назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [ 70 ] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82]


70

сравнения скажем, что по плану иа 1946-1950 гг, данная экономия была в 2 с лишним раза больше).

В основе количественных н качественных заданий четвертой пятилетки лежал дальнейший технический прогресс во всех отраслях народного хозяйства СССР. Главными путями повышения производительности труда явились всесторонняя механизация трудоемких отраслей производства, дальнейшая электрификация всего народного хозяйства, автоматизация и химизация произ-водственвых процессов прн полном использовании восьмичасового рабочего дня. Надо было обеспечить новый технический подъем, усовершенствование технологии производства, дальнейшее по-вьппение уровня квалификации трудящихся.

Установленные пятилетним планом задания в области расширения объема пронзводства и товарооборота, повышения производительности труда, снижения себестоимости продукции, увелн-чеция внутрипроизводственных накоплений и доходов населения создавали все необходимые условия для успешного разрешения стоящих перед финансовой системой задач в области распределения доходов и накоплений, Возможности зти необходимо было реализовать, превратить в действительность.

Выполнение заданий пятилетнего плана требовало полного освоения новой техники, дальнейшего совершенствования организации труда и производства, репштельной ликвидации потерь от бесхозяйственного использования средств, внедрения и укрепления социалистических методов хозяйствовали, развития социалистического соревнования, усиления финансового и кредитного контроля.

Чтобы обеспечить развертывание восстановительных работ и нового капитального строительства при одновременном повышении уровня народного потребления, необходимо было усилить старые и мобилизовать дополвительные источники накопления. Оромную роль в этом деле сыграла финансовая система.

Успешное выполнение первого послевоенного пятилетнего плана предполагало строгое выполнение каждым предприятием, каждой организацией установленных для них проггаводствеяно-фннаисовых планов.

В выполнении пятилетного плава важная роль принадлежала таким экономическим рычагам, как деньги, цена, хозрасчет, прибыль, премия, кредит, нансы. Необходимо было их всестороннее развитие, укрепление, совершенствование.

В законе о пятилетнем плане восстановлевия и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 гг. указывалось что для осуществления основных задач пятилетнего плана необходимо «укрепить денежное обращение в кредитные отношения в народном хозяйстве; поднять значение прибыли и хозяйственного расчета в "народншл хозяйстве как дополнятельного стимула рост» производства; путем снижения себестоимости продукции повысить прибыльность всех отраслей производства; повысить внима-

йие хозяйственных организаций к мобилизации внутренних ресурсов, к режиму экономии и решительной ликвидации потерь от бесхозяйственности и непроизводительных затрат; увеличить долю премий за выполнение и перевыподпенне производственных заданий в заработке рабочих и служащих»

Эти указания имели огромнейшее значение для всей системы советских финансов, определили содержание их послевоенной перестройки. В центре внимания стояли задачи и потребности усиления и укрепления финансово-кредитного контроля, повышения его действенности и эффективности, более глубокого использования финансово-экономических рычагов планового руководства

ХОЗЯЙСВОМ.

2. Завершение послевоенной нерестройкн?

экономвкии финансов

Одним вз условий успещного выполвения четвертого пятилетнего плава была быстрая перестройка народного хозяйства, начатая еще в 1945 г., сразу же после окончания войны. Перестройку эту намечалось завершить в 1946 г. с тем, чтобы обеспечить использование производственных мощностей военной промышленности для дальнейшего увеличения экономической силы страны.

Вследствие огромного ущерба, причиненного народному хозяйству СССР немецко-фашвстскимн захватчиками, послевоенная перестройка хозяйства была связана с большими трудностями. Она не могла обойтись без больших затрат со стороны государства, огромной энергии в усилий всего советского варода.

Для Капиталистов война всегда прибыльна. Поэтому они всячески стремятся продолжать войну, а после ее окончания не заинтересованы в быстром переводе хозяйства на мирные рельсы. После войны продолжается милитаризация экономики в финансов империалистических стран.

Советский Союз всегда проводил политику мира. Правительство СССР сразу же после окончания войны приступило к демобилизации армии и к перестройке всего народного хозяйства, переводу его на мирные рельсы, опираясь на поддержку всего советского народа,

В капиталистических странах послевоенная перестройка хозяйства всегда сопровождается закрытием, предприятий, ростом безработицы, повышением цен, что усиливает анархию производства, ведет к обострению всех противоречий капитализма, к экономическим, валютным, финансовым кризисам.

В противоположность Этому в СССР послевоенная перестройка Хозяйства сопровождалась быстрым расширением производства,

* Заседание Верховного Совета СССР (первая сессия) 12-19 марта 1946 г. Стенографический отчет. Изд. Верховного Совета СССР, 1946, о. 361



увеличением Численности рабочих, ростом ДО±бдев трудяпхся, подъемом их жизненного уровня. Планомерный характер развития народного хозяйства СССР позволил свести к минимуму трудности послевоенной перестройки и осуществить ее быстро, в интересах всего советского на"рода.

