назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [ 67 ] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82]


67

как источника бюджетных ресурсов в большей стенени возросло. Вместе с тем намного увеличилась роль налогов как орудия регулирования доходов населения, воздействия на рыночную (базарную) торговлю и укрепления денежного обращения.

Товары на колхозных рынках продаются но ценам, складывающимся в связи со спросом и предложением товаров. Социалистическое государство оказывает воздействие на цены колхозных рынков прежде всего посредством иснользования товарных фондов, сосредоточенных в распоряжении государства и пускаемых в оборот по устойчивым ценам: Чем больше товарных фондов в-руках социалистического государства, чем полнее эТи фонды обеспечивают удовлетворение потребностей населения в товарах н продуктах, тем ближе цены колхозных рынков к ценам государственной и кооперативной торговли.

Война привела к временному сокращению товарных фондов, находящихся в распоряжении государства. Сокращение это обусловливалось сжатием размеров производства гражданской продукции и увеличением внерыночного потребления (снабжение вооруженных сил). В силу этого возможности воздействия государства на цены колхозных рынков посредством маневрирования товарными фондами сузились. Рыночные цены оторвались от цен государственной и кооперативной торговли, во много раз повысились, так как та часть платежеспособного спроса населения на товары и продукты, которая не могла быть удовлетворена через государственную и кооперативную торговлю, возросла. Следствием высоких рыночных цен было оседание денег у крестьян, что ослабляло стимулы к продаже излипшов сельскохозяйственных продуктов на колхозных рынках за деньги и порождало натурально-меновые отношения в деревне. Все это отрицательно влияло на состояние денежного обращения.

В этих условиях регулирующая роль налогов с населения возросла. Повысив размеры налоговых платежей с крестьянских хозяйств, государство тем самым уменьшало количество денег, оседавших в деревне, и усиливало стимулы к продаже сельскохозяйственных продуктов на колхозных рынках за деньги. Рост предложения товаров па колхозных рынках вызывал снижение рыночных цен, тем самым повышал покупательную способность рубля. Увеличение размеров налоговых платежей городского населения сокращало также излишки денег в городах, образующиеся в результате того, что объем государственной и кооперативной торговли не соответствовал возросшим денежным доходам. Это также содействовало снижению рыночных цеи (через относительное сокращение рыночного спроса) н укреплению денежного обращения.

Следует отметить, что, несмотря па возросшую роль налогов, главным орудием воздействия социалистического государства на рыночную торговлю и в годы войны оставалось маневрирование товарными фондами, находящимися в руках государства. Как

указывалось выше, решающую роль в снижении рыночных цен на втором Ьтапе войны сыграли увеличение товарных фондов в распоряжении государства, улучшение нормированного снабжения, введение и развертывание коммерческой торговли по -цепам, которые неоднократно снижались государством в годы войны.

Увеличение налоговых поступлений в государственный бюджет и усиление регулирующей роли налоговых платежей населения были достигнуты в результате повышения ставок налогов, расширения круга плательщиков налогов, более полного учета облагаемых доходов и изменения принципов построения налоговых платежей,

В начале войны были проведены меры, направленные ва повышение эффективности довоенных налогов и сборов.

С 3 июля 1941 г. устанавливалась на военное время надбавка к сельскоХезяйственному и подоходному налогам с населения.

Надбавка к сельскохозяйственному налогу была установлена в размере 1(Ю% к окладу налога. Хозяйства колхозников и единоличников, в составе которых имелись военнослужащие, освобождались от надбавки: на 50% - при одном военнослужащем и полностью - при двух и более военнослужащих в хозяйстве.

Чтобы обеспечить более раннее поступление налоговых платежей в бюджет, в 1941 г. сроки уплаты сельскохозяйственного налога были сокращены па один месяц.

Размер надбавки к подоходному налогу с населения дифференцировался в зависимости от категорий плательщиков налога и месячного заработка рабочих и служащих. Все плательщики надбавки подразделялись прежде всего на две категории: 1) рабочие, служащие и приравненные к ним лица; 2) прочие плательщики подоходного налога. Внутри каждой из зтих категорий плательщиков размер надбавки зависел от отношения плательщика налога к действительной военной службе или призыву в Красную Армию но мобилизации. В этом заключалась главная особенность построения надбавки к подоходному налогу с населения.

С лиц, не подлежавших но возрасту призыву па Действительную военную службу или призыву по мобилизации в Красную Армию, надбавка взималась в следующих размерах (в процентах к окладу подоходного налога): с рабочих и служащих с месячным заработком от 300 до 500 руб.-50, с месячным заработком от 500 до 600 руб.- 75 и с месячным заработком свыше 600 руб.- 100, со всех других плательщиков нодоходного налога независимо от размера их доходов - в размере 100. Рабочие и служащие с заработком до 300 руб. в месяц от уплаты надбавки освобождались. Лица, подлежащие по возрасту призыву на действительную военную службу или призыву по мобилизации в Красную Армию, но не мобилизованные или освобожденные от призыва, уплачивали временную надбавку к подоходному налогу в следующем размере: рабочие и служащие при месячном заработке до



300 руб.-100%, при месячном заработке от 300 до 500 руб.- 150% и при месячном заработке свыше 500 руб.-200%; остальные лица, не работающие но найму, в размере - 200% оклада подоходного налога.

