назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [ 56 ] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82]


56

приятии) либо подоходного налога (для промысловой кооперации).

В расширении производства товаров широкого потреблевия немаловажная роль возлагалась на промысловую кооперацию. Необходимо было стимулировать работу кооперативных организаций в этом направлении, вместе с тем пресекая всякие попытки про-, тивопоставить интересы отдельных кооперативов общегосударственным интересам. В частности, необходимо было усилить борьбу против увлечения производством более прибыльных товаров в погоне за максимальной .текущей рентабельностью в ущеЯ? товарам менее прибыльным, но нужным народному хозяйству и иаселепию. Этим целям была подчинена система ставок подоходного налога с предприятий и организаций кооперативных систем и с предприятвй общественных организаций, уставовленвая в апреле 1941 г.

Ставка (в %) дифференцировались в зависимости от размеров балансовой прибыли и процента рентабельности кооперативного предприятия ЕЛИ организации следующим образом:

Фактическая сумма цршЧьиш, тыс. pytf.

До 100 100-300* Более 300 *♦

До 10

30 30 35

Рентабельность, % 10-12 12-15 "16-20 20-25 25-30 Свшяв ЗЙ

35 35 40

40 40 45

45 45 50

50 50 55

55 55 60

65 65 70

* Плюс Ь% с суммы, превышаюшей 100 тые. руб, ** Плкн: 10% с суммы, превышающей 300 тыс. руб.

При этом все предприятия и организации потребительской кооперации, а также предприятия других кооперативных систем и общественных организаций, не занимающиеся производственной, торговой деятельностью и торгово-товарной деятельвостью, должны были уплачивать подоходный налог в размере 30% с балансовой прибыли до 100 тыс. руб,, 35% с суммы прибыли свыше 100 тыс. руб. и до 300 тыс. руб, н 45% с суммы прибыли, превышающей 300 тыс. руб. Иначе говоря, в отношении этих предприятий и организаций единственным основанием для дифференциации ставок налога являлись размеры прибыли, тогда как по отношевню ко всем другим кооперативным предприятиям и организациям ставки налога дифференцировались также и в зависимости от уровня рентабельности, т, е, процентиого отношения прибыли к себестоимости продукции. Эта система обложения" ослабляла стремление повысить рентабельность артели путем производства и продажи наиболее прибыльных товаров.

6. Фяяаяеы в борьбе за освоение новой техника и новых производств, эа повышевве рентабельности предприятий

Решающим условием вынол некий планов второй и третьей пятилеток являлось повышение производительпостн труда на основе введреввя и освоения новой техники.

Ярким выражением коренного перелома в овладении новой техникой, освоении производств явилось стахановское движение, ознаменовавшее высший этап социалистического соревнования. Стахановцы ломали устаревшие технические нормы и вводили новые, характеризующие социалистический подъем производительности труда. Стахановское движение вело к такому подъему культурно-технического уровня рабочих масс, который позволял подготовить условия для преодоления различий между физическим и умствейным трудом, для создания изобилия продуктов, необходимого при переходе от первой ко второй фазе коммунизма.

Со стахановским движением, обеспечивающим значительный рост рентабельноств промышлеввых предприятий, теснейшим образом связана отмена системы государственных дотаций тяжелой нромышлевностс в 1936 г.

В периоды борьбы за социалистическую индустриализацию страны и коллективизацию сельского хозяйства в ряде отраслей тяжелой промышленности себестоимость продукции превышала установленную отпускную цену ва эту продукцию. Плановый разрыв между себестоимостью и отпускной ценой вызывался двумя причинами.

Первая из нвх - та, что вновь построенные предприятия не могли быть сразу в- полной мере освоены. Себестоимость на новых предприятиях была высокой, хотя й быстро снижалась по мере освоения новой техники а нового производства. Устанавливать отпускные цепы на основе высокой себестоимости, характерной для первого периода работы новых предприятий, было йе-рациональво с точки зрения стимулирования борьбы за повышение производительности труда, за полное освоение новой техники. Кроме того, высокая отпускная цена ставила бы в зат]д-пнтельное финансовое положение все те предприятия н хозяйственные организации, которые являются потребителями данной продукции: она повышала бы себестоимость продукции зтих предприятий.

Поэтому отпускные цены устанавливались на Таком уровне, которЕш соответствовал себестоимости ве периода освоения, а того периода, когда предприятие уже будет освоено.

Вторая причина временного разрыва между себестоимостью и отпускной ценой заключалась в том, что государство в целях оказания максимальной помощи новому, колхозному строю в деревне отпускало сельскохозяйственные машины, тракторы и т. д.



колхозам, МТС и совхозам йо льготмдм цбйЗм - йиЖе нх себе-стоимоста. Получающийся вследствие указанных причин разрыв между себестоимостью и отпускной ценой (плановый убыток) покрывался государством путем дотации из бюджета.

