назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [ 65 ] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82]


65

ми населения по оплате товаров, приобретаемых в государственной н кооперативной торговле, по оплате разного рода нетоварных услуг, оказываемых государственными и. кооперативными предприятиями, учреждениями и организациями, и по платежам и взносам населения в финансовую систему. Превышение денежных расходов населения над его денежными доходами означает изъятие денег из обрапения, а превышение денежных доходов населения над его денежными расходами - увеличение выпуска денежной массы в обращение. При этом основными каналами выпуска денег в обращение являются выплата заработной платы и оплата селыкохозяйственных заготовок, а основным каналом обратного притока наличных денег от населения - выручка торгующих организаций.

Изменения в структуре общественного продукта и его распределения, планомерно осуществляемые Советским государством, получили отражение в балансе денежных доходов и расходов населения. Накануне войны (в 1940 г.) денежные расходы населения (включая платежи и взносы в финансовую систему) превышали его денежные доходы. В период войны, особенно на первом ее этапе, создалось обратное соотношение.

Ввиду сокращения объема розничного товарооборота в начале войны, а затем увеличения его в меньппах размерах по сравненню с ростом денеяшых доходов населения изъять из обращения излишние деньги нормальным путем - через товарооборот - оказалось в условиях военного времени невозможно. Нельзя было зтого достичь и посредством мобилизации части денежных доходов населения с помощью финансовой и кредитной Системы в порядке обязательных платежей и добровольных взносов.

В результате этого часть змиттировавных Госбанком СССР денег не возвращалась обратно в его кассы, а застревала в обращении. Девежвая масса взрастала быстрее по сравнению с увеличением потребности хозяйственного оборота в деньгах. Образовалась и увеличилась избыточная денежная масса в обращении. В этом выразились последствия войны в области денежного обращения. Они определили необходимость денежной реформы, которая была проведена вскоре после окончания войны - в 1947 г.

5. Борьба за мобшшзаацпо

и наиболее аффективное использование ресурсов еоцнаяистичеекото хозяйетва

Решающую роль в обеспечении огромных затрат военного времени играли доходы и накопления предприятий и организаций социалистического хозяйства, прежде всего государственных предприятий и хозяйственных организаций. Оии составляли почти половину всех доходов государственного бюджета СССР за 1941- 1945 гг. Кроме того, десятки миллиардов рублей поступили по линии государственного социального страхования, таможенных

доходов, доходов от государственных имуществ и угодий, налоговых платежей кооперации и колхозов. Большая доля доходов и накоплений предприятий и организаций социалистического хозяйства направлялась на удовлетворение потребностей военного времени непосредственно самими иредприятиями в оргавизация-ми, минуя государственный бюджег.

В борьбе за своевременное и иолное удовлетворение потребностей фронта, за развертывание вроизводства, повышение доходов и накоплений социалистическою хозяйства важнейшее значение имели проведение строжайшего реяеима экономии, рост производительности труда и концентрация накоплений во избежание их утечки и разбазаривания.

С первых дней Отечественной войны партия и правительство приняли решительные меры к выявлению и использованию всех внутренних резервов и возможностей, которыми располагали предприятия и хозяйственЕГые организации, к усилению реяшма экономии в расходовании средств, к увеличению размеров производства и вакоплеивй иа освове повышения производительности труда и снижения себестоимости продукции. Одним из наиболее ярких показателей достигнутых в этом успехов может служить снижение цен на военную продукцию.

Обычно в военное время в связи с усилением спроса цены на все виды воеввой продукции резко возрастают, что означает спекулятивное обогащение предпринимателей.

«Война,- писал В. И. Ленин в 1917 г., - стоит России теперь 50 миллионов рублей в день. Эти 50 миллионов в день идут большею частью военным поставщикам. Из зтих 50 месллионов по меньшей мере 5 миллионов ежедневно, а вероятно 10 миллионов и больше, составляют «безгрешные доходы» капиталистов и находящихся в той или иной стачке с ними чиновников. Особенно крупные фирмы и банки, ссужающие деньги под операции с военными поставками, наживают здесь неслыхавные прибыли, наживаются именно казнокрадством, ибо иначе нельзя назвать это надувание и обдирание народа «по случаю» бедствий войны, «по случаю» гибели сотен тысяч и миллионов людей» *. Мобилизованные посредством налогов, займов, бумажноденежной эмиссии средства шли в карманы магнатов капитала в ущерб снабжению фронта, в ущерб финансированию военных нужд. Вследствие спекулятивного роста цен в период первой мировой войны Россия, чтобы увеличить объем материального снабжения армии в 1.5 раза, доляша была в 1916 г. тратить в 3,5 раза больше средств, чем в начале войны. Эффективность использования бюджетных ресурсов упала в 2-3 раза.

В СССР вместе с ликвидацией частной собственности на средства производства, уничтожением эксплуататорских классов



устранены возможности капиталистического накопления «по случаю» бедствий войны. Советский экономический строй создал и систематически укрепляет заинтересованность каждого трудящегося в повышении производительности труда, в наиболее эффективном использовании ресурсов народного хозяйства.