Учитывая потребности финансирования войны и необходимость сокращения Других затрат, не имеющих неотложного значения, в 1941 г. было решено 75% средств, собранных путем самообложения на селе, передавать в местный бюджет для финансирования социально-культурных мероприятий, что дополнительно высвободило некоторые бюджетные суммы на нужды обороны.

Военная обстановка требовала расширения круга плательщиков налогов, более полного учета их семейного положения. Довоенная система налогов не отвечала полностью этим потребностям. В частности, плательщиками налогов были лшпь граждане, имеющие самостоятельные источники доходов. Сельскохозяйственный налог не учитывал числа трудоспособных в крестьянском хозяйстве. Круг налогоплательщиков сильно сокращался из-за многочисленных налоговых льгот. Кроме того, довоенные налоги не позволяли в достаточной мере учесть рыночные доходы. Между тем в связи с сокращением объема государственно-кооперативной торговли на первом зтапе войны доходы зтого рода в результате роста рыночных цен быстро увеличивались. Необходимо было внести изменения в действовавшие до войны налоги и вверти ва время войны дополнительный налог. Это и было сделано.

С 1942 г. был введен военный налог с одновременной отменой временной надбавки к сельскохозяйственному и подоходному налогам.

Плательщиками военного налога являлись все граждане города и села, достигшие 18-летиего возраста, за исключением: а) военнослужащих рядового, младшего командного и младшего начальствующего состава всех родов войск; б) военнослужащих среднего, старшего и высшего командного и начальствующего состава, находящихся в действующей Красной Армии, действующем Военно-Морском Флоте и пограничных войсках; в) членов семей военнослужащих, получающих пособие от государства; г) инвалидов I и II групп инвалидности; д) пенсионеров и граждан преклонного возраста: мужчин - в возрасте 60 лет и старше, женщин - 55 лет и старше, если они не имеют дополнительных (сверх пенсии) или самостоятельных источников дохода.

Таким образом, военный налог, распространявшийся на городское и сельское население, взимался как с граждан, получающих самостоятельные доходы, так и с граждан, самостоятельных источников дохода не имеющих (с иждивенцев). Круг лиц, освобождаемых от военного налога, был значительно уже, чем по подоходному и сельскохозяйственному налогам. В част-

ности, военнослужащие тыловых (не входящих в состав действующих армий и флота) частей и учреждений, освобожденные от подоходного и сельскохозяйственного налогов, входили в круг плательщиков военного налога. В результате число плательщиков этого налога намного превышало число плательщиков подоходного и сельскохозяйственного налогов, вместе взятых. Это является одним нз моментов, обусловливавших более крупные поступления по военному налогу сравнительно с общей суммой поступлений по всем другим налогам, уплачиваемым населением. Так, в 1944 г. из 37,2 млрд. руб., поступивших по государственным налогам с населения, военный налог дал 28 млрд. руб. С введением военного налога достигалось более широкое участие населения в финансировании военных затрат.

Вторая важнейшая особенность военного налога заключалась в том, что В его пострвении были применены элементы подушного обложения. Как уже отмечалось, граждане СССР включались в число плательщиков военного налога не на основании того, каковы источники их доходов и имеют ли они вообще самостоятельные источники доходов, а. по возрастному признаку. Такой подушный признак определения состава плательщиков налога значительно упрощал его взимание. Следует отметить, что включение в состав гшательщиков налога граждан, не имеющих самостоятельных источников дохода, могло сыграть известную роль в качестве одного из моментов, стимулирующих поступление на работу лиц, ранее состоявших на иждивении своих родственников.

Элементы подушного обложения в военном налоге выражались также в том, что налог этот на селе исчислялся и взимался не с хозяйства (крестьянского двора) в целом, а с каждого члена хозяйства (члена семьи) в отдельвости. Очевидно, что зто требовало установления ставок налога с сельскохозяйственного населения не в процентах к доходу хозяйства, а в твердых ставках, так как определить, какая часть общего дохода хозяйства (двора) может быть признана в качестве дохода отдельного члена хозяйства (двора), представлялось невозможным.

Частичное использование в военном налоге злементов подушного обложения вовсе не означает, что налог этот был построен по принципу подушного обложения. Ставки военного налога дифференцировались в зависимости от категории плательщиков и размеров их доходов в такой степени, что нельзя было рассматривать этот вяцог как подушиый. Военный налог был в основном налогом подоходным.

