назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [ 51 ] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82]


51

Мировой экойомйческий кризис 1929-1033 г., небывалый но своей нродолжительности, глубине и остроте, сопровождался кредитным и валютным кризнсон, крушеннеи международного канН-талистнческого кредита, кризисом государственных финансов. Несмотря на усиление налогового бремени, являющееся одним из главных методов перенесения тяжести кризиса на плечи трудящихся, бюдакеты капиталистических государств вступили в полосу хронической дефицитности. Особенно крупных размеров бюджетные дефициты достигли в США (свыше половины общей суммы бюджетных расходов), в Японии (в 1932/33 г.-более трети всех бюджетных доходов)

На почве экономического кризиса и огромных бюджетных дефицитов возникла и усилилась бумажноденежная инфляция, еще более ухудигавшая материальное положение трудящихся в капиталистических странах. Следствием экономического кризиса и огромных бюджетных дефицитов были также 1Ч)сударствепные банкротства, которые повлекли за собой упадок международного кредита. В 1931 г. заявили о своем частичном или полном прекращении платежей 7 государств, в 1932 г.- 14 государств, в том числе Германия, Франция, Польша, Бельгия, в 1933 г,- еще 5 государств, в том числе Англия и Италия. Такие крупнейшие капиталистические страны, как Англия и Германия, полностью отказались от платежей по своим внешним долгам.

Первый пятилетний план развития народного хозяйства СССР явился важным этаном в строительстве социалистической экономики в стране и преодолении ее прошлой отсталости по сравнению с развитыми капиталистическими государствами. В годы первой пятилетки в СССР было завершено построение фундамента социалистической экономики, созданы условия для полной ликвидации капиталистических классов, для завершения переходного периода от капитализма к социализму.

Глава п№стая

ФИНАНСЫ В ПЕРИОД БОРЬБЫ

ЗА ЗАВЕРШЕНИЕ СТРОИТЕЛЬСТВА

СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА

И ПРОВЕДЕНИЕ НОВОЙ КОНСТИТУЦИИ СССР.

ФИНАНСЫ В ТРЕТЬЕЙ ПЯТИЛЕТКЕ

1. Задачи ф1

>й политики СССР

и роль советских финансов в новой фазе развития социалистического государства

С ликвидацией капиталистических классов социалистическое государство встунЕшо в новую фазу своего развития. Отпала функция военного подавления внутри страны. Вместо нее появЕЕлась у государства функция охраны социалистической собственности от расхитителей народного добра. Сохранилась полностью функция военной защиты страны от нападения извне. Получила полное развитие функция хозяйственно-организаторской и культурно-воспитательной работы государственных органов, которая стала основной задачей нашего государства.

В соответствии с изменением задач и функций социалистического государства изменились и задачи его финансовой политики. Отпала необходимость в использовании финансовых инструментов и методов для ограничения и вытеснения капиталистических элементов ввиду окончательной и полной ликвидации эксплуататорских классов в нашей стране. Полиостью сохранилась задача обеспечения финансовыми ресурсами роста обороноспособности страны, повышения технической оснащенности Красной Армии и Военно-Морского Флота, укрепления нх кадрового состава. Значительно расширились и усложнились задачи финансовой политики Советского Союза, связанные с хозяйственно-организаторской и культурщо-воснитательной работой органов социалистического государства и с охраной социалистической собственности.

Основными задачами финансовой политики СССР в новой фазе развития социалистического государства явились:

1)мобилизация средств, нео(5ходимых для содержания государственного аппарата управления, для уснленвя и укрепления обороноспособности социалистической Родины, для военной защиты государственных границ Советского Союза от нападения на него извне;

2)обеспечение финансовыми ресурсами хозяйственных и социально-культурных мероприятий социалистического государства, направленных на удовлетворение потребностей расширенного со-



цвалвствческого воспроизводства, развитве соцвалистпческой культуры, на охрану и укрепление здоровья трудящихся, обеспечение граждан СССР в случае утраты трудоспособности, в старости ИТ, д.;

3)обеспечение наиболее правильного, эффективного использования государственных средств, а также ресурсов всего народного хозяйства на основе последовательного осуществления социалистического принципа оплаты по труду, укрепления хозяйственного расчета и проведения финансового контроля; всемерное стимулирование охраны и укрепления социалистической собственности, роста производительности общественного труда, повышения рентабельности предприятий и хозяйственных организаций, выполнения и перевыполнения планов производства и. реализации продукции; содействие правильному "сочетанию общественных и личных интересов советских граждан, воспитание коммунистического отношения к труду и общественной собственности;

4)использование финансов и кредита для осуществления устанавливаемого народнохозяйствеиным планом распределения оественного продукта согласно общественным и личным потребностям советски граждан, для обеспечения соответствия между распределением доходсш и общественного продукта, для пресечения всяких путей и возможностей проникновения капитализма, для вовлечения в хозяйственный оборот всех временно свободных средств, денежных накоплений и сбережений предприятий, учреждений, организаций и населения.

