных земель и приусадебных участков в подавляющем большинстве колхозов, возвращены колхозам земли, до этого незаконно отчужденные для увеличения приусадебных участков колхозников н для нужд разных предприятий и учреждений, сокращены штаты административного и обслуживанш(его персонала в колхозах; налаживалось правильное расходование трудодней:

Важнейшим этапом в развитии социалистического cenbCKoro-хозяйства в четвертой пятилетке явилось постановление февральского (1947 г.) Пленума ЦК ВКП(б) «О мерах подъема сельского хозяйства в послевоенный период».

Пленум ЦК ВКП(б) подчеркнул первостепенное значеино скорейшего восстановления и подъема сельского хозяйства как необходимого условия успешного развития всего народного хо-, эяйства СССР и обеспечения дальнейшего улучшения материального благосостояния народа. Пленум поставил задачу - добиться такого подъема сельского хозяйства, который позволил бы в кратчайший срок создать обилие продовольствия для нашего населения, сырья для легкой промышленности и накопление необ-

ходимых государственных продовольственных и сырьевых резервов. В решениях Пленума были намечены темпы развития зернового хозяйства, производства технических культур, животноводства, указаны конкретные пути повышения культуры сельскохозяйственного производства, определены задания по дальнейшему техническому оснащению социалистического земледелия.

В соответствии с директивами Пленума ЦК ВКП(б) была усилена финансовая и кредитная помощь государства сельскому хозяйству, В государственном бюджете СССР на 1947 г. предусматривалось увеличение ассигнований сельскому хозяйству по сравнению с 1946 г., кредитов Госбанка, а также крупные затраты из средств денежных неделимых фондов колхозов.

Февральский (1947 г.) Пленум ЦК ВКП(б) установил, что главной задачей колхозного строительства является дальнейшее организационно-хозяйственное укрепление артели н умножение общественной "собственности колхозов. Решение этой задачи требовало повседневной работы и повышения ответственности партийных и советских органов за сохранность и увеличение общественных средств производства, рабочего и продуктивного скота, семенных, фуражных и страховых фондов, сельхозинвентаря, хозяйственных построек и неделимых фондов, за развитие подсобных отраслей сельскохозяйственного производства. Необходимо было пересмотреть нормы выработки и расценки работ в трудоднях, дифференцировать оплату труда колхозников в зависимости от значения выполняемых работ, фактической урожайности полей и продуктивности животноводства.

В апреле 1948 г. на основе обобщения опыта работы колхозов Совет Министров СССР принял постановление «О мерах по улучшению организации, повышению производительности и упорядочению оплаты труда в колхозах». Предусматривалась ликвидация элементов обезлички в нспользовании земель, установлении примерных норм затрат труда в колхозах. Было подчеркнуто значение производственной бригады как основной формы организации труда в колхозах и намечены мероприятия по укреплению постоянных производственных бригад и обеспечению четкого сочетания их работы с тракторными бригадами МТС Проведение этих мероприятий в большой степени способствовало повышению производительности колхозного труда.

Осуществление директив партии и правительства, направленных на укрепление экономики и финансов колхозов, требовало перестройки и коренного улучшения работы финансовых органов и банков в зтой области. Государственный и сельскохозяйственный банки должны были всемерно содействовать упорядочению расчетов разлЕ[чных учреждений и организаций с колхозами, ликвидации задолженности по этим расчетам и недопущению ее в дальнейшем.

Взадачи Государственного банка СССР входило обеспечение строгого соблюдения правил хранения на текущих счетах кол-

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [ 76 ] [77] [78] [79] [80] [81] [82]