Рабочие, служащие и приравненные к ним лица облагались военным налогом раздельно но источникам доходов (от основной работы и работы но совместительству) по .ступенчатой шкале ставок: от 10 руб. в месяц при годовом заработке в пределах до 1800 руб. и до 225 руб. в месяц при годовом заработке свыше 24 тыс. руб. Необлагаемого минимума не было, что значи-тельво расширяло круг плательщиков налога но сравнению с по-



доходным.налогом. Общая сумма удержаний по военному налогу но всем источникам доходов не должна была превышать 2700 руб. в год.,

Ставки военного налога для колхозников и единоличников были установлены в размере от 150 до 600 руб. в год с каждогб члена хозяйства (семьи), В этих пределах средние ставки налога для отдельных краев и областей устанавливались совнаркомами союзных республик, а ставки для районов - иснолкомамн краевых и областных Советов депутатов трудящихся в зависимости от экономических особенностей каждого района. Исполкомам краевых и областных Советов депутатов трудящихся было предоставлено также право в исключительных случаях повышать или понижать на 50% районные ставки налога для отдельных селений, в зависимости от расстояния этих селений от рынков сбыта и средних размеров доходов их граждан, получаемых от продажи сельскохозяйственных продуктов на колхозных рынках.

Следовательно, за основу при определении размера военного налога принимался не доход каждого хозяйства, а средняя доходность по всему району или в исключительных случаях по, данному селению в целом. Такое построение ставок военного па-лога с колхозников и единоличников не только не ослабляло, но, напротив, усиливало стимулы к увеличению доходов каждого хозяйства, в том числе и посредством расширения продажи сельскохозяйственной продукции па колхозных рынках.

Со всех других граждан (кроме колхозников, единоличников и лиц, работающих по найму), имеющих самостоятельные источники дохода, облагаемые подоходным налогом. Военный налог взимался в удвоенном размере ставок, установленных для рабочих и служащих, но не менее исчисленной с них суммы подоходного налога за текущий год. Остальные граждане, не имеющие самостоятельных источников дохода, уплачивали военный налог в размере 100 руб. в год,

В военном налоге была сохранена также ,указанная выше главная особенность временной надбавки к подоходному налогу с населения: граждане (кроме инвалидов войны), подлежащие по возрасту призыву на действительную военную слул{бу или призыву по мобилизации в Красную Армию, но не призванные или не мобилизованные уплачивали военный налог но установленным для соответствующей группы плательщиков налога ставкам с повышением исчисленной с них суммы налога на 50%. Это повышение не распространялось на инвалидов войны.

За 1942-1945 гг. но военному налогу в государственный бюджет поступило 72,1 млрд. руб. После окончания войны налог этот был отменен.

Кроме военного налога в 1941 г. был введен еще один налоговый платеж населения, а именно налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, В отличие от военного, этот налог сохранился и после окончания войны, так как был вызван не спе-

пифическими потребностями военного времени, а явился необходимым дополнением к подоходному обложению вообще.

В качестве основного критерия при взимании этого налога принималось семейное положение граждан: налогом облагались лишь граждане определенного возраста (мужчины - от 20 до 50 лет, женщины -от 20 до 45 лет), имеющие менее троих детей или вообще не имеющие детей, причем ставки налога дифференцировались в зависимости от количества детей. Основной принцип подоходного налога - наличие самостоятельных источников дохода и размеры дохода - в налоге на холостяков, одиноких и малосемейных граждан полностью не проводился: к уплате зтого налога привлекались также и граждане, ие имеющие самостоятельных источников дохода. С отдельных категорий плательщиков налог взимался в твердых ставках независимо от размера дохода. Стало быть, в этом налоге, как и в военном, принцип подоходного обложения сочетался с элементами подушного обложения.

Вначале к уплате налога привлекались лишь граждане указанных выше возрастов, не имеющие детей, отсюда н первоначальное название налога: налог на холостяков, одиноких и бездетных граждан, С 1944 г. в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР о государственной поьощи одиноким и многодетным матерям крут плательщиков налога был расширен: к уплате налога привлекались также граждане, имеющие менее троих детей; от уплаты налога освобождались не все военнослужащие (как это было до 1944 г.), а лишь те иэ них, которые освобождались от уплаты военного налога.

Плательщики налога на холостяков, одиноких и малосемейных граждан подразделялись на те же четыре категории, что и плательщики военного налога. В отношении рабочих и служащих налог являлся строго пропорциональным и ставки налога дифференцировались лишь в зависимости от количества детей: с бездетных взимался налог в размере 6% заработка, при наличии одного ребенка-1%, при наличии двоих детей -0,5%. Эти же ставки распространялись на некооперированных кустарей и ремесленников и на прочих граждан, имеющих самостоят-ельные источники дохода, облагаемые подоходным налогом, но размер цалога с них не- должен быть во всяком случае менее ставок, установленных для граждан, которые ие имеют самостоятельных источников дохода, С колхозников, единоличников и других граждан, входящих в состав подлежащих обложению сельхозналогом хозяйств, налог взимается твердыми ставками: с бездетных - -150 руб., с имеющих одного ребенка - 50, с имеющих двоих детей - 25 руб. в год. Остальные граждане уплачивали налог в размере соответственно 90, 30 и 15 руб. в год.

Налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан находился в теснейшей связи с мероприятиями, проводимыми государством по линии охраны материнства и детства, укрепления

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [ 67 ] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82]