Основное содержание послевоенной перестройки экономики заключалось в переводе промышленности на рельсы мирного развития, в корённом изменении направлений и npoHopi развития народного хозяйства в соответствии с задачами мирного социалистического строительства и в ликвидации последствий войны в области товарооборота и денежного обращения. Необходимо было новое по сравнению с условиями военного времени распределение и использование оборудования, сырья, топлива, рабочей силц.

Главными задачами в области финансов являлись укрепление денежного обращения и новышкайе роли денег, кредита, финансов в борьбе за восстановление и дальнейшнй подъем социалистического народного хозяйства.

В ходе послевоенной перестройки нромьппленности прежде всего изменилась структура промышленного производства, предприятия переключились с выполнения военных заказов на выпуск гражданской продукции. За один лишь 1946 г. гражданская продукция промышленности увеличилась по сравнению с 1945 г, на 20%.

Особенно показательно увеличение в 1,5 раза гражданской продукции предприятий машиностроения, загрузка которых за- казами армии во время войны была особенно высокой.

В свкзп с переходом на выпуск продукций граящанского ассортимента па многих предприятиях скопились значительные ко-личества материалов, предназначавшихся ранее для производства военной продукции, но не испол1яованных в данных целях. Это вызывало крупные сверхнормативные запасы товарно-материальных ценностей в промышленности. Чтобы ускорить оборачиваемость средств и полнее вовлечь ресурсы в хозяйственный оборот, необходимо было организовать выявление такого рода остатков там, где они не могли быть использованы при развертывании производства гражданской продукции, и ускорить передачу их по указаниям главков или министерств другим предприятиям, нуждающимся в таких материалах. Для этого директорам предприятий предоставлялось право в виде исключения производить с разрешения министров реализацию другим государственным и кооперативным предприятиям и учреждениям выявленных излишних и * ненужных материалов. Наблюдение за этим возлагалось на Государственный банк CCCI Эта мера способствовала оздоровлению финансов предприятий.

Возникла необходимость в пересмотре нормативов собственных оборотных средств промышленных предприятий и снижении HJt в отношении прежде всего тех преднриятий, по которым.

условия военного времени требовали повышенных нормативов. Выделив из государственного бюджета министерствам и ведомствам значительные ресурсы на пополнение оборотных, средств, правительство одновременно установило им задания по улучшению хозяйственной и финансовой деятельности, реализация сверхнормативных запасов, взысканию дебиторской задолженности и ликвидации неплатежей поставщикам н банку.

Переход на производство гражданской продукции потребовал на большинстве предприятий перестановки и доукомплектования оборудования, приспособления его к новым потребностям производства. Это вызвало значительные дополнительные затраты. Вме-сте с тем перед министерствами и ведомствами была поставлена задача учесть все имеющееся на предприятиях еще не смонтированное оборудование, проверить его состояние и принять меры к его 1спользованию на данных или других предприятиях.

В противоположность капиталистическим странам, где послевоенная перестройка промышленности привела к.массовой безработице, в Советском Союзе аосле окончания войны нри переходе к мирному хозяйственному строительству остро встала проблема обеспечения растущего производства рабочей силой.

Эту проблему нужно было решать путем перераспределения имеющейся рабочей силы л подготовки новых кадров. Серьезным источником пополнения рабочей силы в первом году пятилетки были вовлечение в производство демобилизованных из Советской Армии и перевод рабочих военной промышленности в гражданские отрасли. Демобилизованные получали пособия от государства. За счет государства осуществлялась перекв1алификация демобилизованных и переводимых из ртраслей военной промышленности в гражданское производство, причем в течение всего срока обучения государство сохраняло переведенным рабочим за-работнук» плату в тех размерах, которые они получали но прежнему месту своей работы. В период перестройки промышленности, когда не все рабочие могли достичь высокой производительности, государство обеспечивало им выплату средней заработной платы, одновременно оказывая всемерную помощь в овладении более высокой квалификацией.

Широкое развитие получило индивидуальное, бригадное и курсовое обучение. Одновременно развертывалась подготовка трудовых резервов через систему ремесленных и железнодорожных училищ и школ фабрично-заводского обучения. В 1946 г. из этих училищ и школ было выпущено 382 тыс. квалифицированных рабочих. .