Успехи в освоении новой техники и новых производств, зарождение и развитие стахановского движения обеспечили снижение себестоимости продукции, рост рентабельности предприятий и организаций социалистического хозяйства. В 1936 г, прибыли государственных предприятий и хозяйственных органов достигли 14,2 млрд. руб. Многие предприятия стали отказываться от дотаций еще ранее. В 1936 г. правительство приняло решение отменить систему дотаций в тяжелой промышленности. В тех случаях, когда установленная ранее отпускная цепа оказывалась чрезмерно низкой, она была путем повышения приведена в соответствие с плановой себестоимостью. Новая система отпускных цен была построена таким образом, чэобы не только исключалась необходимость дотаций из бюджета, но чтобы все предприятия и организации тяжелой промышленности, как правило, имели прибыль, образующуюся на основе снижения себестоимости. Частичное повышение отпускных цен на изделия тяжелой промышленности было компенсировано путем снижения налога с обороту в легкой промышленности.

Большие изменения в системе налога с оборота были произведены в 1938-1940 гг.

До 1938 г. система ставок налога с оборота характеризовалась чрезмерной их дробностью. Так, например, по Наркомату пищевой промышленности количество ставок налога с оборота увеличилось с 59 в 1932 г. до 608 в 1937 г., в том числе по мясу и колбасным изделиям - с 3 до 254, по маслу животному - с 3 до 80, по маргарину - с 2 до 66, по табачным изделиям - с 8 до 22 и т. д. Множественность ставок пытались оправдать намерениями устранить резкие различия в уровне рентабельности но отдельным видам продукции. Этим же пытались обосновать частое изменение Ставок налога в связи с изменением себестоимости изделий. В действительности же достигнуть уравнения процента рентабельности предприятий и видов изделий посредством дифференциации и изменений ставок налога с оборота практически невозможно, так как невозможно устанавливать особую ставку налога для каждого вида и сорта изделий. Несмотря на огромное число ставок налога, процент рентабельности по отдельным изделиям внутри предприятия и по одному и тому же изделию на разных предприятиях сильно различался. Так, в первом квартале 1937 г, рентабельность отдельных групп изделий в хлопчатобумажной прсмышленносги колебалась от О до 56%.

Громоздкая и часто менявшаяся система ставок налога с оборота мешала полному и своевременному поступлению налоговых сумм, затрудняла контроль за деятельностью хозяйственных органов, способствовала проявлению антигосударственных тенден-

1Й - сокрытию облагаемого оборота и нбПраЬИЛЬИоМу йСЧйСяб-

нию сумм налога.

В 1938-1940 гг система ставок налога с оборота была коренным образом перестроена. Наряду с резким сокращением числа ставок были приняты меры к тому, чтобы неравномерность в уровне рентабельности не приводила к практике расширения производства лишь «более рентабельных» изделий за счет «менее рентабельных». Так, в текстильной промышленности вместо системы ставок налога, утверждаемых для отдельных товаров, была введена «система разниц» - утверждены два прейскуранта на текстильные изделия; прейскурант отпускных цен без налога с оборота и прейскурант розничных цеп; налог с оборота вносился в бюджет в размерах разницы менсду ценами зтих двух прейскурантов (за вычетом торговых и сбытовых скидок). По ряду отраслей промыпц1енностн были отменены квартальные перерасчеты налога с оборота, некоторые товары освобождались от бюджетных наценок и т. п. Все это способствовало унорядоченик» начисления и уплаты налога с оборота.

Крупнейшее значение в борьбе за повышение качества продукции и соблюдение ее планового ассортимента имело принятое в 1940 г. решение установить ответственность за выпуск некомплектной или бракованной продукции и за несоблюдение стандартов промьш1ленными предприятиями.

Б интересах успешной борьбы за рост социалистической рентабельности и накоплений в 1936 г, былн ликвидированы многочисленные фонды премирования н улучшения быта рабочих, служащих па предприятиях, образуемые за счет прибылей предприятий, с заменой всех нх одним фондом директора. Образование этого фонда было поставлено в прямую зависимость от степени выполнения предприятием плановых заданий по снижению себестоимости н росту накоплений. В тех же целях стимулирования борьбы за рост социалистической рентабельности в 1936 г. были присвоены хозрасчетные функция главным управлениям промышленных наркоматов: право заключать хозяйственные договоры, иметь собственные оборотные средства, пользоваться кредитом в Государственном банке и т. д.

В планировании накоплений и контроле над финансовой деятельностью государственных предприятий и хозяйственных организаций важнейшее значение имело произведенное с 1940 г. изменение системы отраслевого финансового планирования.

Новая система финансового планирования - составление балансов доходов и расходов - введена на основании постановления Экономсовета при СНК СССР от 22 июля 1939 г. До этого финансовый план предприятия или наркомата охватывал лишь часть их ресурсов. В доходную часть финансового цлаиа включались в основном только финансовые результаты выполнения производственных программ и планов реализации, т. е, прибыль и амортизация, а в расходную часть - лишь затраты, связанные с



восстановлением основных фондов ж с расширенном производства (капитальный ремонт, капитальные затраты по новому строительству, прирост оборотных средств). Поступления от реализации продукции и затраты на нее в финансовый план полными суммами не включались. Не включались в финансовый план также некоторые платежи в бюджет, в том числе такой крупный, как налог с оборота.