На первое место выдвинулись задачи всемерного воспитания социалистического отншпения к труду- и общественному продукту, всемерш охраны общественной социалистической собственности, коммунистического воспитания масс, развития советского патриотизма. Соцвалнстическнй принцип распределения по труду должен проводиться в жизвь со всей последовательностью, должна широко применяться система поопфения за высокве достижения во всех отраслях общественного труда, развертываться массовая инициатива наряду с усилением ответственности за нарушения трудовой дисциплины, за нерадивое отношение к социалистической собственности. После ликвидации капиталистических классов стали в полной мере развиваться таящиеся в недрах социалистического строя возможности роста производства и повышения его эффективности в интересах более полного удовлетворения растущих потребностей васелеввя.

Все зто потребовало более дифференцированного подхода внутри единого социалистического хозяйства к отдельным его отраслям, участкам хозяйственного и культурного строительства, к отдельным предприятиям и группам населения. То обстоятельство, что капиталистические классы ликвидированы, а единолич-цое крестьянское хозяйство оттеснено на второстепенные пози ции, отнюдь ве означаяо «обещеиия» финансовых категорий.

Финансовые отношения и после победы социализма имеют богатое, разностороннее содержание. Необходимо лишь, чтобы формы их организации, методы финансовой работы соответствовали этому содержанию, действительно содействовали решению указанных задач.

На XVn съезде партии были подвергнуты уничтожающей критике левацкие «теории» о том, что победа социализма будто бы предопределяет ликвидацию денег, их отмирание, а вместе с тем и отмирание всей снстемы финансов и кредита. В резолюции съезда подчеркивалось, что «основой хозяйственной деятельности должна быть борьба за внедрение хозрасчета во всех звеньях народного хозяйства, усиление планово-финансовой дисцпнлипы, дальнейшее укрепление советского рубля - этого важнейшего рычага усиления хозрасчета и укрепления экономических связей между городом и деревней» .

XVIII съезд партии в резолюции о третьем пятилетнем плане развития народного хозяйства СССР указал на «необходимость улучшения бюджетно-кредитной работы, дальнейшего укрепления хозрасчета, усиления борьбы с бесхозяйственностью, повышения уровня рентабельности тяжелой индустрии и других отраслей народного хозяйства, укрепления советского рубля на основе социалистического производства, усиленного развития товарооборота и общего подъема материального уровня жизни народа»

Большое внимавие вопросам хозрасчета, борьбы за свиже-ние себестоимости продукции, за лучшее использование оборотных средств, а также вопросам организации налаженного учета и контроля уделила XVIII партийная конференция в резолюции «О задачах партийных организаций в области промышпеп-иости и транспорта» *.

Необходимость товарного производства, обмена через куплю-пррдажу сохраняется до тех пор, пока существуют две формы социалистической собственности - государственная, являющаяся всенародным достоянием, и колхозно-коонвративНая, представляющая собой достояние отдельных коллективных хозяйств и кооперативных организаций.

В непосредственном распоряжении государства на стадии социализма находится лишь продукция, производимая государственными предприятиями.

Что же касается продукции колхозов, то она представляет собой собственность отдельных колхозов, которые передают ее в распоряжение государства главным образом в порядке обмена ва продукЕЩю госудйрствеввой промышленности. Эти взаимно обмениваемые продукты труда, создаваемые предприятиями, основан-

* КПСС в резолюциях и решеяиях съдадов, конференций и п«еиум<» ЦК,

т. 5. М., Политиздат, 1971, с. 148. Там же, с. 364, Там же, с. 460.



пыьш на разных формах сочралистяческой собственности, являются товарами, а их производство - товарным производством. Из товарного же производства н обмена товаров неизбежно вытекает действие закона стоимости п необходимости денег как высшей, наиболее развитой формы стоимости.

