назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [ 68 ] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82]


68

советской семьи. Вводя этот налог, социалистическое государство вместе с тем увеличило государственные пособия многодетным и одиноким матерям и расширило ассигнования на строительство и содержание учреждений по охране материнства и детства. В 1945 г. по этому налогу поступило в бюджет около 3,4 млрд. руб., а государственные пособия многодетным и одиноким матерям составили 2,1 млрд. руб., кроме того, свыше 2,1 млрд. руб. бюджетных средств было израсходовано на мероприятия по охране материнства и детства.

Рост денежных доходов колхозников от их личного подсобного хозяйства и денежных доходов единоличных крестьянских хозяйств в связи с высокими рыночными ценами в годы войны потребовал внесения ряда изменений в структуру сельскохозяйственного налога. Эти изменения коснулись главным образом норм доходности,

В результате повышения рыночных цен установленные до войны нормы доходности сельскохозяйственных посевов и сельскохозяйственных животных оказались не соответствующими фактическим размерам доходов крестьянства. В 1942 г. фактический Доход превышал нормативно установленный в 7-10 раз, а по некоторым союзным республикам - даже в 10-15 раз. Так, например, облагаемый доход с 1 га посева овощей в средием по СССР составлял 3915 руб., а фактически полученный доход - 32 255 руб., с одной головы свиньи - соответственно 323 и 4453 руб.

В июне 1943 г. Указом Президиума Верховного. Совета СССР нормы доходности по сельскохозяйственному налогу были повышены примерно в 3-4 раза. Учитывая вместе с тем, что уровень рыночных цен и размеры фактически получаемых крестьянскими хозяйствами доходов сильно различаются по отдельным республикам, областям и районам. Президиум Верховного Совета СССР предоставил право уменьшать или увеличивать нормы доходности: совнаркомам союзных республик - для отдельных областей, областным исполкомам - для отдельных районов и селений. Этим обеспечивалась возможность глубокой дифференциации Норм доходности в соответствии с уровнем рыночных цен и другими экономическими особенностями областей, районов и селений.

Так, например, нормы доходов с 1 га посева картофеля могли в конечном счете колебаться от 4116 до 26 364 руб. Была усилена также дифференциация ставок сельскохозяйственного налога в зависимости от раэмеров облагаемого дохода. Поступления от сельскохозяйственного налога увеличились с 2,2 млрд. руб. в 1942 г. до 5,6 млрд. руб. в 1945 г.

Введение военного налога и налога на холостяков, одиноких и малосемейных граждан усложняло систему налоговых платежей населения. Чтобы несколько упростить работу налогового аппарата и вместе с тем сократить расходы по его содержанию, сбор на нужды жилищного и культурно-бытового строительства был

объединен с подоходным налогом с населения в городах и с сельскохозяйственным налогом в сельских местностях. Это объединение было тем более необходимо, что фактически культжилсбор строился на тех же основаниях, что подоходный и сельскохозяйственный налоги. По сути дела такое объединение потребовало лишь некоторого повышения ставок этих двух налогов. При этом в целях стимулирования развития промыслов были несколько снижены ставки подоходного налога с кустарей и ремесленников.

Был отменен также изживший себя налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения (существовал с 1929 г.), с некоторым повышением ставки государственной пошлины за выдачу свидетельств о наследованиях.

- В годы войны была осуществлена также перестройка системы местных налогов и сборов, которая привела её в соответствие с новыми взаимоотношениями между союзным, республиканскими и местными бюджетами, сложившимися на основе Конституции СССР 1936 г. По Положению о местных финансах 1926 г. союзное законодательство ограничивалось лишь установлением перечня допустимых местных налогов и сборов, предельных их ставок и обязательных льгот. Вопрос о введении того или иного налога или сбора ежегодно решался местными Советами или их исполкомами, причем в постановлениях местных Советов или их исполкомов указывались ставки налога либо сбора, их дифференциация, дополнительные льготы, порядок взимания и т. п. Необходимость ежегодно выносить решения о проведении местных налогов и сборов с обязательной публикацией этих решений в печати усложняла процесс проведения местных налогов и сборов, а децентрализованный порядок их проведения приводил к большому разнообразию ставок и льгот по отдельным союзным республикам.

В апреле 1942 г. Президиум Верховного Совета СССР издал Указ «О местных налогах и сборах», значительно изменивший порядок их проведения. На основании этого Указа проводЕшнсь пять основных местных налогов и сборов: 1) налог со строений;

2)земельная рента (сбор за пользование участками земли);

3)сбор с владельцев транспортных средств; 4) сбор с владельцев скота; 5) разовый сбор на колхозных рынках. Проведение этих налогов и сборов не требовало ежегодного издания решений местных Советов депутатов трудящихся: указ точно устанавливал ставки этих налогов и сборов, льготы по ним, порядок их проведения, обязанности финансовых органов и плательщиков.