Беспредельная любовь граждан к советской Родине, готовность жертвовать всем в интересах укреплеЕшя ее экономической и военной мощи, с особой силой проявившиеся в годы Великой Отечественной войны, способствовали широкому развитию социалистического соревнования на фабриках и заводах, шахтах и рудниках, в совхозах, колхозах и МТС, на предприятиях транспорта и связи. Трудящиеся СССР прилагали все усилия к тому, чтобы быстрее и больше производить продукции, повышать ее качество, быстрее доставлять ее потребителям, сокращать непроизводительные расходы, наиболее экономно расходовать сырье, материалы, топливо, эяектрозпергию. Важнейшее значение для снижения себестоимости продукции имели внедрение поточных методов производства, усовершенствование оборудования, всей технологии и организации производства. В строительстве внедрялись скоростные методы работы, значительно ускорявшие и удешевлявшие его.

Достншутая за годы войны экономия затрат труда и материальных ценностей на единицу продукции, снижение себестоимости продукции были использованы правительством для снижения цен на военаую продукцию, а на некоторые виды вооружения и боеприпасов - в 1,5-2 раза и более. Уже во втором полугодии 1942 г. каждый выстрел из пушки крупного калибра стоил на 30% меньше, чем в 1940 г., каждый выстрел из пушки среднего калибра - на 45%, минометный выстрел - в 2 раза, авиавыстрел - на 60% меньше. Экономия от снижения цен на военную продукцию выразилась за годы войны в сумме не менее 50 млрд: руб., явившись, таким образом, важным источником финансирования. Эффективность использования бюджетных ресурсов возросла.

Рост производительности труда, экономия в расходовании государственных средств, выполнение и перевыполнение планов стимулировались также мерами, направленными на укрепление хозяйственного расчета и личной материальной заинтересованности работников в результатах своего труда. По ряду отраслей производства была повышена заработная плата, расширена система премий за выполнение и перевыполнение плановых заданий и за экономию топлива, металла, дефицитных видов сырья й материалов, электроэнергии, эа внедрение заменителей, за быстрое освоение новых видов военной продукции и т. д. Проводилось дополнительное снабжение трудящихся, перевыполнявших плановые нормы выработки. Одним из факторов, стимулировавших борьбу за дальнейшее повышение производительпостн труда и экономию в затратах, явилось указанное выше снижение цен на военную продукцию. Немаловажную помощь государство

оказывало предприятиям и хозяйственпым организациям в форме кредита,,

Снижение цен на военную продукцию сыграло крупную роль в деле концентрации доходов и накоплений социалистического хозяйства для военных нужд. В интересах наиболее полной мобилизации ресурсов для обороны страны с начала Отечественной войны был временно отменен фонд директора. В условиях войны нельзя было допускать сверхплановое строительство и связанное с Этим отвлечение строительных материалов и рабочей силы от удовлетворения настоятельно необходимых потребностей. В ре зультате отмены фонда директора вся прибыль, превышающая плановые потребности самих предприятий в приросте собствен-» ных оборотных средств и в капитальных вложениях, стала изыматься в бюджет в форме отчисления от прибылей.

Основной формой бюджетной мобилизации накоплений государственных предприятий и хозяйственных организаций и в годы войны оставался налог с оборота. В деле упорядочения взимания этого вида государственных доходов немаловажное значение имела разработка отраслевых инструкций по налогу с оборота.

Положение о налоге с оборота 1930 г. и изданная в соответствии с ним инструкция Наркомфина СССР от 28 марта 1934 г. определяли общие принципы и порядок уплаты налога. Исходя из особенностей обложения оборота по отдельным группам товаров, в дальнейшем ежегодно Наркомат финансов СССР давал многочисленные дополнительные указания финансовым органам. В конце концов накопился обширный инструкционный материал и пользование им чрезвычайно усложнилось. Улучшение практики работы по налогу с оборота потребовало систематизации и кодификации этого материала. Необходимость в замене многочисленных инструкций, циркуляров, указаний и т. п. отраслевыми инструкциями, полностью отражающими все изменения, стала особенно настоятельной в условиях, когда в связи с войной финансовый аппарат на местах в значительной мере обновился, на работу пришли новые, зачастую менее квалифицированные кадры.

В 1941-1942 гг. были разработаны и изданы отраслевые инструкции, охватывающие большинство объектов обложения. Не меняя слояшвшейся структуры налога с оборота, эти инструкции внесли некоторые уточнения в определение категорий плательщиков налога, объектов обложения и отчасти системы ставок налога по некоторым товарам, В частности, расширилось применение системы ойюжения налогом с оборота в процентах к розничным ценам. В дальнейшем была разработана новая общая инструкция по налогу с оборота (введена с 1 ноября 1944 г.), обобщившая многолетний опыт работы в области государственных доходов.

