назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [ 59 ] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82]


59

До 1938 г. иакая-лнбо определенная часть а»«)ртязационных фондов ва затраты но капитальвын реионтам не выделялась: все суммы амортизации полностью подлежали зачислению в общий фонд ресурсов для финансирования капитальных вложений, незавнсимо от характера последних. Это ослабило ответственность хозяйственных руководителей за ремонт, а тем самым и за сохранность действующих основных фондов. Очевидно, что недостаточно рациональное использование основных фондов, их чрезмерно быстрое изнашивание (не говоря уже о потерях, вытекающих из бесхозяйственности) увеличивают потребцость в новых капитальных вложениях, в новом строительстве.

Указанным выше постановлением Совнарком СССР ввел строго обязательный порядок распределения сумм амортизации между затратами на капитальный ремонт и на новое строительство. На капитальные ремонты должны были производиться специальные отчисления от общего фонда амортизации в установленных размерах; эта предназначенная для капитальных ремонтов часть амортизационных отчислений оставлялась в качестве целевого фонда в распоряжении директора предприятия. В снецбавки ва финансирование капитального строительства соответствующехч) наркомата но утвержденному государственному плану должна была вноситься лишь остальная часть амортизации. Совнарком СССР установил также новые вормы амортизации в промышленности по отдельным наркоматам, предоставив последним право, в пределах и на основе этих норм, дифференцировать их по отраслям производства и отдельным предприятиям. Эти нормы выражались в следующих долях (в %) по отношению к стоимости основных фондов;

Наркомат

тяжелой промьпш машивоетроевая

в том

Норма

числе на

амор-

капяталь-

тяэа-

ный ре-

монт

лесной проиыщлевностя легкой пронышлеввоств

В течение IQSn 1939 гг. этот порядок использования амор-тиза1щоЕгаых фондов был распространен на все другие отрасли народного хозяйства.

Учитывая, что некоторые стройки не только не вьшолняли установленных им планов мобилизации и использования внутренних ресурсов, но, напротив, допускали дальнейшее накопление пзлвшних материалов и оборудования, что создавало почву для разбазаривания в прямого расхищения материальных ценностей,

Президиум Верховного Совета СССР 10 февраля 1941 г. издал указ «О запрещении продажи, обмена и отпуска на сторону оборудования и материалов и об ответственности по суду за эти незаконные действия».

9. Реорганизация финансового контроля

В борьбе за рост социалистической рентабельности, за проведение режима экономии в расходовании государственных средств большую роль играет правильная организация финансового контроля.

Одним из важных участков борьбы за строжайший режим экономии является сокращение административно-хозяйственных расходов. В течение 1935-1941 гг. Советское правительство приняло и провело в жизнь ряд иостаиовлений, направленных на укрепление штатного дела, на обеспечение правильного расходования фондов заработной платы служащих.

Для упорядочения штатного дела и обеспечения постоянного контроля за соблюдением установленных штатов в 1935 г. при финансовых органах были образованы штатные комиссии во главе с Центральной штатной комиссией при Наркомфине СССР и введена обязательная регистрация всеми учреждениями, хозяйственными организациями и т. д. в городских и районных финансовых отделах штатов, ставок и фондов зарплаты, а также смет административно-управленческих расходов. В соответствии с этим 50% зковомнн на административно-управленческих расходах оставалось в распоряжении руководителей учреждений и хозорганизаций для премирования работников. Право назначения персональных ставок заработной платы было ютрого регламентировано.

Благодаря принятым партией и правительством мерам прирост расходов на содержание органов государственного управления из года в год замедлялся, в результате чего удельный вес этих расходов в государственном бюд5йете СССР понизился с 4,4% в 1938 г. до 3,9% в 1940 г. Особенно значительные результаты были достигнуты в 1940 г.: экономия от сокращения адиппистративно-управленческях расходов за этот год превысила 2 млрд. руб. Все же, как отметил народный комиссар финансов СССР А. Г, Зверев в докладе о государственном бюджете СССР на 1941 г., задача упрощения и удешевления государственного аппарата оставалась весьма актуальной и в 1941 г. Первостепенное внимание следовало обратить на сокращение и упрощение управленческого аппарата предприятий и хозрасчетных организаций. Необходимо было устранить еще встречавшиеся факты незаконного повышения заработной платы административного аппарата.

Для дальнейшего усиления контроля в области управленческих расходов в 1941 г, была создана Государственная штатная



комиссия при Совнаркоме СССР, перед которой стояли задачи разработки и осуществления мероприятий по улучшению государственного аппарата. На зту комиссию, в частностн, возлагались следующие задачи: разработка общегосударственной номенклатуры должностей и должностных окладов; упорядочение штатного дела; упразднение искусственно созданных звеньев государственного и хозяйственного аппарата; устранение параллелизма в работе учреждений; пресечение самоуправства в оргавйзации новых учреждений и ликвидация в советском аппарате всяких излишеств.