Верховным Советам и совнаркомам союзных и автономных республик, местным Советам депутатов трудящихся и их исполнительным комитетам было предоставлено право: понижать ставки и устанавливать дополнительные льготы по отдельным категориям облагаемых объектов и для отдельных плательщиков или групп плательщиков; ие вводить на территории республики, края,



области, района или города сбор с владельцев транспортных средств и сборов с владельцев скота. Стало быть, проведение налога со строений, земельной ренты и разового сбора на колхозных рынках стало обязательным но всей территории СССР. Советы депутатов трудящихся и их исполкомы вносили решения по местным налогам и сборам только в тех случаях, когда это было связано с необходимостью понизить ставки илн установить дополнительные льготы либо вовсе ие вводить иа данной терри-торни сбор с владельцев транспортных средств и сбор с владельцев скота.

Указ о местных налогах и сборах, кроме того, расширил круг их плательщиков и повысил их ставки. Все зто обеспечило повышение эффективности местных налогов и сборов. В 1944 г. поступления по ним в 3 раза превысили поступления за 1940 г. и составили около 20% всех доходов местных бюджетов.

До 1942 г. в систему местных налогов и сборов входил налог со зрелищ. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 сентября 1942 г. в этот налог были внесены такие изменения, которые но сутн дела приблизили его к налогу с киноустановок и придали ему характер государственного налога. В соответствии с этим Наркомат финансов СССР в ноябре 1942 г, издал единую инструкцию о налоге со зрелищ и киноустановок.

В том же 1942 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 апреля и постановлением Совнаркома СССР от 29 апреля были внесены значительные изменения в порядок взимания государственной пошлины. Изменения выразились главным образом в повышении ставок в отношенин ряда документов и действий, оплачиваемых пошлиной, а также в расширении перечня действий и документов, оплачиваемых пошлиной. Будучи направленными на борьбу с недостатками и излишествами в области оформления всякого рода актов и документов, вызывавшими дополнительную работу государственных учреждений, эти изменения одновременно значительно повысили финансовое значение пошлины.

9. Победа советского народа

в Великой Отечественной войне

и начало послевоенной перестройки финансов.

Государственный бюджет в 1945 г.

8 мая 1945 г. был подписан акт о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил, а 2 сентября 1945 г.- акт о безоговорочной капитуляции Японии. Вторая мировая война закончилась полной победой над двумя крупнейшими очаГаМи Мирового фашизма и мировой агрессин.

Советский Союз снова вступил в период мирного социалистического строительства. Переход оТ военной обстановки к мирному социалистическому строительству, обусловивший соответст-

вующую перестройку экономики и финансов, ярко отразился на ходе и результатах исполнения государственного бюджета в 1945 г.

Государственный бюджет на 1945 г. был утвержден Верховным Советом СССР в апреле 1945 г. как бюджет военного времени. В нем, в частности, ассигнования Наркомату Вооруженных Сил СССР былн устаиовлены на уровне предыдущего,

1944г.; предусматривались крупные поступления в порядке обложения военным налогом, а также значительный доход от реализации повой (пятой) денежно-вещевой лотереи, прирост специальных вкладов в сберегательных кассах за счет сумм компенсации за неиспользованные отпуска и т. п. В результате победоносного окончания войны в составе доходов и расходов государственного бюджета в ходе его исполнения произошли крупные изменения.

ПобедонобНое окончание войны дало возможность отменить ограничения, вызванные условиями военного времени. С 1 июля

1945г. были возобновлены очередные и дополнительные отпуска рабочрх и служащих. В сентябре 1945 г. Совнарком СССР принял постановление «О порядке и сроках расчетов с рабочими и служащими по суммам денежной компенсации за неиспользоваиный отпуск, перечисленным в сберегательные кассы в качестве специальных вкладов». Специальные вклады размерами до 100 руб. (включая проценты на эти вклады по 1 июля 1945 г.) выплачивались полноЛью наличными деньгами начиная с 1 декабря 1945 г. Остальные, специальные вклады должны были выплачиваться в течение четырех лет (1946-1950 гг.) равными частями ежегодно. Для расчетов по этим вкладам рабочим и служащим были выданы именные документы- «Свидетельства государственной трудовой сберегательной кассы на получение специального вклада» купюрами в 500, 200, 100, 50 и 25 руб.; остатки специальных вкладов на сумму менее 25 руб. выдавались наличными деньгами при выдаче свидетельств. Оплата свидетельств должна была производиться до 1 января 1951 г.

В связи с возобновлением отпусков и прекращением практики специальных вкладов доходы государственного бюджета в 1945 г. оказались менее утвержденных Верховным Советом СССР сумм на 2,2 млрд. руб.

Окончание войны позволило Советскому правительству в целях улучшения материального положения трудящихся сократить размеры налоговых платежей населения. Вначале (со второй половины 1945 г.) было прекращено взимание военного налога с рабочих и служащих некоторых отраслей производства, а с 1 января 1946 г. этот налог был отменен полностью. В результате за 1945 г. по военному налогу поступило почти на 3 млрд. руб. менее утвержденной годовой суммы.