Благодаря общественной собственности на средства производства, ликвидации системы наемного труда, системы эксплуатации и благодаря действию закона планомерного (пропорционального) развития народного хозяйства закон стоимости не является и не может быть регулятором социалистического производства. В основе планомерного (пропорционального) развития народного хозяйства СССР лежит не закон стоимости, а обеспечение максимального удовлетворения постоянно растущих материальных и культурных потребностей всего общества путем непрерывного роста и совершенствования социалистического производства на базе высшей техники.

В этом состоят существенные черты и требования основного экономического закона социализма. Сфера действия закона стоимости как регулятора производства ограничивается при социализме, товарным обращением, т. е. обменом главным образом товаров личного потребления через куплю-продажу. При этом и в данной сфере регулирующая роль закона стоимости поставлена в рамки безраздельным господством социалистической собственности на средства производства и вытекающими отсюда действиями закона планомерного (пропорционального) развития народного хозяйства.

Вместе с тем через производство и реализацию в качестве товаров тех потребительских продуктов, которые необходимы для воспроизводства рабочей силы, открывается воздействие закона стоимости также и на производство.

На стадии социализма сохраняется необходимость в использовании денежной, стоимостной формы учета затрат живого и овеществленного труда. До тех пор; пока не будут созданы условия для выражения затрат живого и овеществленного труда непосредственно в единицах рабочего времени, денежный (стон-местный) учет объективно необходим. Он позволяет соизмерять затраты и полученные результаты, осуществлять хозяйственный расчет, считать и калькулировать, определять себестоимость продукции. Учёт действия закона стоимости стимулирует улучшение методов производства, снижение себестоимости продукции, выявление и рациональное использование всех внутренних ресурсов, заставляет добиваться повышения рентабельности предприятий. Стоимостная форма используется для калькуляции, расчетов, определения доходности и убыточности преднриятий, для контроля за их деятельностью.

Безраздельное господство социалистической системы хозяйства и социалистической собственности на орудия и средства производства отнюдь не означает, что отношения предприятий и хо-

зяйствепных организаций с финансовой системой упрощаются настолько, что становятся лишь расчетными отношениями. Наоборот, эти отношения принимают все более разнообразный характер, дифференцируются. С точки зрения задач социалистического государства, интересов всего советского народа вовсе ие безразлично, например, каково соотношение источников доходов колхозов, как колхоз распределяет и использует свою продукцию и свои денежные дохоДы, как используются материальные и трудовые ресурсы каждого социалистического предприятия, какие меры принимаются государственными и кооперативными предприятиями для ускорения (йорачиваемости средств, снижения себестоимости, сохранения дееспособности основных фондов, насколько умело, по-хозяйски организована работа каждого предприятия.

В связи с. этим возрастает значение хозяйственного расчета и подлинного контроля рублем, такого контроля, который на деле помогает улучшать работу каждого предприятия, стимулирует рост производительности общественного труда, охрану и увеличение социалистической собственности, выполнение и перевыполнение устанавливаемых государством планов.

Точно так же ликвидация капиталистических классов и-эксплуатации человека человеком не устраняет необходимости использования финансов как орудия регулирования доходов. К отдельным формам, видан, источникам доходов необходим дифференцированный подход. Этого требуют задачи охраны социалистической собственности, Последовательного осуществления социалистического принципа оплаты по труду, укрепления социалистической дисциплины труда, новышенЕШ его производительности, правильного сочетания общественных и личныг интересов, воспитания коммунистического отношения к труду и общественной собственности.

2. Конституция СССР 1даб г. и финансы

Победа социализма нашла отражение во всех отраслях политической, экономической, культурной и общественной жизни нашей страны, В 1935 г. партия и правительство приняли решение о впесении в Конституцию СССР, утвержденную съездом Советов в 1924 г., тех изменений, которые должны были отразить происшедшие за годы социалистического строительства преобразования.

5 декабря 1936 г. Чрезвычайный УП1 Всесоюзный съезд Советов принял величайший по своему историческому значению акт - новую Конституцию (Основной Закон) Союза ССР. В ней были четко записаны огромные завоевания трудящихся СССР, достигнутые за истекшие годы социалистического строительства под руководством Коммунистической партии. Конституция запечатлела победу сотиализма в нашей стране, закрепила невидай-

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [ 51 ] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82]