В отличие 01 зтого в доходной части новой формы финансового плана - баланса доходов и расходов показывалась полностью все доходы предприятия, главного управления, наркомата или отдела исполкома, включая не только всякого рода поступления от реализации продукции, но также и все поступления иенроиз-Водственвого характера, в частности доходы от жилищно-коммунального хозяйства. Б соответствии с этим в расходную часть баланса включались полностью все затраты иа производство и сбыт продукции, затраты, невключаемые в себестоимость продукции, расходы по жилищно-коммунальному хозяйству, затраты, связанные с восстановлением основных - фондов, расширением производства и т. п. В балансе доходов и расходов также полностью отражались взаимоотношения с бюджетной системой - все платежи в бюджет (в том числе налог с оборота) и все суммы, отпускаемые из бюджета по отдельным видам затрат.

Таким образом, баланс доходов и расходов являлся развернутым финансовым планом предприятия, главного управления, наркомата либо отдела исполкома. Такая система отраслевого финансового нлаиироваЕ[ия позволяла укрепить бюджетное планирование, полнее обеспечивала условия для подлинного контроля за фЕшансово-экономической стороной деятельности предприятий и хозяйственных организаций, осуществляемого как в процессе составления бюджета, так и в процессе его исполнения. Баланс доходов и расходов показывает в развернутом виде расчетные отношения бюджета с отдельными предприятиями, главными управлениями, отраслянн производства, наркоматами. Вполне естественно, что введение баланса доходов и расходов содействовало усовершенствованию планирования отчислений от прибылей.

Борьба за повышение рентабельности предприятий, прежде всего в отраслях тяжелой индустрии, требовала также дальнейшего внедрения и усиления кредитного контроля, внесения соответствующих изменений в сложившуюся иа основе кредитной реформы 193Q г. систему кредитования промышленности.

Установленные за 1930-1937 гг, виды и формы банковского кредитования не обеспечивали достаточно тесных кредитных взаимоотношений банка с тяжелой промышленностью. Поскольку банковские ссуды выдавались главным обравом на образование сезонных запасов товарно-материальвых ценностей и на сезон-вые производствецвые затраты, освовяая сумма задолженности по ссудам Госбанку при:£одилась на торговые и заготовительные организации и на отрасли пищевой, мясо-молочной, рыбной, лег-

кой и текстильной промышленности. Так как у предприятий тяжелой и машиностроительной промышленности запасы мате{шаль-ных ценностей сезонного характера сравнительно невелики, то такие предприятия в основном пользовались лшпь ссудами под документы в пути (расчетные кредиты),

В целях усиления контроля рублем за ходом производства в отраслях тяжелой промышленности и машиностроения, эа состоянием хозяйственного расчета и финансов в этцх отраслях Госбанку было разрешено начиная со второго полугодия (939 г. (вначале в виде опыта) выдавать предприятиям этих отраслей ссуды па незавершенное производство и под готовую продукцию. Кредитование должно было производиться по обороту иезавер-шенвого производства и готовой продукции в порядке определенного долевого участия Государственного банка в затратах предприятий. По Пезавершенному производству доля Госбанка была установлена в размере 20% суммы собственных оборотных средств предприятия, предназначенных для образования норматива но незавершенному производству, причем ссуды должны были выдаваться на срок, необходимый для превращения незавершенного производства в готовую продукцию. Участие Госбанка в кредитовании готовой продукции определялось в размере 50%; ссуды этого рода выдавались на срок нахождения продукции на складе предприятия.

В борьбе за наиболее эффективное использование ресурсов страны, за увеличение доходов и накоплений социалистического хозяйства на основе повышения производительности труда и укрепления трудовой дисциплины большое значение имела произведенная на основе постановления СНК СССР, ЦК ВКП(б) и ВЦСПС от 28 декабря 1938 г. перестройка государственного социального страховзния.

В целях борьбы с летунами и прогульщиками - дезорганизаторами на производстве и в учреждениях, а также для уменьшения текучести кадров, для стимулирования их закрепления на отдельных предприятиях размеры обеспечения но социальному страхованию были поставлены в прямую зависимость от продолжительности непрерывной работы рабочего или служащего на данном предприятии или в учреждении. Лица, оставившие работу без уважительных причин но собственному желанию либо уволенные с работы за нарушение трудовой дисциплины, получали право па пособия по временной нетрудоспособности лишь в том случае, если они проработали на новом месте работы не менее определенного срока. Работницам и женщинам-служащим пособия по беременности и родам должны были выдаваться лишь при условии, если они проработали на данном предприятии или в учреждении без перерыва не менее 7 месяцев. В 1940 г. был запрещен самовольный уход с предприятия.

Успехи в борьбе за освоение новой техники и новых производств, за повышение рентабельности промышлевных предпрня-

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [ 56 ] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82]