Советское правительство отказалось также от проведенья пятой денежио-вещевой лотереи, поступления от которой в утЬерж-



денном на 1945 г, государственном бюджете предусматривались в сумме 3,5 млрд. руб.

Таким образом, по трем указанным выше источникам доходов (специальные вклады, военный налог, лотерея) в 1945 г. поступило на 8,7 млрд. руб. менее утвержденных сумм. Общий же объем всех доходов государственного бюджета СССР за 1945 г. составил 302 млрд. руб., т. е. оказался менее утвержденной Верховным Советом СССР суммы на 5,7 млрд. руб. Это показывает, что недобор по указанным выше источникам был частично перекрыт возросшими поступлениями в государственный бюджет из доходов предприятий и организаций социалистического хозяйства. Особенно значительно (на 5 млрд. руб.) выросли против предусмотренных по бюджету сумм поступления по налогу с оборота. В основе этого роста лежало развитие товарооборота страны.

Проявляя исключительную заботу о военнослужащих и их семьях, Советское правительство установило выплату единовре-менЕ[ых пособий демобилизуемым из рядов Советской Армии военнослужащим в крупных размерах. Однако с учетом и этих денежных вознаграждений демобилизованным, выплата которых не предусматривалась в утвержденном па 1945 г. государственном бюджете, расходы на оборону составили за 1945 г. 128,2 млрд. руб. вместо 137,9 млрд. руб., предусмотренных но утвержденному бюджету. Отсюда видно, что Советское правительство немедленно по окончании войны стало резко сокращать военные расходы.

Послевоенная перестройка народного хозяйства потребовала от государства единовременных затрат не только в связи с демобилизацией из рядов Советской Армии, но также и по линии финансирования народного хозяйства. Необходимость. таких затрат вызывалась переводом предприятий с производства оборонной продукции на производство гражданской продукции. Крупнейшую роль в этих затратах имела переоценка заготовленных для производства военной продукции материалов н частичное списание в убыток стоимости тех материалов, которые не могли быть использованы для производства гражданской продукции. Все это повысило расходы государственного бюджета на народное хозяйство, которые составили в 1945 г. 74,4 млрд. руб. против утвержденных 64,7 млрд. руб.

Послевоенная перестройка народного хозяйства отразилась также иа движении себестоимости продукции ряда отраслей производства и на размерах накоплений предприятий и хозяйственных организаций. Повышение себестоимЬсти и сокращение накоплений в некоторых отраслях промышленности было связано с изменением ассортимента продукции, а также с дополнительными затратами, вызываемыми самой послевоенной перестройкой хозяйства. Однако наряду с этим большую роль в повышении себестоимости продукции в ряде отраслей производства сыграла

пепроизводнтельпые затраты, потери, брак как результат некоторого ослабления хозрасчета. Объем накоплений оказался ниже плановых сумм, и отчисления от прибылей в государственный бюджет составили за 1945 г. 16,9 млрд. руб., т. е. были на 4,6 млрд. руб. менее утвержденной Верховным Советом СССР суммы.

Несмотря на недостатки в работе отдельных отраслей производства, общий рост народного хозяйства обеспечил исполнение государственного бюджета СССР за~ 1945 г. с положительными результатами. Доходы государственного бюджета страны в 1945 г. превысили фактически произведенные бюджетные расходы на 3,4 млрд. руб. При этом ресурсами государственного бюджета было не только полиостью обеспечено удовлетворение всех потребностей обороны страны и послевоенной перестройки народного хозяйства, но из государственного бюджета были выделены огромные суммы на восстановительные работы в районах, пострадавших от немецко-фашистских захватчиков, на строительство новых предприятий во всех отраслях народного хозяйства, на развертывание социально-культурного строительства.

«с «с «

Победа в Отечественной войне советского народа продемонстрировала непоколебимую прочность социалистической системы хозяйства. Несмотря на то что Советский Союз вынужден был принягь на себя главный удар чудовищной милитаристской машины германских империалистов и длительное время сражался без непосредственной военной помощи со стороны каких-либо других государств наша страна вышла из войны без экономического кризиса и потрясений. Военно-хозяйственная и политическая мощь социалистического государства в ходе войны возрастала. Это позволило быстрыми темпами ликвидировать последствия войны и не только восстановить, но и значительно превзойти довоенный уровень развития во всех отраслях хозяйства и культуры, опираясь на особенности н преимущества социалистического экономического и политического строя.

Затевая вторую мировую войну, империалисты намеревались ослабить Советский Союз, принудить его народы отказаться от завоеваний социалистической революции, навязать им свою волю, превратить в объект беспощадной эксплуатации. Эти намерения не сбылись. Более того, в итоге войны лагерь социализма и демократии окреп, расширился, в него вошли ряд стран Европы и Азии.

Неизмеримо возрос международный авторитет Советского Союза как цитадели борьбы за мир, за социализм, за подлинную народную демократию, В лагере же империализма война привела к обострению всех его противоречий, к новому экономическому кризису. В годы войны фронт и тыл, вся наша стра-

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [ 68 ] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82]