Штатные комиссии при Наркоифине СССР и наркоматах союзных республик были упразднены. На Наркомфин СССР, наркоматы финансов союзных и автономных республик, на местные финансовые отделы возлагалась обязанность усилить предварительный, текущий и последующий контроль за соблюдением установленных ставок, фондов заработвой платы, штатов, смет административно-хозяйственных расходов. Решающую роль в проведении такого контроля должны были сыграть органы общего финансового контроля в штатные управления или отделы финансовых органов, ва которые возлагались регистрация штатов, ставок и фондов заработвой платы, регистрация смет административво-хозяйствеввых расходов и сводвое планвровавие.

Задачи усиления финансового контроля вмелись в виду также при утверждении Совнаркомом СССР в 1936 г. Положения о бухгалтерских отчетах н балансах государственных и кооперативных хозяйственных органов в предприятий. Наркомфину поручалось утверждение форм бухгалтерских отчетов и балансов, а также инструщий по их составлению. Фиаансовым органам было предоставлено право рассматривать бухгалтерские отчеты и балансы, требовать от хозяйственных органов и предприятий представления материалов к этим отчетам и балансам, ревизовать на месте бухгалтерские записи, отчетность, все необходимые документальные данвые и т. д.

Большую роль в борьбе за строжайший режим экономии в расходовавии государственных средств и укреняенин планово-финансовой дисциплины должны играть специальные органы общего финансового контроля. Такими органами до 1938 г. были финансово-бюджетные инспекции. Однако недостатки и просчеты в организации работы финансово-бюджетных инспекцнй привели к тому, что они не обеспечили необходимого финансового контроля. В их работе недостаточно внимания уделялось документалъ-НЕШ ревизиям; их работники не вели надлежащей борьбы с ва- рушвтелями бюджетной дисциплины. Слабо был оргаввзовкк ковтроль также и со стороны оперативных секторов и отделов, финансовых органов,

В 1937 г. в целях усиления контроля был введен вяутгаве-домственный финансовый контроль, осуществляемый выше«т6я-щими органами по отвошепию ко всем лодведомствеввын

учрежденвям, предприятиям п организациям, и вместо фивансо-во-бюджетвых инспекций образована централизованная система специальных органов общего финансового контроля во главе с Контрольно-ревизнопнын управлением Наркомфина СССР.

Согласно нояожению о Контрольно-ревизионном управлении Наркомфина СССР, утвержденному в мае 1938 г., на него вовла-гались следующие задачи:

1)проверка соблюдения законов о бюджетных правах союзных и автономных республик и -местных Советов депутатов трудящихся как республиканскими и местными органами, так в наркоматами и центральными учреждениями Союза ССР;

2)контроль за иснолневиеи союзвого, республиканских и местных бюджетов, за правильным и экономным использованием отпускаемых по бюджету средств, а также собственных ресурсов хозяйственных, организаций, за соблюдением установленных штатов, должноствых окладов и фондов заработной платы, за правильным образованием и использованием внебюджетных (внелв-митных) средств;

3)контроль за своевремевньш выполнением государственными я кооперативными организациями их обязательств перед государственным бюджетом;

4)проверка работы финансовых органов, органов государствевного страхования и государственных сберегательных касс;

5)проверка соблюдения учреждениями Государственного банка установленных правил исполнения государственного бкджета СССР;

6)проверка постановки внутрвведомственвого финансового контроля в наркоматах, учреждениях и организациях;

7)проверка осуществления главными в старнхими бухгалтерами возложенных на них законом прав и обязанностей;

8)проверка работы банков долгосрочных вложенвй и вх филиалов.

В качестве основного метода работы Контрольно-ревизионного управления НКФ СССР и его органов была онределена документальная ревизия, дополняемая в необходимых случаях фактической (материальной) ревизией.

Третья сессия Верховного Совета СССР в мае 1939 г. отметила неудовлетворительное выполнение Наркомфином СССР в его мествымв органами возложенных на вих обязанностей контроля за правильным в эковонным расходованием государственных средств.

Эта же сессия обязала Народны:й комиссариат фянансив СССР и его местные органы решительно улучшить работу по контролю за финансовой деятельностью народных комиссариатов и других учреждений и органвзащй, не допускать нарушении финансовой и сметной дисциплины в бесхозяйственного псполь-зоваввя государственных средств. Основные мероприятия по улучшению работы ковтролъно-реввзиовных органов необходимо



было направить па всесторонннЁ охват ревизиями хозяйственных организаций, глубокое изучение финансово-зкономической деятельности учреждений, преднриятий и организаций, на более широкое применение метода комплексных ревизий, повышение действенности ревизий, обеспечение проверки исполнения указаний по ревизиям, повышение квалификации контролеров-ревизоров, а также на развитие и совершенствование форм предварительного контроля.