Крупное значение для увеличения поступлений в порядке обложения по обороту имела коммерческая торговля, введенная



в начале 1944 г. Обороты коммерческой торговли в 1944-1945 гг. быстро возрастали по мере увеличения товарных фондов и снижения цен. В государственный бюджет поступлений от коммерческой торговли шли под следующей рубрикой: «Особый товарный фонд».

В отношении налога с нетоварных- операций следует отметить освобождение от обложения предприятий, изготовлявших продукцию для Красной Армии н Военно-Морского Флота.

Большое внимание партм и правительство уделяли проведению строжайшего режима экономии в административно-хозяйственных расходах. Разработка типовых штатов учреждений и организаций позволила сократить за время войны управленческий аппарат более чем на 320 тыс. должностных единиц. В результате проведенных мероприятий по упорядочению аппарата трестов, комбинатов, контор и агентств сбытовых и снабженческих организаций оказалось возможным сократить этот аппарат почти на 13 тыс единиц. На финансовые органы была возложена обязанность ежегодно проверять все подлежащие регистрации штаты учреждений, предприятий и организаций путем ревизий. Удельный вес расходов на содержание государственного управленческого аппарата в бюджете снизился с 3,9% в 1940 г. до 2,2% в 1944 г.

6. Мобилизация средств населения. Фонд обороны. Военные займы н лотереи. Сберегательное дело в годы войны

До Великой Отечественной войны все привлеченные в государственный бюджет в порядке налогов и займов средства населения составляли 10-12% всех бюджетных ресурсов. Доходы рабочих, служащих, колхозников систематически из года в год возрастали, удельный вес в них обязательных и добровольных платежей снижался. В этом также заключался один из резервов, который мог быть использован и был иснользован в годы войны.

Советские трудящиеся передали в распоряжение государства в период Великой Отечественной войны значительную часть своих текущих доходов и сбережений на финансирование нужд обороны. За четыре года войны непосредственно от населения поступило в государственный бюджет СССР более 230 млрд. руб., что составило около /» всей суммы бюджетных доходов за зти годы. Кроме того, крупные суммы были привлечены сберегательными кассами и системой Госстраха СССР. Мобилизация этих средств имела крупнейшее значение ие только для увеличения доходов государственного бюджета, но также и для укрепления денежного обращения.

Основными формами и методами привлечения средств населения были добровольные взносы и пожертвования в фонды обороны и Красной Армии, государственные займы и лотереи, вклады

в сберегательные кассы, добровольное личное страхование граядан, налоги.

Широкий поток добровольных взносов в фонд обороны СССР и фонд Красной Армии явился одной из наиболее ярких форм проявления народного патриотизма.

Инициатива создания фонда обороны одновременно созрела у многих граждан СССР, находящихся в самых различных районах нашей страны. С первых дней войны в правительственные органы, редакции центральных и местных газет, в.финансовые органы стали поступать письма от коллективов фабрик и заводов, школ, больниц, театров, научных учреждений, шахт и колхозов, а также от отдельных граждан. В этих письмах выражалась готовность не только своим трудом, но и личными средствами помочь священному делу обороны Родины.

Горячее стремление советских граждан помогать Красной Армии своими средствами проявлялось в самых различных формах. Рабочие, служащие отчисляли свой однодневный или двухдневный заработок в фонд обороны, домашние хозяйки приносили золотые и серебряные вещи, проводились воскресники, в ко- , торых активное участие принимали взрослые; колхозники сдавали в фонд обороны мясо, зерно, молочные продукты и досрочно погашали свои финансовые обязательства перед государством; пенсионеры, которые по старости или состоянию здоровья были лишены возможности работать, выделяли в фонд обороны часть своей пенсии.

Одним из наиболее ярких образцов самоотверженности и горячего патриотизма советских людей явился организованный колхозниками двух районов Ленинградской области красный обоз, доставивший из вражеского тыла сквозь кольцо блокады в осажденный Ленинград продовольствие, собранное колхозниками на оккупированной врагом территории. Население всей страны активно участвовало в сборе средств на сооружение танковых колонн и авиаэскадрилий, в сборе подарков и теплых вещей для бойцов Красной Армии. Уже к 1 ноября 1942 г. денежные взносы трудящихся в фонд обороны СССР превысили 3,6 млрд. руб. Кроме того, в этот фонд поступило много драгоценных вещей, иностранной валюты, облигаций государственных займов, различных сельскохозяйственных продуктов.

Героическая борьба Красной Армии, разгром фашистских полчищ под Москвой, Сталинградом, в районе Дона и на других фронтах Отечественной войны еще больше способствовали подъему советского патриотизма.

Любовь к Родине, к доблестной Красной Армии, готовность каждого советского гражданин*" отдать все свои силы и средства иа дело полного уничтожения захватчиков нородили широкое патриотическое движение и в деревне. Замечательный почий тамбовских колхозниц, в течение 2 недель собравших 40 млн. руб. на строительство танковой колонны «Тамбовский колхозник», был

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [ 65 ] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82]