С переходом к мирному хозяйственному строительству отпали условия для применения военных методов обеспечения преднриятий рабочей силой. От метода мобилизации нужно было перейти к организованному набору и принимать решительные меры цо закреплению рабочей силы на предприятиях посредством



улучшения материального положения и обеспечения жильем. В 1946 г. правительство приняло специальное решение о строительстве жилищ для работников предприятий и строеЦ Урала, Сибири и Дальнего Востока. Развертывалось жилищное строя-тельство за счет государства также и в других областях и районах страны. Наряду с этим принимались меры к обеспечению рабочих и служащих жильем в порядке индивидуального жилищного строительства,

В 1946 г. были полностью восстановлены предоставление в оплата за счет государства очередных отпусков для рабочих и служащих и отменены массовые сверхурочные работы. В связи с этим усилилось значение более полного использования рабочего времени, уплотнения рабочего дня.

Благодаря принятым партией и правительством мерам за первые два года четвертой пятилетки численность рабочих и служащих увеличилась на 4,2 млн. человек.

Послевоенная перестройка народного хозяйства отразилась на финансово-экономическом положении многих предприятий и хозяйственных организаций. Переход на производство новой продукции временно сопровождался снижением норм выработки, ростом себестоимости продукции, замедлением оборачиваемости средств. Это повлекло за собой рост дебиторско-кредиторской задолженности хозяйственных органов в просрочек по возврату банковских ссуд. В 1946 г, были проведены важные мероприятия по упорядочению фииансово-.жономвческой стороны производства, повышению внимания работников предприятий к вопросам экоЕОмики и финансов, по ликвидации перерасходов и непроизводительных затрат, укреплению плановой а платежной дисциплцны. Все эти меры были направлены на дальнейшее внедрение и укрепление хозрасчета,

В мае 1946 г. Совет Министров принял постайовление об упорядочении финавсового хозяйства предприятий и хозяйственных органов промышленных министерств, укреплении платежной дисциплины в хозяйстве и ликвидации взаимной задолженноста. Совет Министров обязал министерства и ведомства усилить внимание к задачам безусловного выполвения государственных заданий по себестоимости продукции, росту производительности труда, ликвидации перерасходов заработной платы, уменьшению брака в производстве, сокращению сверхнормативных запасов. На министерства и Госбанк СССР возлагалась обязанность во втором квартале 1946 г. сократить просроченную задолженвость банку в ноставщвкам в 3 раза и к 1 октября 1946 г. полностью ликвидировать просроченную задолженность по ссудам Госбанка, В этих целях предприятиям и хозяйственным органам оказывалась серьезная фивавсовая и кредитная помощь.

Вместе с тем Совет Министров обязал министерства и Госбанк применять санкции к неплательщикам за сырье, материалы, оборудование и за несвоевременный возврат банковских ссуд. На Гос-426

банк возлагалась обязанность своевременно предупреждать соответствующие министерства о возникающих ва предприятиях и в хозяйственных организациях финансздых затруднениях и неплатежах, усилить контроль за расходоваинем предприятиями и учреждениями государственных средств, за соблюдением платежной и финансовой дисциплины. Миннстеретвам было предложено усилить внутриведомственный финансовый контроль и обеспечить проведеяие ревизии предприятий и хозяйственных органов не реже раза в год.

Необходимо было усилить ослабленную в годы войны роль хозяйственных договоров во взаимоотношениях между хозрасчетными предприятиями и организациями, обеспечить наиболее пол-вый охват договорами всех поставок материалов и реализации

готовой продукции.

В период послевоенной перестройки народного хозяйства особое значение приобрела углубленная проверка балансов в Отчетов, позволяющая выявлять неполадки в работе предприятий it организаций, вскрывать резервы более быстрого налаживания их работы в условиях мирного хозяйствевного строительства.

Одновременно с усилением финансового и кредитного контроля и укреплением платежной дисциплины иа основе хозяйственных договоров были приняты меры по усилению хозрасчетной заинтересованности предприятий в колвчествевных и качественных результатах своей деятельности.

Министерствам и главкам было запрещено изымать у предприятий собственные оборотные средства, если это не предусматривалось финансовым планом, а также изымать сверхплановые накоплеввя до утверждения годовых отчетов.

В целях стимулирования борьбы за высокие качественные показатели было установлено, что премирование руководящих и инженеркш-технических работников промышленных предприятий за выполнение и • перевыполнение производственных планов может производиться лишь прв условии выполвения государственного задания по себестоимости продукции.

Первостепенное значение среди мер хозрасчетного стимулирования, принятых 5 декабря 1946 г., имело восстановление фонда директора предприятия с 1 июля 1946 г.

Во время войны фонд директора предприятия был, как указывалось выше, временно отменен в связи с необходимостью добиться максимальной концентрации средств на нужды обороны. При восстановлении фонда директора были учтены недостатки его образования и использования в довоенные годы и соответственно внесены важные изменения.

Как и в довоенное время, источниками образования фонда директора являлась полученная предприятием прибыль или, если планом прибыль не предусмотрена, экономия от свижеивя себестоимости продукции. Но до войны отчисления в директорский фонд производились независимо от вынолвевия плановых зада-

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [ 70 ] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82]