В 1930-1940 гг. в работе контрольно-ревизионных органов было достигнуто значительное улучшение. Ежегодно ревизиями охватывалось более 70% всех местных бюджетов. В 1939 г, было обследовано 105 945 учреждений, предприятий и организаций местного и республиканского подчинения, в 1940 г.- 128 716.

В 1940 г. в составе Совета Народных Комиссаров Союза ССР был образован Народный комиссариат государственного контроля «в целях установления строжайшего контроля за учетом и расходованием государственных денежных средств и материальных ценностей я осуществления проверки исполнения решений правительства» Создание зтого наркомата ни в малейшей мере не освободило финансовые органы от обязанностей финансового контроля, а, напротив, требовало дальнейшего усиления контроля за исполнением государственного бюджета, усиления борьбы с бесхозяйственностью и потерями.

Крупнейшее значение в деле снижения себестоимости и повышения социалистической рентабельности предприятий и хозорганиэаций имеет правильная организация расходования фондов заработной платы в строгом соответствии с социалистическим принципом распределения по труду. В августе 1939 г. Совнарком СССР установил новый порядок контроля за расходованием фондов заработной платы в промышленности. Госбанку СССР вменялось в обязанность выдавать денежные средства на выплату заработной платы лишь в соответствии с ходом выполнения производственных планов. В августе 1940 г. аналогичный порядок (выдача Промбанком средств на зарплату по мере выполнения строительных работ) был установлен в виде опыта на 50 подрядных стройках Наркомстроя СССР, а в 1941 г. распространен на все стройки.

10. Финансовые показатели выполнения

третьего пятилетнего ллаиа. Советские финансы накануне Великой Отечественной войны

Предвоенные годы характеризовались успешным выполнением заданий третьего пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР. Продукция социалистической промышленности увеличилась с 95,5 млрд. руб. в 1937 г. до 137,5 млрд. руб. Капиталь-

«Ведомости Верховного Совета СССР», 1940, J« 31; СП, 1940, J* 18, ст. 673. 360

ные вложения за три года составили 108 млрд. руб. (включая нецентрализованные вложения), в том числе за 1940 г.- около 38 млрд. руб. Б действие был введен 51 млн. т мощностей по добыче угля на новых шахтах, около 2400 тыс, квт мощностей на электростанциях. Мощность доменных печей увеличилась на 290U тыс. т чугуна, хлопчатобумажной промышленности - почти иа 1 млн. веретен. Повышение благосостояния трудящихся характеризовалось увеличением фондов заработной платы с 82,2 млрд. руб. в 1937 г, до 123,7 млрд, руб. в 1940 г. Увеличились общественные доходы колхозов и личные доходы колхозников. Рост национального дохода СССР за эти годы составил 33,3%.

Успешный ход выполнения третьего пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР нашел яркое отражение в изменении объема я структуры доходов и расходов государственного бюджета СССР. Приведенные ниже данные характеризуют динамику объема государственного бюджета СССР за 1938-1940 гг. и по плаву на 1941 г. в сравнении с 1937 г. (в млрд. руб.).

Доходы

Расходы

Сальдо

1937

109,3

1063

+3.1

1938

1273

124,0

19Э9

156,0

153,3

+2,7

1940

180,2

174,3

+5,9

Утверждено

2163

2163

на 1941 г.

Увеличение объема государственного бюджета СССР базировалось в основном на возрастании национального дохода. Победа социализма в нашей стране, быстрый рост производства, повышение социалистической рентабельности предприятий и организаций социалистического хозяйства, развертывание советской торговли - все это определяло непоколебимую финансовую мощь социалистического государства.

Наряду с этим увеличение объема государственного бюджета СССР за годы третьей пятилетки обусловливалось также расширением границ Советского Союза и изменениями в составе его государственного бюджета.

К началу третьей пятилетки Союз Советских Социалистических Республик объединял И союзных республик, причем часть территории, заселенной украинцами и белорусами, находилась за пределами СССР. В 1939 г. в соответствии с волеизъявлением трудящихся Западной Украины и Западной Белоруссии эти области были воссоединены с Советской Украиной и Советской Белоруссией. В 1940 г. семья народов Советского Союза пополнилась народами Эстонии, Латвии, Литвы. В состав СССР вошли захваченная боярской Румынией в годы первой мировой войны Бессарабия, а также Северная Буковина, Число союзных респуб-.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [ 59 ] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82]